Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Утром стулья, деньги через месяц ("Московский бухгалтер", 2004, N 10)



"Московский бухгалтер", N 10, 2004

УТРОМ СТУЛЬЯ, ДЕНЬГИ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ

В борьбе за покупателя московские и областные магазины используют всевозможные скидки, рекламные акции и прочие маркетинговые ходы. За последнее время в столице быстро распространился новый способ завлекать потребителя - продавать товары и продукцию в кредит. Бухгалтеру магазина следует обратить внимание на налоговые тонкости кредитования.

Конечно, продажа товара или продукции в кредит достаточно удобна и привлекает массу покупателей. И к тому же за такую услугу можно безбоязненно повысить цены, разумеется, включив в них проценты за рассрочку. Только если магазин решил продавать товар в кредит, то сначала руководству следует решить, кто именно будет кредитовать покупателей.

Продавать товар таким образом можно за счет своих ресурсов, самостоятельно кредитуя покупателя. А можно пригласить к сотрудничеству банк. В этом случае продавец получит деньги за проданные товары сразу. А клиент будет погашать свой долг кредитному учреждению. Естественно, банку за его услуги фирма-продавец должна будет заплатить комиссионные. Обычно их сумма не превышает нескольких процентов от стоимости товара.

От того, какой вариант вы предпочтете, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.

Примечание. Формы первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит утверждены Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. N 132. Эти формы должны применять все организации, продающие товары в кредит.

Кредитуем сами

Если фирма или предприниматель самостоятельно предоставляют рассрочку платежа за свой товар, то возникает два неудобных для продавцов момента. Во-первых, организация сама несет кредитные риски. Проще говоря, если покупатель обманет и не внесет оставшиеся деньги за товар, магазин понесет убытки. Во-вторых, фирма добровольно ограничивает свои оборотные средства. Ведь срок, за который покупатель будет расплачиваться, может доходить от нескольких месяцев до года.

Но если руководство все же принимает решение о рассрочках, то бухгалтеру нужно внимательно следить за документооборотом. Для того чтобы оформить продажу товара в кредит, с покупателем нужно заключить договор купли-продажи. Соглашение на предоставление займа в этом случае не требуется. Ведь рассрочка - всего лишь способ оплаты товара или продукции. В самом же договоре нужно предусмотреть несколько важных моментов.

В первую очередь следует указать на обязанность покупателя выплачивать проценты. Как следует из п.4 ст.488 Гражданского кодекса, условие о процентах должно быть обязательно закреплено в договоре. В противном случае покупатель имеет полное право их не платить.

Также в договоре обязательно надо отразить сроки и размеры платежей по кредиту (п.1 ст.489 ГК). При этом в случае возврата товара ненадлежащего качества покупателю помимо погашенной ко дню возврата стоимости должны быть возвращены и уплаченные проценты. Такой порядок предусмотрен Законом о защите прав потребителей.

Напомним также, что если товар продается в розницу, просто начислять дополнительные проценты за просрочку платежей ни в коем случае нельзя. Это запрещается п.3 ст.500 Гражданского кодекса. Но зато у недобросовестного покупателя можно потребовать вернуть товар. Это условие надо предусмотреть в договоре. Правда, если он уже оплатил половину стоимости товара, вернуть его не удастся. На это указывает ст.498 Гражданского кодекса. Так что разбираться с неплательщиком придется в суде.

Ну а если покупатель добросовестно перечисляет все причитающееся, то учет будет выглядеть так: в налоговом учете придется разделить суммы кредита и проценты по нему. Ведь те фирмы, которые используют метод начисления, признают выручку в момент реализации. А проценты по кредиту признаются внереализационным доходом (п.6 ст.250 НК). Те, кто в налоговом учете использует метод начисления, доход от продажи должны признать сразу, а проценты ежемесячно включать во внереализационный доход.

Торгуем через банк

Если магазин обратится к банку за помощью, кредитование будет уже выглядеть по-другому. Теперь потребуется два договора - между банком и магазином и между банком и покупателем.

Сначала банк оформляет договор с покупателем, на основании которого ему предоставляется кредит, затем перечисляет всю сумму, равную кредиту, магазину. Далее между покупателем и магазином заключается договор розничной купли-продажи. В этом случае часть стоимости товара покупатель оплачивает в магазине сам. Оставшаяся часть погашается за счет банковского кредита. Банк в свою очередь может потребовать комиссию за свои услуги. Обычно она считается в процентах от выданного кредита. Расходы фирмы на оплату услуг банка можно учесть как:

- расходы, связанные с производством и реализацией (пп.25 п.1 ст.264, ст.273, ст.320 НК);

- внереализационные расходы (пп.15 п.1 ст.265 НК).

Организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет расходы на оплату услуг банков (п.4 ст.252 НК). Принятое решение следует отразить в учетной политике.

Главное в банковском кредите - покупателя теперь можно штрафовать за просрочку платежей. Ведь он не купил товар в кредит. Он сделал покупку за счет средств банка. То есть при таком способе кредитования риски как банка, так и магазина сводятся к минимуму.

