|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к главе 26.3 части второй Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2004 N N 65-ФЗ, 66-ФЗ и от 29.07.2004 N 95-ФЗ) ("Консультант", 2004, N 16)
"Консультант", N 16, 2004
КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.3 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 20.07.2004 N N 65-ФЗ, 66-ФЗ И ОТ 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Депутаты приняли сразу три закона, которые меняют порядок начисления ЕНВД. Мы объединили все поправки и подготовили новую редакцию гл.26.3 Налогового кодекса. Она напечатана на с. 67.
Разобраться во всех поправках не так легко. Одни из них вступят в силу с IV квартала 2004 г., другие - с 1 января 2005 г. Некоторые нововведения будут актуальны только начиная с 2006 г. Сегодня вы можете познакомиться с тем вариантом гл.26.3, который будет действовать до конца 2005 г. А об изменениях, которые ждут "вмененщиков" в 2006 г., мы расскажем в конце комментария. Забегая вперед, скажем, что новые законы существенно изменят положение организаций и предпринимателей. Во-первых, больше фирм должны будут применять ЕНВД. При этом вмененный налог увеличится за счет пересмотра показателей базовой доходности. Во-вторых, уточнены правила "вмененки" для двух видов деятельности - автотранспортных услуг и нестационарной торговли. Наконец, в-третьих, с 2006 г. единый налог на вмененный доход полностью перейдет на местный уровень. Поэтому существующие в регионах правила "вмененки" могут кардинально поменяться менее чем через два года. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.
Платить придется больше
С 1 января 2005 г. таблица базовой доходности в ст.346.29 Налогового кодекса будет действовать в новой редакции. Изменения в нее внес Закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ. С нового года все показатели увеличатся в 1,5 раза. Для сравнения данных поправки мы представили в виде таблицы.
Таблица
Значения базовой доходности
——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬ | Виды предпринимательской | Базовая доходность | | деятельности +—————————————T————————————————+ | |до 01.01.2005|после 01.01.2005| +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Оказание бытовых услуг | 5 000 | 7 500 | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Оказание ветеринарных услуг | 5 000 | 7 500 | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Оказание услуг по ремонту, | 8 000 | 12 000 | |техническому обслуживанию и мойке| | | |автотранспортных средств | | | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Оказание услуг по хранению | — | 50 | |автотранспортных средств на | | | |платных стоянках | | | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Розничная торговля, | 1 200 | 1 800 | |осуществляемая через объекты | | | |стационарной торговой сети, | | | |имеющие торговые залы | | | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Розничная торговля, | 6 000 | 9 000 | |осуществляемая через объекты | | | |стационарной торговой сети, не | | | |имеющие торговых залов, и | | | |розничная торговля, | | | |осуществляемая через объекты | | | |нестационарной торговой сети | | | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Общественное питание | 700 | 1 000 | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Оказание автотранспортных услуг | 4 000 | 6 000 | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Разносная (развозная) торговля | 3 000 | 4 500 | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Распространение и (или) | — | 3 000 | |размещение печатной и (или) | | | |полиграфической наружной рекламы | | | +—————————————————————————————————+—————————————+————————————————+ |Распространение и (или) | — | 4 000 | |размещение посредством световых и| | | |электронных табло наружной | | | |рекламы | | | L—————————————————————————————————+—————————————+————————————————— Таким образом, единый налог для всех "вмененщиков" существенно возрастет. Однако региональные законодатели могут компенсировать будущие налоговые затраты предприятий. Сумма ЕНВД зависит от корректирующего коэффициента К2. Сейчас он не может быть менее 0,01. Однако с 1 января 2005 г. нижняя граница корректирующего показателя уменьшится до 0,005. Используя ее, региональные власти могут снизить налог на своей территории.
"Вмененка" для рекламы
С 1 января 2005 г. ряды "еэнвэдэшников" пополнят фирмы, которые занимаются распространением и (или) размещением наружной рекламы. Предполагается, что это позволит компенсировать убыток местного бюджета в связи с предстоящей отменой налога на рекламу. Сейчас его уплачивают предприниматели и организации, рекламирующие свою продукцию (Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1). Однако в некоторых регионах налог удерживали и перечисляли в бюджет рекламные агентства, хотя это и противоречило федеральному законодательству. Главный вопрос по нововведениям - кто именно будет платить вмененный налог: рекламные агентства или рекламодатели? По замыслу законодателей ЕНВД действует не для любых случаев распространения (размещения) рекламы, а только в отношении предпринимательской деятельности (ст.346.26 НК РФ). То есть "вмененка" "грозит" исключительно рекламным агентствам. Однако понятие "распространение и размещение наружной рекламы", которое в новой редакции ст.346.27 Налогового кодекса сформулировано не совсем четко, может вызвать разночтения. В общем смысле - это деятельность, цель которой ознакомить потребителя с определенной рекламной информацией. Для этого можно использовать щиты, стенды, плакаты, световые и электронные табло и другие средства наружной рекламы. Такое определение относится как к рекламодателю, так и к рекламному агентству. Более того, любая организация может самостоятельно выпускать плакаты о себе и своей продукции, изготовлять рекламные щиты и т.д. Получается, что формально она должна платить вмененный налог, рассчитав его с площади рекламного поля. При этом доход от такой деятельности организация получит весьма опосредованно. Правила расчета ЕНВД при распространении (размещении) рекламы также вызывают вопросы. Статья 346.29 Налогового кодекса устанавливает для этой деятельности два физических показателя: - площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы; - площадь световых и электронных табло наружной рекламы. Оба показателя рассчитываются в квадратных метрах. Базовая доходность для них установлена в размере 3000 и 4000 руб. соответственно. При этом не ясно, как агентство будет учитывать площадь рекламного поля, если оно занимается и саморекламой? Обязано ли оно вести раздельный учет по своей рекламе и по таким же операциям в отношении своих клиентов? Если агентство будет рассчитывать суммарное рекламное поле (вместе со своей рекламой), то вмененный налог возрастет. Однако раздельный учет прибавит работы бухгалтеру. На практике рекламные агентства оказывают широкий спектр услуг. Они размещают пропагандистские объявления не только в виде щитов, стендов, плакатов, но и на радио и телевидении. Однако ТВ- и радиорекламу законодатель на "вмененку" не перевел. Это значит, что такие агентства будут вынуждены столкнуться с неудобной комбинацией традиционной системы и ЕНВД. Все эти вопросы трудно разрешить без дополнительных разъяснений федеральных ведомств.
Теснеют наши ряды
Судьбу автостоянок разрешил Закон от 20.07.2004 N 65-ФЗ. По Общероссийскому классификатору услуг хранение автомобилей относится к прочим услугам по техобслуживанию и ремонту. Однако, несмотря на то что ремонтные мастерские и станции техобслуживания давно применяют "вмененку", статус стоянок не был окончательно определен. Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 20.05.2004 N 4719/04, а затем и налоговики в своих письмах выработали такую позицию. Автостоянки могли применять ЕНВД в рамках деятельности "оказание бытовых услуг". То есть "вмененка" действовала только для тех, кто брал на хранение транспортные средства населения. Если клиентами были организации, статус автостоянок менялся. Они рассчитывали все налоги в общем порядке. Теперь такое правило действовать не будет. Хранение транспортных средств на автостоянках - новый, самостоятельный вид деятельности для целей вмененной системы. У него будет свой физический показатель - площадь стоянки (в квадратных метрах). Решив судьбу автостоянок, законодатели урегулировали для них правила ЕНВД. В ст.346.27 Налогового кодекса появилось новое определение - платные стоянки. Это площади (в т.ч. открытые и закрытые площадки) для хранения транспортных средств. Базовая доходность для нового вида деятельности составляет 50 руб. за 1 кв. м площади стоянки. Вначале в проекте закона фигурировала цифра 30 руб. Однако в итоге законодатели увеличили базовый показатель для расчета ЕНВД. Закон N 65-ФЗ вступит в силу в течение месяца после опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Это значит, что если региональные законодатели не будут медлить и внесут изменения в свои законы, уже с IV квартала автостоянки, обслуживающие как население, так и организации, смогут применять ЕНВД.
Изменения коснутся всех
Законы N 66-ФЗ и 95-ФЗ вносят ряд уточнений в положение "бывалых" вмененщиков. Прежде всего, на них стоит обратить внимание организациям-перевозчикам. Теперь официально установлено, что транспортные средства - это автобусы любых типов, а также легковые и грузовые автомобили. Прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски к ним не относятся. Таким образом, учитывать прицепы и другие несамоходные средства при расчете вмененного дохода не нужно. Обратите внимание: новые правила имеют обратную силу. Они применяются с 1 января 2004 г. Логика законодателей понятна. Ведь налоговое ведомство уже озвучило эту позицию в своих официальных разъяснениях (см., например, Письмо МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 <*>). Поэтому, хотя статус несамоходных транспортных средств закреплен в Кодексе впервые, для перевозчиков это правило уже не ново. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "Комментариях" N 8, 2003.
В то же время изменения в налоговом законе были необходимы. Практика показала, что некоторые организации использовали неопределенность законодательства в свою пользу. Те из них, кто не хотел переходить на ЕНВД, учитывали в составе транспортных средств и прицепы. Дело в том, что такая позиция полностью соответствует Правилам дорожного движения. Если у перевозчика суммарно (с прицепами) было больше 20 транспортных средств, он освобождался от "вмененки". Причем иногда судьи поддерживали таких "уклонистов" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2004 N А21-7935/03-С1). Однако теперь никакой двусмысленности в законе нет. Таким предпринимателям точно придется платить ЕНВД. С 2005 г. изменятся правила "вмененки" для разносной и развозной торговли. В прежней редакции Налогового кодекса физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" применялся только к разносной торговле, которую осуществляли индивидуалы. Теперь не имеет значения, кто занимается этой деятельностью - ПБОЮЛ или организация. Для любой торговли путем непосредственного контакта продавца с покупателем вне торговых точек (на дому, в организациях, с борта машины или на улице) существуют одни и те же правила. Тот же показатель применяется и к развозной торговле. Таким образом, с 2005 г. существенно изменится положение организаций, которые занимаются разносной и развозной торговлей. Напомним, что по действующим правилам они рассчитывают налог исходя из показателя "торговое место". Такие разъяснения давали и налоговики (Письмо МНС России от 16.02.2004 N 2-22-16/258). Однако как только изменения вступят в силу, такие организации должны рассчитывать налог исходя из количества работников, занятых в этом виде деятельности. Базовая доходность по нему в 2 раза меньше. Поэтому, если вести торговлю в организации будет всего один человек, налоговое бремя уменьшится.
Что будет дальше
Некоторые изменения в главу о ЕНВД вступят в силу только с 1 января 2006 г. (Закон N 95-ФЗ). Они довольно многочисленны, но суть их в одном. Законодатели решили перевести вмененный налог на муниципальный уровень. В поправках учтена новая организация муниципальных образований по Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступит в действие с 1 января 2006 г.). Регулировать ЕНВД станут не законодатели субъектов РФ, а власти муниципальных районов, городских округов, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. Они будут определять виды деятельности, на которые распространяется "вмененка", и значение коэффициента К2. Последствия нового порядка непредсказуемы. Во-первых, если муниципальные законодатели вашего региона не примут закон или другой правовой акт о ЕНВД, вмененная система для вас действовать не будет. Во-вторых, можно предположить, что новые правила усложнят хозяйственную деятельность "вмененщиков". На практике многие фирмы ведут деятельность на территории нескольких районов своего региона. Например, через торговые точки по всей области. Такие организации и предприниматели должны будут встать на учет в каждом муниципальном районе или городском округе. К этому их обязывает п.2 ст.346.28 Налогового кодекса. Более того, муниципалитеты одного и того же региона не обязаны согласовывать между собой правила вмененной системы. Поэтому, возможно, для каждой торговой точки налог будет разным.
Подписано в печать 12.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |