|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2004, N 9)
"Новая бухгалтерия", N 9, 2004
СУДЕБНАЯ ХРОНИКА
1. Налогоплательщики обязаны уплачивать НДС с авансовых платежей. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 148-О)
Организация обратилась с жалобой о признании не соответствующим Конституции РФ пп.1 п.1 ст.162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. По мнению заявителя, обязанность исчислить и уплатить налог не может возникать ранее возникновения объекта налогообложения, а поскольку объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), то и сам налог может быть уплачен только после передачи права собственности на товары (результаты выполненных работ). Авансовые платежи поступают до момента такой передачи, а значит, они не могут облагаться НДС. Конституционный Суд РФ отказал организации в принятии жалобы, указав следующее. В отношении НДС законодатель может установить, что налоговая база увеличивается на суммы получаемых налогоплательщиком авансовых платежей, при этом предусмотрев соответствующий порядок уплаты налога: либо единовременно (по итогам налогового периода), либо авансом при получении налогоплательщиком авансовых платежей за реализацию товара (работ, услуг) с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода. Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ налогоплательщики обязаны уплачивать НДС с авансовых платежей.
2. При составлении протокола об административном правонарушении обязательно присутствие законного представителя юридического лица. (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2004 N 1790/04)
В магазине, принадлежащем ООО, была проведена проверка соблюдения законодательства по применению ККМ. По результатам проверки был оформлен акт и при участии продавца и заведующей магазином был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого общество было привлечено к административной ответственности в соответствии со ст.14.5 КоАП РФ. Президиум ВАС РФ, рассмотрев в порядке надзора иск о признании незаконным постановления ИМНС о привлечении ООО к административной ответственности, принял сторону общества, указав следующее. Дело об административном правонарушении в отношении ООО возбуждено налоговой инспекцией. Однако ею не были приняты меры по уведомлению законного представителя общества и предоставлению ему возможности принять участие в составлении протокола об административном правонарушении. Согласно ст.25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а также лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Продавец и заведующая магазином, присутствовавшие при составлении протокола об административном правонарушении, по смыслу ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица не являются. Они являются работниками этой организации. Из ст.32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" органами ООО признаются общее собрание участников ООО, совет директоров, коллегиальный или единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор). Поэтому в данной ситуации законным представителем ООО помимо генерального директора может быть участник ООО, если этот участник единственный. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ, и, следовательно, не может служить основанием для привлечения ООО к административной ответственности.
3. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог <*>. (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2004 N 1339/04) ————————————————————————————————<*> С 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог отменен.
Между Управлением делами Президента РФ и иностранной фирмой (Германия) был заключен контракт, по которому фирма приняла на себя обязательства по выполнению ремонтно-строительных работ поликлиники. Для выполнения работ фирмой было задействовано несколько стройплощадок. Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку фирмы в рамках деятельности одной стройплощадки, находящейся на территории РФ, по вопросам соблюдения налогового законодательства за период 1999 - 2001 гг. В результате проверки установлен факт неуплаты налога на пользователей автомобильных дорог, доначислен налог, начислены пени, наложен штраф. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, принял сторону налоговых органов, указав следующее. Пунктом 2 ст.5 Соглашения от 29.05.1996, заключенного между РФ и ФРГ, об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество предусмотрено, что строительная площадка является постоянным представительством в случаях, если продолжительность ее деятельности превышает 12 месяцев. Согласно п.1 ст.5 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" иностранные юридические лица являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог. При этом положения Закона N 1759-1 распространяются не только на иностранных юридических лиц, имеющих постоянные представительства в РФ. Формулировка Закона N 1759-1 подразумевает более широкий подход, согласно которому иностранное юридическое лицо, действующее на территории РФ, является плательщиком налога, даже если его деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. Таким образом, налог и пени были начислены правомерно.
4. Обязанность по уплате НДС возникает по истечении налогового периода и не позднее 20-го числа следующего за ним месяца. (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2004 N 2456/04)
19 декабря 2002 г. в отношении ФГУП было введено внешнее управление. В соответствии со ст.ст.95 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, вводится мораторий. Такие требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда. 15 декабря 2002 г., т.е. до введения внешнего управления, были произведены расчеты за изготовленную ФГУП продукцию. По мнению ФГУП, обязанность по уплате НДС также возникает 15 декабря 2002 г., поскольку ФГУП утвердило на 2002 г. учетную политику, согласно которой налогооблагаемая база по НДС определяется в день оплаты отгруженных товаров. Поэтому сумма налога была включена в реестр требований кредиторов. Однако ИМНС не согласилась с позицией ФГУП и взыскала с него сумму НДС в период действия внешнего управления. По мнению ИМНС, в данном случае НДС относится к категории текущих платежей, на которую не распространяется мораторий, поскольку обязанность по уплате НДС возникает у ФГУП при представлении налоговой декларации по НДС за декабрь 2002 г., значит, налог должен быть уплачен до 20 января 2003 г., т.е. после 19 декабря 2002 г., когда было введено внешнее управление. В соответствии со ст.5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налоговых органов, указав следующее. Налоговый кодекс РФ не связывает обязанность по уплате НДС с моментом отгрузки товара или получением оплаты за него. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет предусмотрены ст.174 НК РФ, согласно которой уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по истечении налогового периода и не позднее 20-го числа следующего за ним месяца. Таким образом, обязанность по оплате НДС должна быть исполнена с 1 по 20 января 2003 г., т.е. после введения внешнего управления, и, следовательно, сумма НДС относится к текущим платежам.
5. Налогоплательщик вправе до вынесения налоговым органом решения о результатах налоговой проверки представить исправленные счета-фактуры. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2004 N А26-9272/0326)
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ООО. По результатам проверки налоговым органом принято решение о доначислении НДС за I и II кварталы 2002 г., начислении пеней и о привлечении общества к налоговой ответственности. Основанием для доначисления НДС явились недостатки в оформлении первичных документов, подтверждающих оплату обществом поставщику стоимости материальных ресурсов вместе с НДС. В нарушение пп.2 п.5 ст.169 НК РФ в счетах-фактурах, представленных ООО в качестве основания для принятия сумм НДС к вычету, неправильно указаны его наименование и ИНН. При этом в ходе рассмотрения разногласий и до вынесения решения налогового органа общество представило в инспекцию исправленные счета-фактуры. ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении дела в кассационной инстанции принял сторону налогоплательщика, указав следующее. Пунктами 1 и 2 ст.169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия покупателем предъявленных ему продавцом сумм налога к вычету или к возмещению. В данном случае в ходе рассмотрения разногласий и до вынесения решения налогового органа общество представило в инспекцию исправленные счета-фактуры. Факт оплаты указанных счетов-фактур налоговой инспекцией не оспаривается. Таким образом, исправленные и оформленные в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ счета-фактуры уже не могут рассматриваться как нарушающие положения названной статьи Налогового кодекса РФ, поскольку однозначно идентифицируют покупателя. В данном случае исправленные счета-фактуры являются основанием для применения налоговых вычетов.
Е.Карсетская АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 16.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |