![]() |
| ![]() |
|
Статья: О некоторых вопросах государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств ("Налоговые известия Московского региона", 2004, N 9)
"Налоговые известия Московского региона", N 9, 2004
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
1. Основные сведения
В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. В соответствии со ст.1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому в настоящее время вновь создаваемое фермерское хозяйство не может быть зарегистрировано в качестве юридического лица. В соответствии с п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ фермерские хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие фермерские хозяйства нормы Закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность фермерских хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Фермерские хозяйства, созданные ранее как юридические лица, вправе осуществлять свою деятельность в таком качестве до 1 января 2010 г. Для этой категории фермерских хозяйств, как и для всех юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) была установлена обязанность представить до 1 января 2003 г. сведения о себе, предусмотренные пп."а" - "д", "л" п.1 ст.5 этого Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа. Необходимо отметить тот факт, что для всех юридических лиц, не выполнивших эту обязанность, в том случае, если судом еще не принято решение о ликвидации по этому (или иному) основанию, уполномоченное лицо вправе подать в регистрирующий орган по месту нахождения такие сведения (по форме N Р17001 - Приложение N 6 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439), которые регистрирующий орган обязан принять, на основании которых это юридическое лицо (в данном случае фермерское хозяйство) будет включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН).
Таким образом, сведения об этой категории фермерских хозяйств (юридических лиц) должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Все дальнейшие регистрационные действия в отношении них должны осуществляться в соответствии с порядком, установленным Законом N 129-ФЗ для юридических лиц (включая внесение изменений, ликвидацию, реорганизацию) и сопровождаться внесением соответствующих записей в ЕГРЮЛ. В течение отпущенного для этой категории фермерских хозяйств переходного периода (до 1 января 2010 г.) эти хозяйства должны принять решение либо о прекращении своей деятельности (добровольная ликвидация юридического лица), либо о преобразовании в другое юридическое лицо (производственный кооператив или хозяйственное общество), либо о приведении своего статуса в соответствие с Законом N 74-ФЗ. Все регистрационные действия во всех случаях, кроме последнего, должны осуществляться в соответствии с порядком, установленным для юридических лиц. Случай приведения фермерским хозяйством (юридическим лицом) статуса в соответствие с Законом N 74-ФЗ будет рассмотрен ниже. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.09.2003 N 577) с 1 января 2004 г. государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Тем самым определено, что государственная регистрация фермерских хозяйств, созданных после 1 января 2004 г., осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту жительства физического лица - главы фермерского хозяйства с внесением записи об этом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и присвоением основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Необходимо отметить одну существенную особенность государственной регистрации фермерских хозяйств в настоящее время: формы документов, представляемых в регистрирующий орган для их регистрации, не утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в последней редакции) утверждены только формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Постановлении содержится положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных этим Постановлением, а также разрабатывает и утверждает формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не отнесенных Законом N 129-ФЗ к компетенции Правительства Российской Федерации. Тем же Постановлением Правительства РФ N 439 за Министерством Российской Федерации по налогам и сборам закрепляется право разрабатывать и утверждать формы документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств. Это и было осуществлено на практике, а именно формы документов утверждены Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2003, регистрационный N 5363), в который в последующем были внесены изменения Приказом МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121.
2. Государственная регистрация вновь создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства
В соответствии со ст.3 Закона N 74-ФЗ право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Причем фермерское хозяйство может быть создано как одним человеком, так и несколькими. К членам фермерского хозяйства законом предъявляются определенные требования. Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. В соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения: 1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со ст.17 Закона N 74-ФЗ и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные, не противоречащие гражданскому законодательству условия. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. В соответствии со ст.5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Для государственной регистрации вновь создаваемого фермерского хозяйства в регистрирующий орган по месту жительства главы будущего фермерского хозяйства представляются следующие документы: а) подписанное главой фермерского хозяйства нотариально удостоверенное заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р21002; б) соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (если оно создается не одним человеком), подписанное всеми его членами; в) копия основного документа (паспорта), удостоверяющего личность главы фермерского хозяйства (в случае если он является гражданином Российской Федерации); г) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, являющегося главой фермерского хозяйства (в случае если глава фермерского хозяйства является иностранным гражданином); д) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, являющегося главой фермерского хозяйства (в случае если он является лицом без гражданства); е) копия свидетельства о рождении главы фермерского хозяйства или копия иного документа, подтверждающего дату и место его рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность главы фермерского хозяйства, не содержит сведений о дате и месте его рождения); ж) копия документа, подтверждающего право главы фермерского хозяйства временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если он является иностранным гражданином или лицом без гражданства); з) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства главы фермерского хозяйства в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего его личность, или документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе); и) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление главой фермерского хозяйства деятельности, либо копия свидетельства о заключении главой фермерского хозяйства брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении главы фермерского хозяйства полностью дееспособным (в случае если глава фермерского хозяйства является несовершеннолетним); к) документ об уплате государственной пошлины. Представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 Закона N 129-ФЗ. При этом верность представляемой копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет в регистрирующий орган вместе с копией соответствующий подлинник документа. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п.3 ст.9 Закона N 129-ФЗ. Размер госпошлины за этот вид государственной регистрации составляет 400 руб. В соответствии со ст.16 Закона N 74-ФЗ главой фермерского хозяйства, созданного несколькими членами, признается один из его членов, избранный по взаимному согласию членов фермерского хозяйства. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он сам и будет главой фермерского хозяйства. Заявителем является глава фермерского хозяйства, подпись которого удостоверяется нотариально. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630) заявление, а также приложения к нему заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк. Заявление заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте следует сделать пометку "Регистрация". Каждый документ, содержащий более одного листа (включая само заявление с приложениями), представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Все вышеперечисленные требования являются обязательными требованиями к любым документам, представляемым в регистрирующий орган (в том числе и при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Обязательным для заполнения является приложение к заявлению этой формы - лист А "Сведения о видах экономической деятельности". При этом необходимо отметить, что виды деятельности (коды ОКВЭД) выбираются (присваиваются) заявителем (главой фермерского хозяйства) самостоятельно из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Регистрирующие (налоговые) органы не проводят экспертизу соответствия указанных заявителем кодов видам экономической деятельности, определенным ст.19 Закона N 74-ФЗ. В соответствии с этой статьей Закона основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. В Законе N 74-ФЗ перечислены лишь основные виды деятельности, однако это не исключает возможность вести иные виды деятельности по выбору главы фермерского хозяйства. В случае отсутствия "Сведений о видах экономической деятельности" (Лист А) регистрирующим органом выносится решение об отказе в регистрации (по причине непредставления документов). Такое же решение должно быть вынесено при отсутствии в документах, поданных для государственной регистрации на создание фермерского хозяйства, состоящего из нескольких членов, утвержденного и подписанного соглашения. Обязательность его представления вытекает из ст.4 Закона N 74-ФЗ и п.2 Листа Б формы N Р21002. Из приведенного перечня обязательных документов, представляемых для государственной регистрации вновь создаваемого фермерского хозяйства, видно, что в него не входят копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство (в случае создания его несколькими физическими лицами), обязательность наличия которых устанавливается ст.4 Закона N 74-ФЗ. Представление этих документов для регистрации не является обязательным, в соответствии с Законом N 129-ФЗ на регистрирующие органы не возложены обязанности по осуществлению контроля за соблюдением членами фермерского хозяйства положений, установленных п.4 ст.4 Закона N 74-ФЗ. Однако при наличии в регистрирующем органе информации, свидетельствующей о нарушении главой фермерского хозяйства этого положения, регистрирующий орган, руководствуясь п.3 ст.25 Закона N 129-ФЗ, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении зарегистрированного фермерского хозяйства. Необходимо отметить, что для государственной регистрации фермерского хозяйства не требуется представлять в регистрирующий орган документы о выделении (наличии в собственности и т.п.) земельного участка для ведения фермерского хозяйства. Тем самым допускается возможность регистрации фермерского хозяйства, у которого не имеется земельного участка (ни на правах аренды, ни в собственности и т.п.). Относительно земельного участка в ст.11 Закона N 74-ФЗ говорится лишь то, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, и в Законе N 74-ФЗ нет прямого указания об обязательном наличии у фермерского хозяйства земельного участка. Порядок предоставления фермерскому хозяйству земельных участков как сельскохозяйственного, так и иного назначения устанавливается ст.ст.11 - 13 Закона N 74-ФЗ. Сам факт выделения (приобретения) земельного участка никак не связан с осуществлением регистрационных действий органами, осуществляющими государственную регистрацию фермерских хозяйств (налоговыми органами), и не подлежит регистрации в этих органах. Регистрация фермерского хозяйства осуществляется не по месту нахождения земельного участка, выделенного для ведения деятельности (если такой имеется), а по месту жительства главы фермерского хозяйства. Таким образом, место регистрации фермерского хозяйства может не совпадать с местом нахождения земельного участка, на котором оно ведется (они могут относиться даже к разным субъектам Российской Федерации). Вопросы, связанные с определением места жительства физического лица (гражданина России), приводились ранее. Относительно вопроса, связанного с определением места жительства в России иностранного гражданина, лица без гражданства или беженца, необходимо иметь в виду следующее. По Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранному гражданину (лицу без гражданства), постоянно или временно проживающему на территории Российской Федерации, выдается соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание. Штамп о регистрации по месту временного проживания проставляется на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. В случае отсутствия такой возможности штамп проставляется на свободной странице документа, удостоверяющего личность. При выдаче вида на жительство отметка о регистрации иностранного гражданина по месту жительства проставляется в виде на жительство. Лицу без гражданства, не имеющему документов, удостоверяющих личность, разрешение на временное проживание или вид на жительство выдается в виде документа. В соответствии с Законом N 115-ФЗ документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, является разрешение на временное проживание, а также вид на жительство. Таким образом, государственная регистрация иностранных граждан или лиц без гражданства в качестве глав фермерских хозяйств (а также и индивидуальных предпринимателей) осуществляется при представлении ими документа, удостоверяющего личность, либо разрешения на временное проживание, либо вида на жительство, с отметкой о регистрации по месту жительства (месту временного проживания). Государственная регистрация лица без гражданства в этих случаях осуществляется при представлении им в регистрирующий (налоговый) орган разрешения на временное проживание либо вида на жительство. Необходимо отметить, что выдаваемая иностранному гражданину, прибывшему в Россию, миграционная карта служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина и не является документом, подтверждающим право физического лица, регистрируемого в качестве главы фермерского хозяйства (или индивидуального предпринимателя), временно проживать в Российской Федерации. Следовательно, регистрирующий (налоговый) орган не осуществляет государственную регистрацию иностранного гражданина, лица без гражданства в качестве главы фермерского хозяйства (или индивидуального предпринимателя) при представлении им миграционной карты в качестве документа, подтверждающего адрес места жительства. После принятия документов для регистрации должностное лицо налогового органа выдает (направляет) в соответствии с установленным порядком расписку о приеме документов, форма которой установлена Приказом МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121 (Лист Б Приложения N 1). Государственная регистрация осуществляется в сроки, установленные Законом N 129-ФЗ, т.е. в течение пяти рабочих дней. В течение этого срока выносится решение о регистрации или об отказе в регистрации. В соответствии с действующим законодательством имеется исчерпывающий перечень причин, по которым регистрирующий орган может вынести решение об отказе в регистрации: а) непредставление перечисленных выше необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (т.е. не по месту жительства главы фермерского хозяйства); в) при наличии обстоятельств, предусмотренных п.4 ст.22.1 Закона N 129-ФЗ. То есть если у заявителя не утратила силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. При этом в случае представления документов для государственной регистрации по почте они должны быть направлены только почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В случае нарушения этого условия пересылки (например, если в почтовом отправлении отсутствует опись) регистрирующий орган выносит решение об отказе по причине отсутствия документов. Решение об отказе в государственной регистрации фермерского хозяйства должно быть вынесено регистрирующим органом, если заявитель (глава фермерского хозяйства) является на момент вынесения решения действующим индивидуальным предпринимателем (главой другого фермерского хозяйства). При выявлении такого случая заявитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В случае отсутствия причин для отказа регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации фермерского хозяйства и выдает (направляет) главе фермерского хозяйства документ о государственной регистрации фермерского хозяйства - "Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" по форме N Р61002 (Приложение N 6 к Приказу МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664).
3. Государственная регистрация изменений в сведения о главе фермерского хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП
Государственная регистрация изменений осуществляется регистрирующим органом бесплатно. Порядок представления и сроки регистрации аналогичны правилам регистрации при создании фермерского хозяйства. Установлены три причины внесения изменений в сведения о главе фермерского хозяйства: а) в связи с изменением данных о главе фермерского хозяйства, включенных в ЕГРИП; б) в связи со сменой главы фермерского хозяйства; в) в связи с ошибками, допущенными в ранее представленных документах. Для государственной регистрации изменений в сведения о главе фермерского хозяйства, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган (орган, где находится регистрационное дело фермерского хозяйства) главой фермерского хозяйства (он же заявитель) представляется заверенное нотариально заявление по форме N Р24002 с соответствующими приложениями, а также копии (нотариальные или обычные в случае представления оригинала документа) документов, на основании которых вносятся заявления (включая документы, сведения по которым занесены в ЕГРИП ранее по тем или иным причинам с ошибкой). При этом в представленном заявлении должна быть отмечена (знаком "V") причина внесения изменений. Если в заявлении указана причина "В связи с ошибками, допущенными в ранее представленных документах", то на основании ее могут вноситься изменения во все сведения, ранее включенные в ЕГРИП на основании представленных ранее документов в связи с ошибкой заявителя. В этом случае о характере ошибки (в каком именно месте она допущена) судят по присутствию отметки в одном из подпунктов п.6 заявления и наличию в приложении соответствующего листа (например, если в заявлении отмечен пп.6.4, то изменения вносятся в паспортные данные в связи с ошибочным их занесением в ЕГРИП по причине неверного указания их заявителем в ранее представленном заявлении. При этом обязательно в приложении к заявлению должен быть Лист Г). В случае если изменения вносятся по этой причине (в связи с ошибкой заявителя), у регистрирующего органа есть право привлечь заявителя к административной ответственности в соответствии со ст.14.25 КоАП РФ за недостоверные сведения, которые им были представлены ранее. При подаче заявления, в котором отмечена эта причина внесения изменений, заявитель представляет копию документа, сведения из которого были ранее внесены в ЕГРИП с ошибкой. Регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе в регистрации изменений, если отметка в каком-либо из подпунктов п.6 заявления имеется, но в приложении необходимый лист отсутствует (отказ по причине непредставления документов). Этот случай не путать с вышеназванной причиной "а" - изменение данных о главе фермерского хозяйства, включенных в ЕГРИП, когда изменение сведений, ранее правильно внесенных в ЕГРИП, на новые происходит в связи с их заменой, например по причине замены ранее выданного документа на новый (нового паспорта и т.п.). Несмотря на то что в подпунктах п.6 заявления, поданного по причине "а" или "б", могут фигурировать все перечисленные документы (перечень документов совпадает), эти ситуации существенно отличаются друг от друга, так как при изменении данных по причине "а" происходит замена старых сведений на новые, а по причине "б" - замена неверных (ошибочно внесенных) сведений на истинные. Перечень реквизитов, в которые возможно внесение изменений, перечислен в п.6 заявления. Необходимо отметить, что внесение членами фермерского хозяйства изменений в соглашение (даже в случае, если это изменение не влечет смену главы фермерского хозяйства, например новая редакция соглашения) подлежит государственной регистрации в регистрирующем органе, причем с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ (трехдневный срок). В случае если членами фермерского хозяйства принято соглашение в новой редакции, не влекущее за собой смену главы, то в подаваемом главой фермерского хозяйства заявлении по форме N Р24002 должны стоять отметки (знаком "V") в п.5.1 (причина внесения изменений - в связи с изменением данных о главе фермерского хозяйства, включенных в ЕГРИП) и в п.6.10 (означает, что изменения вносятся в иные сведения, содержащиеся в ЕГРИП). Еще одна причина внесения изменений - это внесение изменений в связи со сменой главы фермерского хозяйства. В соответствии со ст.18 Закона N 74-ФЗ смена главы фермерского хозяйства происходит в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий. В этих случаях члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства. Факт смены главы фермерского хозяйства должен быть указан в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве. Прекращение членства в фермерском хозяйстве (как и прием новых членов) регулируется ст.14 Закона N 74-ФЗ. В соответствии с этой статьей членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства по его заявлению в письменной форме или в случае смерти члена фермерского хозяйства (в том числе и старого главы фермерского хозяйства). При внесении изменений, связанных со сменой главы фермерского хозяйства, необходимо учитывать требования ст.16 Закона N 74-ФЗ о том, что главой фермерского хозяйства признается один из его членов по взаимному согласию. В случае если фермерское хозяйство создано (состоит) из нескольких членов, для регистрации изменений представляется новая редакция имеющегося у фермерского хозяйства соглашения, в котором фигурирует информация о назначении нового главы. В заявлении по форме N Р24002 должна стоять отметка (знаком "V") в п.5.2 (причина внесения изменений - в связи со сменой главы фермерского хозяйства) и должны быть представлены все необходимые документы нового главы фермерского хозяйства. Более сложный случай внесения изменений в связи со сменой главы фермерского хозяйства возникает, когда фермерское хозяйство создано единолично (одним физическим лицом) или на текущий момент состоит только из одного члена - главы фермерского хозяйства. В этом случае для соблюдения требований ст.16 Закона N 74-ФЗ физическое лицо, которое будет новым главой фермерского хозяйства, по своему письменному заявлению должно вступить в члены фермерского хозяйства, в связи с чем должно быть заключено соглашение (в нашем случае между двумя физическими лицами - старым и будущим главой фермерского хозяйства), которое в установленном порядке подлежит государственной регистрации. Если прежний глава фермерского хозяйства не желает далее участвовать в деятельности фермерского хозяйства (не хочет быть его членом), он выходит из состава членов в установленном порядке (подав заявление в письменном виде). По нашему мнению, только такой порядок осуществления замены главы в рассматриваемом случае позволит соблюсти требования Закона N 74-ФЗ. В том случае, если изменения вносятся в сведения, касающиеся адреса места жительства главы фермерского хозяйства (в случае изменения места жительства или в связи со сменой главы фермерского хозяйства), государственная регистрация изменений проводится в регистрирующем органе, где находится регистрационное дело этого фермерского хозяйства. Регистрирующий орган, осуществивший государственную регистрацию этих изменений, в случае если новый адрес места жительства главы фермерского хозяйства находится на территории, подконтрольной другому регистрирующему органу, передает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства главы фермерского хозяйства, где и будут осуществляться все последующие регистрационные действия в отношении этого фермерского хозяйства (несмотря на то, что земельный участок для ведения фермерского хозяйства остается на территории, подконтрольной другому регистрирующему органу). При внесении изменений в сведения об экономической деятельности (коды ОКВЭД) необходимо иметь в виду, что они вносятся в уже имеющиеся сведения и включают в себя два вида изменений: исключение ранее существовавших видов деятельности и добавление новых (соответственно при этом заполняются Листы К и И). Так, например, если в сведения, содержащиеся в ЕГРИП по фермерскому хозяйству, ранее был внесен только один вид деятельности, для его замены на новый необходимо в качестве приложения к заявлению по форме N Р24002 приложить одновременно два листа: и Лист К, содержащий сведения о том, что этот вид исключается из ЕГРИП, и Лист И, содержащий сведения о новых видах экономической деятельности, которыми будет заниматься фермерское хозяйство. Отметим также, что в случае, если какой-либо из ранее включенных в ЕГРИП видов деятельности не изменяется (остается) у фермерского хозяйства, то он не включается ни в Лист К (как подлежащий исключению), ни в Лист И (как подлежащий включению). На этом основании в случае, если основной вид деятельности не изменяется по сравнению с ранее внесенными сведениями, в Листе И первая строка (где должен стоять основной вид деятельности) не заполняется.
