|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Письму МНС России от 29 июня 2004 г. N 03-1-08/1462/17@ ("Консультант", 2004, N 16)
"Консультант", N 16, 2004
КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МНС РОССИИ ОТ 29 ИЮНЯ 2004 Г. N 03-1-08/1462/17@
Если вневедомственная охрана выставила вам счет-фактуру с выделенным НДС, не спешите принимать его к вычету. Сначала познакомьтесь с Письмом на с. 135.
Обеспечить безопасность своего имущества - естественное стремление всех организаций и предпринимателей. При этом одни прибегают к услугам частных охранных фирм, другие предпочитают госструктуры. Письмо МНС России заинтересует бухгалтеров фирм, которые доверили охрану своей собственности государству, а именно - подразделениям вневедомственной охраны при отделах внутренних дел милиции. Несмотря на то что "вневедомственники" - государственные люди, многие их клиенты получают от них вполне "коммерческие" документы. Можно ли принять к вычету НДС, который госохрана предъявила к уплате организации в своем счете-фактуре? На этот вопрос налоговики ответили в своем Письме.
Налог не платите...
Налог на добавленную стоимость не нужно начислять на стоимость услуг, которые оказывают органы государственной власти. Но лишь в том случае, если на них возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности (пп.4 п.2 ст.146 НК РФ). Именно эта оговорка в Налоговом кодексе стала причиной споров и разногласий между "охранниками" и инспекторами.
Они начались после того, как вступил в силу Закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. В формулировке ст.146 Налогового кодекса слово "функции" он заменил словами "исключительные полномочия". А так как услуги по охране имущества оказывают не только государственные подразделения вневедомственной охраны, но и другие организации, то в этом случае исключительных полномочий у "вневедомственников" не возникает. Именно такие аргументы выдвигали налоговики, настаивая на том, чтобы подразделения вневедомственной охраны платили НДС (Письмо МНС России от 05.12.2002 N 03-1-09/3089/17-АП481). Однако такая позиция чиновников вызывала много вопросов. Ведь вневедомственная охрана является составной частью милиции (ст.9 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1). Они охраняют имущество собственников на основе заключенных договоров (п.11 ст.10 того же Закона). В свою очередь, милиция - это государственный орган исполнительной власти. И "вневедомственники" охраняют имущество фирм и предпринимателей в рамках исключительных полномочий, которые имеют в сфере ее деятельности. Следовательно, услуги, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны при отделениях внутренних дел, к налогу на добавленную стоимость не имеют никакого отношения. Арбитражные суды также соглашались с позицией "охранников". К выводу о том, что со стоимости услуг "вневедомственников" по охране имущества собственников не следует платить НДС, пришли судьи ФАС Поволжского округа (Постановление от 13.01.2004 N А 55-6903/03-11), ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 30.04.2003 N Ф03-А49/03-2/774), ФАС Московского округа (Постановление от 22.07.2003 N КА-А41/4963-03), ФАС Восточно-Сибирского округа (Постановление от 09.09.2002 N А33-5233/02-СЗа-Ф02-2597/02-С1). А в конце прошлого года все точки над "и" расставил Высший Арбитражный Суд РФ (Постановление от 25.11.2003 N 10500/03). Судьи решили, что услуги вневедомственной охраны подпадают под услуги, указанные в пп.4 п.2 ст.146 Налогового кодекса. А значит, НДС на их стоимость начислять не нужно. В конце концов, налоговым чиновникам тоже пришлось с этим согласиться.
...только после ВАС
В опубликованном Письме МНС рекомендует территориальным инспекциям руководствоваться в работе вышеназванным Постановлением ВАС. Это значит, что подразделения вневедомственной охраны теперь без опасений могут не платить в бюджет суммы "добавленного" налога. Однако до этого времени, несмотря на однозначное решение судей, некоторые "охранники" опасались идти вразрез с мнением инспекторов и все же выставляли своим клиентам счета-фактуры с выделенным НДС. И здесь начинается самое интересное. В заключение публикуемого Письма налоговики сделали обескураживающее заявление. Те организации, которые уплатили налог в составе платы за охранные услуги, принять его к вычету не имеют права. В качестве аргумента, подтверждающего их позицию, налоговики сослались на пп.4 п.2 ст.170 Налогового кодекса. Напомним, что в нем говорится об одном из условий, при котором НДС нельзя принять к вычету, а нужно учитывать в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Однако разработчики Письма необоснованно распространили эту норму на все организации, которые пользуются услугами "вневедомственников". "Входной" НДС нужно учитывать в стоимости приобретенных услуг только в том случае, если реализация продукции фирмы освобождена от НДС ст.146 Налогового кодекса. А если организация, пользующаяся услугами вневедомственной охраны, сама является плательщиком НДС, то "входной" налог она может принять к вычету с полным правом. Даже если ее контрагент (в нашем случае вневедомственная охрана) освобожден от его уплаты той же ст.146. Тем более что бюджет от этого ничего не потеряет. Ведь если льготник выставит покупателю счет-фактуру, то налог он должен заплатить в любом случае (пп.2 п.5 ст.173 НК РФ). И вообще, организации не обязаны следить за тем, является их контрагент плательщиком НДС или нет. Это обстоятельство к условиям, при которых возможен налоговый вычет, никак не относится. Одно из требований зачета НДС - приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться в облагаемых НДС операциях (п.2 ст.171 НК РФ). Кроме того, "входной" налог должен быть оплачен, зафиксирован в счете-фактуре, а товар или услуга оприходованы. Если организация, имущество которой охраняют "вневедомственники", выполнила все эти требования, то отказать ей в вычете НДС налоговики не имеют права. Очень жаль, что в официальных документах Министерства по налогам и сборам до сих пор встречаются такие казусы. Получается, что письма чиновников не облегчают работу бухгалтеров, а повергают их в еще большие сомнения.
Подписано в печать 12.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |