Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Спонсорство и реклама - для налогов близнецы-братья ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 30)



"Учет.Налоги.Право", N 30, 2004

СПОНСОРСТВО И РЕКЛАМА - ДЛЯ НАЛОГОВ БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

Ни одна глава Налогового кодекса не говорит о налогообложении спонсорских взносов. Для налога на прибыль принимаются рекламные расходы. Тот факт, что в гл.25 Кодекса речь идет только о рекламе и о спонсорских взносах ничего не сказано, наталкивает бухгалтеров на неверный путь. Многие думают, что спонсорский вклад не является платой за рекламу. Но такое толкование операции может привести к негативным налоговым последствиям.

Взнос как хочешь назови, только рекламой все сочти

Чтобы выяснить, является финансирование какого-либо мероприятия рекламой или нет, обратимся к Федеральному закону от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе".

Цитируем закон. "...Под спонсорством <...> понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем..." (ст.19 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе").

Таким образом, спонсорство безусловно является рекламой. Ведь имя спонсора и его товары всегда упоминаются в проводимых мероприятиях.

Налоговые последствия

Рассмотрим на числовом примере бухгалтерский учет и налогообложение спонсорского взноса.

Пример. Торговая фирма заключила спонсорский договор с организатором шоу-программы, эфир которой состоится 15 сентября 2004 г. Сумма по договору составила 1 180 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб. Взнос перечислен 16 августа 2004 г.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.

16 августа 2004 г.:

Дебет 60-2 Кредит 51

- 1 180 000 руб. - перечислена предварительная оплата организатору программы.

15 сентября 2004 г.:

Дебет 60-1 Кредит 60-2

- 1 180 000 руб. - после проведения шоу-программы учтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 44 Кредит 60-1

- 1 000 000 руб. - отнесена на расходы стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг;

Дебет 19 Кредит 60-1

- 180 000 руб. - отражен НДС по спонсорскому взносу.

Как видим, в бухгалтерском учете нет никаких особенностей отражения операций по спонсорству.

Что касается налогообложения спонсорского взноса, то тут есть свои особенности.

Начнем с НДС. По условиям примера спонсорский взнос перечислен с учетом НДС. И это сделано неспроста. Спонсорский взнос не относится к благотворительной деятельности. Как мы уже отметили, это плата за услуги по рекламе. А реализация услуг является объектом налогообложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Поэтому рекламораспространители должны в обязательном порядке на стоимость оказанных услуг начислить НДС. При выполнении всех условий принятия НДС к вычету сумму входного НДС можно зачесть (пп.1 п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ). В бухгалтерском учете будет сделана проводка:

Дебет 68 Кредит 19

- 180 000 руб. - принят к вычету НДС по спонсорскому взносу.

Налог на рекламу. Закон о рекламе прямо устанавливает, что спонсор является рекламодателем. Следовательно, на нем лежит обязанность исчислить и уплатить в бюджет налог на рекламу. Начисление налога на рекламу в бухгалтерском учете отразится следующим образом:

Дебет 91-2 Кредит 68

- начислен налог на рекламу.

Так как налог на рекламу является местным налогом, то его ставки (но не более 5 процентов) и порядок уплаты устанавливают районные и городские представительные органы власти (ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Обратите внимание: с 1 января 2005 г. налог на рекламу прекратит свое существование (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Налог на прибыль. Определенные виды расходов на рекламу учитываются в налоговом учете в пределах установленных норм (пп.28 п.1, п.4 ст.264 НК РФ). Для расчета налога на прибыль в полном размере можно включить в расходы только затраты на рекламу через СМИ, световую и иную наружную рекламу, затраты на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, изготовление рекламных брошюр и каталогов. Все остальные рекламные расходы учитываются в пределах 1 процента от выручки.

Сумма, превышающая установленный норматив, не учитывается для налога на прибыль. Обратите внимание, что приходящийся на нее НДС также нельзя принять к вычету (п.7 ст.171 НК РФ).

С.В.Князева

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

16.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Страхование риска и страхование имущества - одно и то же? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 30) >
Статья: Министерство финансов признало сверхнормативные больничные ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.