4. Порядок внесения в ЕГРИП сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 г.
Как уже упоминалось, фермерское хозяйство, зарегистрированное до 1 января 2004 г., в настоящее время может либо иметь форму юридического лица (хозяйства, созданные в соответствии Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), либо быть зарегистрировано путем приобретения главой фермерского хозяйства статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ фермерские хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. (о них речь шла в начале статьи). В случае если таким фермерским хозяйством будет принято решение об изменении своего статуса (приведении его в соответствие с Законом N 74-ФЗ), глава фермерского хозяйства представляет в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего жительства заявление по форме N Р27002 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (утв. Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 в ред. Приказа МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121@), а также документы, предусмотренные ст.22.1 Закона N 129-ФЗ (перечень документов приведен в подразд.2). В данном случае документ об уплате государственной пошлины не представляется. В Листе Б формы N Р27002 содержатся сведения о фермерском хозяйстве, зарегистрированном в качестве юридического лица и прекратившем деятельность в связи с приведением правового статуса в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ. На основании полученного заявления (форма N Р27002) регистрирующий (налоговый) орган вносит: - запись в ЕГРИП о государственной регистрации фермерского хозяйства и выдает (направляет) главе фермерского хозяйства документ - "Свидетельство о внесении в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по форме N 67002; - запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности фермерского хозяйства - юридического лица и выдает (направляет) главе фермерского хозяйства свидетельство об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения деятельности фермерского хозяйства - юридического лица в этом случае не взимается. Рассмотрим другой случай, когда фермерское хозяйство, созданное (зарегистрированное) до 1 января 2004 г., не имело статуса юридического лица. В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации до 1 января 2004 г. порядка регистрации фермерских хозяйств регистрация фермерского хозяйства осуществлялась бывшими регистрирующими органами путем приобретения главой фермерского хозяйства статуса индивидуального предпринимателя. В этом случае (фермерское хозяйство, зарегистрированное до 1 января 2004 г. путем приобретения его главой статуса индивидуального предпринимателя) глава фермерского хозяйства обязан до 1 января 2005 г. представить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего жительства "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года" по форме N Р27003. К подаваемому заявлению наряду с остальными документами, представление которых установлено Законом N 129-ФЗ, прилагается документ, подтверждающий регистрацию главы фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Этот документ регистрирующим органом заявителю не возвращается. На Листе А заявления (форма N Р27003) должны содержаться сведения о видах экономической деятельности. Регистрирующими органами, осуществлявшими государственную регистрацию фермерских хозяйств до 1 января 2004 г., главе фермерского хозяйства выдавалось свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому можно подумать, что главе достаточно представить в регистрирующий орган по месту своего жительства для включения сведений о нем в ЕГРИП в соответствии с Законом N 129-ФЗ "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" по форме N Р27001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630. Однако на самом деле это будет ошибкой и приведет к негативным последствиям для фермерского хозяйства, поскольку при представлении этого заявления регистрирующий орган включает заявителя в ЕГРИП как индивидуального предпринимателя. В этом случае он уже не сможет стать главой фермерского хозяйства (не сможет представить документы, так как его свидетельство о регистрации будет сдано в регистрирующий орган и включено в регистрационное дело индивидуального предпринимателя), в результате чего статус фермерского хозяйства становится неопределенным. Отдельными органами местного самоуправления, осуществлявшими государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., главам фермерских хозяйств выдавались два свидетельства: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельство о государственной регистрации в качестве главы фермерского хозяйства. Значит, в этом случае у физического лица - главы фермерского хозяйства на руках имеются два документа о регистрации. В регистрирующий (налоговый) орган можно подать по своему выбору любое из двух видов заявлений о включении в ЕГРИП: либо как предпринимателя - по форме N Р27001, либо как главы фермерского хозяйства - по форме N Р27003. Однако следует учитывать правовые последствия подачи каждого заявления, так как внесение записи в ЕГРИП о нем будет осуществлено только по первому из поданных им заявлений (по второму будет принято решение об отказе, так как регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не может быть