Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Налоговая инспекция установила, что организация не уплатила пени, начисленные по результатам другой проверки, проведенной более трех лет назад. Инспектор указал эту сумму пеней в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности. Не согласившись с таким решением, фирма обратилась в суд. ("Главбух", 2004, N 16)



"Главбух", N 16, 2004

Вопрос: Налоговая инспекция установила, что организация не уплатила пени, начисленные по результатам другой проверки, проведенной более трех лет назад. Инспектор указал эту сумму пеней в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности. Не согласившись с таким решением, фирма обратилась в суд.

Ответ:

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Чиновники строили свои рассуждения на положениях ст.101 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности отражаются выявленные нарушения законодательства. Не уплатив пеней, организация как раз совершила такое нарушение. Значит, его необходимо указать в решении налоговой инспекции.

Выполняя решение инспекции, предприятие должно заплатить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России. Иначе пени могут быть списаны с расчетного счета организации в бесспорном порядке (п.6 ст.75 Налогового кодекса РФ).

ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Выездная налоговая проверка проводится по письменному решению руководителя инспекции. Такое правило предусмотрено ст.89 Налогового кодекса РФ. При этом в решении должна быть приведена следующая информация. Во-первых, это перечень налогов, которые станут проверять инспекторы. А во-вторых, период деятельности фирмы, который проверят чиновники.

Результаты проверки отражаются в акте, на основании которого налоговики выносят решение о привлечении организации к ответственности. Причем все обнаруженные нарушения должны относиться к периоду, который был проверен.

Если предприятие не заплатило пеней, то такое нарушение относится к тому периоду, за который они начислены. Поэтому отражать их в решении по только что закончившейся проверке другого периода неправомерно.

Есть и еще один нюанс. Привлечь организацию к ответственности можно только в течение трех лет после того, как она нарушила законодательство. Об этом сказано в п.1 ст.113 Налогового кодекса РФ. В данном случае чиновники опоздали, поэтому они вообще не имеют права требовать с предприятия пени.

РЕШЕНИЕ ДЕЛА АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ

Суд поддержал налогоплательщика. Он пришел к выводу, что решение налоговиков противоречит законодательству, так как:

- указанные там пени не относятся к периоду, который проверяли инспекторы;

- с того момента, как организация нарушила законодательство, прошло более трех лет.

Позиция суда отражена в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2004 г. по делу N А40-22198/04-117-382.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

"Главбух" уже не раз писал о том, что налоговики зачастую необоснованно требуют уплаты пеней (см., например, "Главбух" N 1, 2004, с. 110). Приведенное арбитражное дело - очередное тому доказательство. В решении о привлечении к ответственности инспекторы вправе указывать только пени, начисленные за тот период, который проверялся.

Кроме того, взыскать с налогоплательщика пени можно, если с момента нарушения прошло не более трех лет. Причем обратиться в суд с иском о взыскании пеней чиновники должны в течение шести месяцев после того, как обнаружат нарушение (ст.115 Налогового кодекса РФ). На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27 апреля 2004 г. N 15351/03.

Сложившуюся арбитражную практику по ситуациям, когда налоговики неправомерно пытались взыскать с организаций пени, мы обобщили в таблице на с. 82.

Когда можно не платить пени

     
   ——————————————————T—————————————————T———————————————————————————————————————¬
   |     Ситуация    |   Решение суда  |          Реквизиты документа          |
   +—————————————————+—————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Организация      |При расчете пеней|Постановления ФАС Западно—Сибирского   |
   |недоплатила налог|нужно учитывать  |округа от 15 января 2003 г.            |
   |в бюджет, однако |переплату по     |N Ф04/143—727/А75—2002,                |
   |по другим налогам|другим налогам,  |ФАС Северо—Западного округа от         |
   |у нее            |которые поступили|13 февраля 2001 г. N 4215 и            |
   |образовалась     |в тот же бюджет  |ФАС Московского округа от 10 мая       |
   |переплата        |                 |2001 г. N КА—А40/2113—01               |
   +—————————————————+—————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Фирма не         |Пени за неуплату |Постановление ФАС Центрального округа  |
   |перечислила      |авансовых        |от 18 мая 2004 г. N А48—3352/03—13     |
   |вовремя          |платежей,        |                                       |
   |ежемесячные      |начисленных      |                                       |
   |авансовые платежи|внутри отчетного |                                       |
   |                 |периода,         |                                       |
   |                 |законодательством|                                       |
   |                 |не предусмотрены |                                       |
   +—————————————————+—————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Налоговики не    |Организация не   |Постановление ФАС Восточно—Сибирского  |
   |указали в        |должна платить   |округа от 13 апреля 2004 г.            |
   |требовании об    |пени по          |N А19—12804/03—41—Ф02—1159/04—С1       |
   |уплате пеней     |требованию, в    |                                       |
   |сумму недоимки, с|котором не       |                                       |
   |которой они      |указана сумма    |                                       |
   |рассчитаны       |недоимки         |                                       |
   +—————————————————+—————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Налоговики не    |Организация не   |Постановления ФАС Восточно—Сибирского  |
   |указали в        |должна платить   |округа от 27 апреля 2004 г.            |
   |требовании об    |пени по          |N А78—1227/03—С2—17/111—Ф02—1383/—04—С1|
   |уплате пеней     |требованию, в    |и ФАС Северо—Западного округа от       |
   |ставку           |котором не       |1 октября 2003 г. N А56—30590/02       |
   |рефинансирования,|указана ставка,  |                                       |
   |исходя из которой|по которой       |                                       |
   |они              |рассчитаны пени  |                                       |
   |рассчитывались   |                 |                                       |
   +—————————————————+—————————————————+———————————————————————————————————————+
   |Организация не   |Поскольку        |Постановление ФАС Западно—Сибирского   |
   |удержала и не    |организация не   |округа от 12 мая 2003 г.               |
   |заплатила в      |удержала НДФЛ,   |N Ф04/2131—692/А45—2003                |
   |бюджет НДФЛ      |должником перед  |                                       |
   |                 |бюджетом остается|                                       |
   |                 |работник.        |                                       |
   |                 |И платить пени за|                                       |
   |                 |счет собственных |                                       |
   |                 |средств фирма не |                                       |
   |                 |должна           |                                       |
   L—————————————————+—————————————————+————————————————————————————————————————
   

При подготовке этой рубрики использованы материалы, предоставленные партнером МКА "ФБК-Право" Ю.А. Воробьевым.

Подписано в печать

18.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как правильно уволить работника "по статье" ("Главбух", 2004, N 16) >
Вопрос: ...Амортизируя приобретенное подержанное имущество, фирма исключила из срока его полезного использования месяцы, в течение которых объект служил предыдущему владельцу. Налоговые органы не согласны с такими действиями, полагая, что в бухучете таким образом уменьшать срок службы нельзя. Просим разъяснить ситуацию, учитывая, что от бухгалтерской остаточной стоимости зависит налог на имущество. ("Главбух", 2004, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.