Магазин на спецрежиме

Отдельно стоит упомянуть подмосковные организации и предпринимателей, которые переведены на уплату ЕНВД.

Как известно, под ЕНВД может попасть магазин, если его торговая площадь не превышает 150 кв. м и он реализует товары за наличный расчет. Естественно, если он начнет продажу в кредит через банк, второй параметр соблюдаться не сможет.

В Письме МНС от 26 декабря 2003 г. N 01-2-03/2355 чиновники считают, что часть торговли под ЕНВД попасть не сможет. При этом магазину придется вести раздельный учет обычной реализации товаров и продаж в кредит в той части стоимости товара, которая оплачивается по безналичному расчету.

То есть если магазин пригласил к сотрудничеству банк, то вмененку он применить не сможет. Чтобы остаться на спецрежиме, ему придется кредитовать покупателей самостоятельно. Согласитесь, не каждый вмененщик сможет себе это позволить.

Если же магазин решил все-таки вести раздельный учет, то возникает вопрос с площадью торгового зала. Как же его поделить? Этого налоговое ведомство объяснять не стало. Поэтому, если в одном и том же магазине товар продается и за наличный расчет, и в кредит (с зачислением на расчетный счет), при исчислении суммы единого налога магазину следует учитывать всю площадь торгового зала.

Этой же позиции придерживаются и чиновники Минфина. Такую точку зрения они высказали в своем Письме 12 ноября 2003 г. N 04-05-12/88.

Пример 1. Магазин реализует бытовую технику в кредит. В сентябре был реализован домашний кинотеатр. Его стоимость, не считая платы за пользование кредитом, составила 118 000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.). Рассрочка платежа - 10 месяцев, а ставка процента - 5 процентов в месяц. Первоначально вносится 30 процентов стоимости кинотеатра. В налоговом учете используется метод начисления, а НДС магазин считает "по оплате".

Бухгалтер сделал в сентябре следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 118 000 руб. - продан кинотеатр;

Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет "НДС по отгруженной продукции"

- 18 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 50 Кредит 62

- 35 400 руб. (118 000 руб. х 30%) - отражен первоначальный взнос покупателя;

Дебет 76 субсчет "НДС по отгруженной продукции" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 5400 руб. (35 400 руб. х 18 : 118) - отражен НДС с оплаченной стоимости кинотеатра;

Далее ежемесячно в течение 10 месяцев при получении от покупателя денежных средств бухгалтер делал проводки:

Дебет 50 Кредит 62

- 8260 руб. ((118 000 руб. - 35 400 руб.) : 10 мес.) - в кассу магазина поступил очередной платеж;

Дебет 76 субсчет "НДС по отгруженной продукции" Кредит 68

- 1260 руб. (8260 руб. х 18 / 118) - отражена задолженность бюджету по НДС в части оплаты за товар.

Вместе с оплатой долга покупатель будет вносить проценты. Их нужно отражать так:

Дебет 50 Кредит 90-1

- 63 руб. (1260 руб. х 5%) - проценты включены в доходы;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 90-3

- 9 руб. (63 руб. х 18 : 118) - начислен НДС.

В налоговом учете в сентябре в доход включено 100 000 руб. Ежемесячно в состав внереализационных доходов будут включаться проценты в размере 54 руб. (63 - 9).

Пример 2. Магазин заключил с банком договор о продаже автомобилей населению в кредит. Банковская комиссия составляет 1 процент от предоставленного кредита. Магазин считает НДС по отгрузке. Первый взнос составляет 30 процентов. Услуги банка, согласно учетной политике, следует относить к внереализационным расходам.

В октябре магазин продал в кредит автомобиль за 600 000 руб. (в т.ч. НДС - 108 000 руб.). Покупатель внес 180 000 руб. (600 000 руб. х 30%), а остальную сумму (420 000 руб.) банк перечислил на расчетный счет магазина.

Бухгалтер составил следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 420 000 руб. - отражена задолженность покупателя в части, оплачиваемой за счет банковского кредита;

Дебет 50 Кредит 90-1

- 180 000 руб. - получен первоначальный взнос от покупателя при продаже товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

- 108 000 руб. - начислен НДС с полной продажной стоимости автомобиля;

Дебет 51 Кредит 62

- 415 800 руб. (420 000 руб. - 420 000 руб. х 1%) - перечислена банком оставшаяся часть денежных средств в оплату товара за минусом комиссии.

В налоговом учете в сентябре в доход от реализации включено 492 000 руб. (600 000 - 108 000). Банковская комиссия (4200 руб.) отнесена к внереализационным расходам.

А.Михайловский

Подписано в печать

24.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Осень. Пора подумать о резервах ("Московский бухгалтер", 2004, N 10) >
Вопрос: В сентябрьском номере "Московского бухгалтера" прочитал статью, как уведомлять налоговую при смене учредителя или гендиректора. А у нас другая ситуация. Директор поменял фамилию. Соответственно, у него изменились паспортные реквизиты. Обязаны ли мы сообщать об этих изменениях в налоговую инспекцию? ("Московский бухгалтер", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.