осуществлена, если не истек срок регистрации его в таком качестве). Таким образом, если главой фермерского хозяйства в регистрирующий (налоговый) орган подано "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года", по форме N Р27001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, то в регистрирующий (налоговый) орган представляется "Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя". Заявителю выдается Свидетельство по форме N Р67001. При этом Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства утрачивает силу 1 января 2005 г. В случае если главой фермерского хозяйства - индивидуальным предпринимателем в регистрирующий (налоговый) орган представлено "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года" по форме N Р27003, утвержденной Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664, то в регистрирующий (налоговый) орган представляется "Свидетельство о государственной регистрации в качестве главы фермерского хозяйства". Заявителю выдается Свидетельство по форме N Р67003. При этом Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 1 января 2005 г.
5. Государственная регистрация прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства
Основания прекращения фермерского хозяйства предусмотрены ст.21 Закона N 74-ФЗ, согласно которой фермерское хозяйство прекращается в следующих случаях: 1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; 2) в случае если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; 3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; 4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; 5) на основании решения суда. Все споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. В соответствии со ст.22 Закона N 74-ФЗ прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно этому положению в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства для государственной регистрации в регистрирующий орган по месту жительства главы фермерского хозяйства (регистрирующий орган, где находится регистрационное дело фермерского хозяйства) представляется "Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства" по форме N Р26002 (Приложение N 3 к Приказу МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 в редакции Приказа МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121) с приложением документа об уплате госпошлины, составляющей в этом случае 80 руб., а также решения членов фермерского хозяйства о его прекращении. Статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ предусматривается, что для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представляются только заявление и документ об уплате государственной пошлины. Однако фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п.1 ст.1 Закона N 74-ФЗ), и прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства. Это решение необходимо представить в регистрирующий орган, что прямо вытекает также из Приказа МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 в редакции Приказа МНС России от 16.02.2004 N БГ-3-09/121: в п.2 Листа Б "Заявления о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства" (форма N Р26002) этот документ поименован. Таким образом, в случае отсутствия в представляемых документах для государственной регистрации прекращения фермерского хозяйства указанного решения регистрирующий (налоговый) орган выносит решение об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов по форме N Р60006. Необходимо отметить, что в случае вынесения регистрирующим органом решения об отказе в регистрации (по любой из предусмотренных в законе причин при всех видах государственной регистрации) государственная пошлина, оплаченная заявителем, не возвращается. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Отказ в государственной регистрации является регистрационным и юридически значимым действием. В случае подачи нового заявления для осуществления регистрационных действий государственная пошлина оплачивается еще раз. В случае отсутствия причин для отказа регистрирующим органом выносится решение о государственной регистрации и главе фермерского хозяйства выдается (направляется) "Свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства" по форме N Р65002 (Приложение N 8 к Приказу МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664). В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 регистрирующий орган после осуществления государственной регистрации фермерского хозяйства (а также после государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) должен выдавать (направлять) заявителю помимо документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП (в случае государственной регистрации юридических лиц - в ЕГРЮЛ), еще и выписку из государственного реестра по установленной форме (бесплатно). В случае прекращения фермерского хозяйства по другим причинам, указанным в Законе N 74-ФЗ (п.п.2 - 5 ст.21), заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства не подается. Государственная регистрация прекращения проводится аналогично соответствующим случаям при прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (бесплатно по информации, поступившей в регистрирующий орган из других органов).
А.С.Лактюшкин УМНС России по Московской области Подписано в печать 20.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |