Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ) ("Консультант", 2004, N 16)



"Консультант", N 16, 2004

КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

(В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 29.06.2004 N 58-ФЗ,

ОТ 29.07.2004 N 95-ФЗ)

Законодатели в очередной раз изменили Налоговый кодекс. Новая редакция его первой части опубликована на с. 34. Некоторые поправки уже действуют, а некоторые начнут "работать" в 2005 г.

Поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса, можно разбить на две основные группы.

Первая связана с проводимой административной реформой. Из Кодекса исключены все упоминания о Министерстве по налогам и сборам. Их заменили ссылками на Минфин и на "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов". Так витиевато законодатели назвали вновь созданную Федеральную налоговую службу. МНС России прекратило свои полномочия 1 августа.

Вторая группа поправок связана с окончательной отменой Закона об основах налоговой системы, которая произойдет 1 января 2005 г. Со следующего года наконец-то заработают "замороженные" пока ст.ст.12 - 15 Налогового кодекса, где содержится единый перечень всех налогов и сборов, которые можно взимать на территории РФ.

Кроме того, поправки коснулись и ряда статей части второй Кодекса. Некоторые из них тоже обусловлены реорганизацией МНС - о них мы расскажем в конце комментария. Другие - более серьезны, поэтому мы напечатали их отдельно.

Новый друг лучше старых двух

Напомним, что Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 в нынешнем правительстве страны был создан новый финансово-хозяйственный блок. Он представлен Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. Министерства по налогам и сборам в структуре исполнительной власти больше нет. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая состоит в подчинении у Минфина.

"Раздвоенные" ссылки на Минфин и ФНС, присутствующие в обновленной версии Налогового кодекса, имеют определенный смысл. Дело в том, что новая структура государственного управления четко разделяет функции этих ведомств. Оба они являются федеральными органами исполнительной власти. Однако задачи Минфина ограничиваются тем, что он будет формировать и регулировать государственную политику в области финансов и налогов. Заниматься контрольно-надзорной деятельностью министерству запрещено. ФНС, наоборот, обязана следить за соблюдением налогового законодательства, но не имеет права вмешиваться в его создание.

Конкретные функции Минфина перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Среди них:

- подготовка нормативных актов в области бюджетного, налогового, валютного и бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей;

- утверждение форм налоговых деклараций, методических рекомендаций и других нормативных актов по применению налогового законодательства, а также в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Кроме, этого после 1 августа 2004 г. Минфин должен:

- утверждать формы уведомлений об использовании права на освобождение от уплаты НДС (п.3 ст.145 НК РФ);

- устанавливать перечень иностранных государств, российские представительства которых освобождаются от уплаты НДС при аренде служебных и жилых помещений (п.1 ст.149 НК РФ);

- определять порядок предоставления специальных реестров для традиционных экспортеров (пп.3 п.1 ст.165 НК РФ);

- согласовывать форму расчетных писем для применения нулевой налоговой ставки по НДС на железнодорожном транспорте (пп.1 п.5 ст.165 НК РФ). Новый порядок подтверждения права на льготу вводится с 1 января 2005 г.;

- устанавливать правила выдачи свидетельств о регистрации лиц, совершающих сделки с нефтепродуктами (п.3 ст.179.1 НК РФ);

- утверждать порядок хранения алкогольной продукции на акцизных складах и порядок работы постоянно действующих налоговых постов (ст.ст.197 и 197.1 НК РФ);

- утверждать формы и порядок представления реестров счетов-фактур для вычета по акцизам при проведении операций с нефтепродуктами (п.8 ст.201 НК РФ);

- устанавливать перечень иностранных государств, граждане которых освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (п.2 ст.215 НК РФ);

- утверждать формы налоговых карточек по учету доходов физлиц (N 1-НДФЛ), а также порядок передачи сведений о доходах на дискетах или по электронной почте. Формы справок о доходах физлиц (N 2-НДФЛ) будет утверждать Федеральная налоговая служба (ст.30 НК РФ);

- устанавливать формы отчетов об использовании средств целевого финансирования (п.14 ст.250 НК РФ).

- устанавливать порядок формирования страховых резервов в страховых компаниях. Раньше это входило в функции Росстрахнадзора (п.2 ст.294 НК РФ);

- утверждать формы заявлений иностранных организаций о возврате налогов, удержанных в Российской Федерации (п.2 ст.312 НК РФ).

Еще одна функция, закрепленная за Минфином, но не вошедшая в Налоговый кодекс, - утверждение Инструкции по применению Закона РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".

Обратите внимание: согласовывать порядок расчета налогооблагаемой прибыли для зарубежных фирм с филиалами будет ФНС (п.4 ст.307 НК РФ). Кроме того, новой службе доверено утверждать форму налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогах (п.4 ст.310 НК РФ).

Четкого перечня функций Федеральной налоговой службы пока нет. Нет и положения о ФНС, в котором должны быть зафиксированы права и обязанности нового ведомства и его чиновников. Тем не менее Закон N 58-ФЗ вступил в силу с 1 августа 2004 г. А значит, и налоговики, и финансисты должны оперативно перестроиться и продолжить свою работу с учетом изменившихся требований.

Письма налоговиков обесценены

Как это скажется на работе бухгалтеров?

Во-первых, в ближайшее время должна быть реорганизована система налоговых органов. Впрочем, изменения будут формальными и, скорее всего, сведутся к очередной смене вывесок. В новую структуру входят Федеральная налоговая служба и ее структурные подразделения (п.3 ст.9 НК РФ). Но на деле она, видимо, будет представлена теми же региональными налоговыми управлениями и территориальными налоговыми инспекциями. Только аббревиатуры УМНС и ИМНС сменятся на УФНС и ИФНС.

Во-вторых, должен измениться порядок получения информации о действующих правилах уплаты налогов. Правда, сказать, каким он будет на практике, пока трудно. Положения п.п.1 и 2 ст.21, а также пп.4 п.1 ст.32 Налогового кодекса написаны недостаточно четко.

С одной стороны, давать письменные разъяснения по применению федерального налогового законодательства вправе только Минфин (ст.34.2 НК РФ). Разъяснять содержание региональных и местных нормативных актов по налогам и сборам могут лишь соответствующие финансовые органы (министерства, департаменты, управления) в субъектах РФ, районах или населенных пунктах.

С другой стороны, налогоплательщики вправе обращаться с запросами о порядке исчисления и уплаты налогов в ИФНС по месту своего учета. И налоговые инспекции обязаны письменно отвечать на эти запросы (пп.4 п.1 ст.32 НК РФ). Однако проблемы, связанные с исчислением налогов, чаще всего возникают из-за различных толкований налогового законодательства. По каким критериям налоговики будут определять, входит ли в их компетенцию ответ на то или иное письмо, непонятно. По мнению руководителя авторского коллектива книги "Годовой отчет" Владимира Мещерякова, вариантов может быть два, причем оба вряд ли удовлетворят бухгалтеров.

Первый - если инспекции станут пересылать вопросы налогоплательщиков непосредственно в Минфин России или в структурные подразделения Минфина на местах. В этом случае об оперативности ответов можно будет позабыть. Особенно на первых порах, пока финансовые органы не обзаведутся достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных ежемесячно отвечать на тысячи писем.

Второй вариант - если инспекции станут самостоятельно вести разъяснительную работу. Оперативности в этом случае, может, и прибавится, но ответы налоговиков нельзя будет признать официальными. По крайней мере, избежать ответственности за неправильное исчисление налога с их помощью не удастся. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные в ст.111 Налогового кодекса, где говорится об обстоятельствах, исключающих вину предприятий в совершении налогового правонарушения.

Раньше в пп.3 п.1 этой статьи упоминались письма налоговых органов. Выполнив любое, даже ошибочное разъяснение территориальной инспекции или УМНС, налогоплательщик освобождался от ответственности за нарушение налогового законодательства. Теперь в ст.111 речь идет о письмах финансовых органов. Таким образом, даже когда налоговая инспекция согласится с неправильными действиями бухгалтера, фирма не сможет избежать штрафа, если в дальнейшем они будут признаны нарушением, или если Минфин даст противоположный ответ. А документов, в которых мнение Минфина идет вразрез с позицией МНС, в последнее время было немало - наши постоянные читатели легко могли в этом убедиться.

Единственное, что можно будет получить в инспекции без особых проблем, - это текущую информацию о сроках уплаты налогов, о правах и обязанностях налогоплательщиков и инспекторов, о реквизитах нормативных актов и т.п. Кроме того, в Кодексе сохранена обязанность налоговиков бесплатно снабжать плательщиков формами налоговой отчетности и инструкциями по их заполнению.

Обязательная публикация сведений о региональных и местных налогах отменяется (ст.16 НК РФ).

Фонды и таможни - вне налогов

Из первой части Налогового кодекса исключены почти все упоминания о государственных внебюджетных фондах. Таким образом, любые попытки сотрудников ПФР, ФСС или ФОМС воспользоваться полномочиями налоговых органов после 1 августа 2004 г. абсолютно незаконны. Единственные нормы Налогового кодекса, которых они должны придерживаться, - это положения ст.78, где говорится о зачете или возврате излишне уплаченных сумм.

Что же касается привлечения фирм и предпринимателей к ответственности за неправильное начисление пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, то этот порядок регулируется отдельными нормативными актами, которые к налоговому законодательству не относятся.

По такому же принципу разграничивается налоговое и таможенное законодательство. В статьях, где упоминались таможенные пошлины и платежи, теперь фигурируют только налоги, которые нужно платить на таможне. Наказывать экспортеров и импортеров за нарушения, допущенные при уплате этих налогов, могут таможенники. Но при этом они должны руководствоваться не Таможенным, а Налоговым кодексом.

Что не отменено, то действует

С 1 августа 2004 г. все новые нормативные акты в сфере налогообложения, в том числе формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина. Он же будет утверждать формы авансовых расчетов и деклараций по пенсионным взносам.

Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (т.е. требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из ст.4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать "приватные" указания и рекомендации, которые вроде бы и не признавались нормативными актами, но были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров.

В обновленной редакции исключение сделано лишь для некоторых вспомогательных форм: налоговых уведомлений, требований об уплате налога, актов налоговых проверок, заявлений о постановке на налоговый учет и т.п. Образцы этих бланков поручено утверждать Федеральной налоговой службе.

Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего, подобные документы будут выходить и впредь с грифом "для служебного пользования", как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному и поток арбитражных споров не сократится.

Обратите внимание: новый порядок принятия нормативных актов вовсе не означает, что Минфин сразу же бросится дезавуировать все приказы, выпущенные МНС. Статьей 78 Закона N 58-ФЗ установлено, что все документы, принятые прежними ведомствами до вступления этого Закона в силу, действуют как и раньше. Они будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций. Таким образом, нормативными актами МНС, прошедшими государственную регистрацию до 1 августа 2004 г., нужно будет руководствоваться и впредь.

У Федеральной налоговой службы появились некоторые новые функции. В частности, Минфин передал ей право определять "страну происхождения" доходов налогоплательщика (ст.42 НК РФ) и предоставлять рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (ст.63 НК РФ). Кроме того, новая служба включена в перечень органов валютного контроля. Соответствующие поправки внесены в п.14 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Как налог ни назови, платить его все равно придется

Как уже говорилось, с 1 января 2005 г. утратят силу последние статьи Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после этой даты, закреплен в новой редакции ст.ст.12 - 15 Налогового кодекса.

По сравнению с ныне действующим списком (ст.ст.19 - 21 Закона N 2118-1) он станет короче на восемь пунктов (см. таблицу). Впрочем, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, останется и в следующем году. Просто формально их выведут за рамки налоговой системы. Это значит, что и привлекать к налоговой ответственности за неуплату платежей, не попавших в список, будет нельзя.

Таблица

Виды налогов и сборов в РФ

     
   ——————————————————————T——————————————————————T———————————————————¬
   | По Закону об основах| По Налоговому кодексу|     Примечание    |
   |  налоговой системы  | (с 1 января 2005 г.) |                   |
   |(до 1 января 2005 г.)|                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |                           Федеральные                          |
   +—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
   |Налог на добавленную |Налог на добавленную  |         —         |
   |стоимость            |стоимость (гл.21)     |                   |
   |(пп."а" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Акцизы               |Акцизы (гл.22)        |С учетом ставок,   |
   |(пп."б" п.1 ст.19)   |                      |установленных      |
   |                     |                      |Федеральным законом|
   |                     |                      |от 28.07.2004      |
   |                     |                      |N 86—ФЗ <*>        |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на доходы      |Налог на доходы       |         —         |
   |физических лиц       |физических лиц (гл.23)|                   |
   |(пп."в" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Единый социальный    |Единый социальный     |Новые правила      |
   |налог                |налог (гл.24)         |исчисления ЕСН     |
   |(пп."г" п.1 ст.19)   |                      |установлены        |
   |                     |                      |Федеральным законом|
   |                     |                      |от 20.07.2004      |
   |                     |                      |N 70—ФЗ <*>        |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на прибыль     |Налог на прибыль      |         —         |
   |организаций          |организаций (гл.25)   |                   |
   |(пп."к" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на добычу      |Налог на добычу       |         —         |
   |полезных ископаемых  |полезных ископаемых   |                   |
   |(пп."ч" п.1 ст.19)   |(гл.26)               |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог с имущества,   |Налог на наследование |До принятия новой  |
   |переходящего в       |или дарение           |главы НК РФ налог  |
   |порядке наследования |                      |нужно рассчитывать |
   |или дарения          |                      |по Закону РФ       |
   |(пп."п" п.1 ст.19)   |                      |от 12.12.1991      |
   |                     |                      |N 2020—1           |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Плата за пользование |Водный налог (гл.25.2)|Вводится в действие|
   |водными объектами    |                      |Федеральным        |
   |(пп."ф" п.1 ст.19)   |                      |законом            |
   |                     |                      |от 28.07.2004      |
   |                     |                      |N 83—ФЗ            |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Сборы за пользование |Сборы за пользование  |         —         |
   |объектами животного  |объектами животного   |                   |
   |мира и за пользование|мира и за пользование |                   |
   |объектами водных     |объектами водных      |                   |
   |биологических        |биологических         |                   |
   |ресурсов             |ресурсов (гл.25.1)    |                   |
   |(пп."ш" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Государственная      |Государственная       |До принятия новой  |
   |пошлина              |пошлина               |главы НК РФ пошлину|
   |(пп."о" п.1 ст.19)   |                      |нужно платить по   |
   |                     |                      |Закону РФ          |
   |                     |                      |от 09.12.1991      |
   |                     |                      |N 2005—1           |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Платежи за           |           —          |Порядок начисления |
   |пользование          |                      |и уплаты регулируют|
   |природными ресурсами |                      |Закон РФ           |
   |(пп."и" п.1 ст.19)   |                      |от 21.02.1992      |
   |                     |                      |N 2395—1           |
   |                     |                      |"О недрах",        |
   |                     |                      |Федеральный закон  |
   |                     |                      |от 10.01.2002      |
   |                     |                      |N 7—ФЗ "Об охране  |
   |                     |                      |окружающей среды"  |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Таможенная пошлина   |           —          |Порядок начисления |
   |(пп."ж" п.1 ст.19)   |                      |и уплаты регулирует|
   |                     |                      |Закон РФ           |
   |                     |                      |от 21.05.1993      |
   |                     |                      |N 5003—1 "О        |
   |                     |                      |таможенном тарифе" |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Сбор за использование|           —          |Порядок начисления |
   |наименований         |                      |и уплаты регулирует|
   |"Россия",            |                      |Закон РФ           |
   |"Российская          |                      |от 02.04.1993      |
   |Федерация" и         |                      |N 4737—1           |
   |образованных на их   |                      |                   |
   |основе слов и        |                      |                   |
   |словосочетаний       |                      |                   |
   |(пп."р" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Сбор за выдачу       |           —          |Порядок начисления |
   |лицензий и право на  |                      |и уплаты регулирует|
   |производство и оборот|                      |Федеральный закон  |
   |этилового спирта,    |                      |от 08.01.1998      |
   |спиртосодержащей и   |                      |N 5—ФЗ             |
   |алкогольной          |                      |                   |
   |продукции            |                      |                   |
   |(пп."х" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на операции с  |           —          |         —         |
   |ценными бумаги       |                      |                   |
   |(пп."е" п.1 ст.19)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |                          Региональные                          |
   +—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
   |Налог на имущество   |Налог на имущество    |         —         |
   |организаций          |организаций (гл.30)   |                   |
   |(пп."и" п.1 ст.20)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на игорный     |Налог на игорный      |         —         |
   |бизнес               |бизнес (гл.29)        |                   |
   |(пп."з" п.1 ст.20)   |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Транспортный налог   |Транспортный налог    |         —         |
   |(пп."ж" п.1 ст.20)   |(гл.28)               |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Лесной доход (лесные |           —          |Порядок начисления |
   |подати, арендная     |                      |и уплаты регулируют|
   |плата за древесину,  |                      |Лесной кодекс РФ,  |
   |отпускаемую на корню)|                      |Постановление      |
   |(пп."б" п.1 ст.20)   |                      |Правительства РФ   |
   |                     |                      |от 19.02.2001      |
   |                     |                      |N 127              |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |                             Местные                            |
   +—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
   |Налог на имущество   |Налог на имущество    |До принятия новой  |
   |физических лиц       |физических лиц        |главы НК РФ налог  |
   |(пп."а" п.1 ст.21)   |                      |нужно начислять по |
   |                     |                      |Закону РФ          |
   |                     |                      |от 09.12.1991      |
   |                     |                      |N 2003—1 (с учетом |
   |                     |                      |местных            |
   |                     |                      |особенностей)      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Земельный налог      |Земельный налог       |До принятия новой  |
   |(пп."б" п.1 ст.21)   |                      |главы НК РФ налог  |
   |                     |                      |нужно начислять по |
   |                     |                      |Закону РФ          |
   |                     |                      |от 11.10.1991      |
   |                     |                      |N 1738—1 "О плате  |
   |                     |                      |за землю" (с учетом|
   |                     |                      |местных            |
   |                     |                      |особенностей)      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Регистрационный сбор |           —          |Размер платежа     |
   |с физических         |                      |установлен         |
   |лиц, занимающихся    |                      |Законом РФ         |
   |предпринимательской  |                      |от 09.12.1991      |
   |деятельностью        |                      |N 2005—1 "О        |
   |(пп."в" п.1 ст.21)   |                      |государственной    |
   |                     |                      |пошлине"           |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Налог на рекламу     |           —          |         —         |
   |(пп."з" п.1 ст.21)   |                      |                   |
   L—————————————————————+——————————————————————+————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ будет опубликован в следующем номере "Комментариев".

Фактически отменят только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 г. региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции гл.26.3 Налогового кодекса, которая опубликована на с. 67.

Как и сейчас, после 1 января 2005 г. от уплаты некоторых налогов будут освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. Перечень спецрежимов не изменился. В него входят:

- единый сельхозналог (гл.26.1 НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

- единый налог на вмененный доход (гл.26.3 НК РФ);

- система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).

Отсрочки и рассрочки

Законы N 58-ФЗ и 95-ФЗ уточнили правила предоставления отсрочек по уплате налогов и инвестиционных налоговых кредитов.

Теперь право принимать решения о переносе сроков уплаты налогов имеют:

- по федеральным налогам - ФНС России;

- по региональным и местным налогам - территориальные налоговые инспекции;

- по налогам, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу РФ, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Если налоги, по которым предоставляется отсрочка (кредит), поступают в бюджеты разных уровней (во внебюджетные фонды), то такие решения должны быть согласованы либо с региональными (местными) департаментами финансов, либо с территориальными отделениями фондов. Заметим, что появление новых требований не сказалось на общем сроке рассмотрения заявлений об отсрочке. Как и прежде, рассмотреть заявление и вынести уже согласованное решение налоговики (таможенники) обязаны в течение месяца (п.6 ст.64 НК РФ).

Последнее, на что следует обратить внимание, - дополнения, внесенные в ст.60 Налогового кодекса. Несмотря на то что они адресованы банкам, их нужно учитывать и индивидуальным предпринимателям.

Речь идет о банковских филиалах, которые не имеют собственных корреспондентских счетов и поэтому вынуждены пересылать поступившие платежки в головной банк по почте. Законодатели дали этим филиалам дополнительное время - пять операционных дней - на пересылку платежных документов, поступивших от граждан. Для налогоплательщиков в общем-то ничего не изменилось - датой исполнения обязанности по уплате налога у них по-прежнему остался день подачи платежки в банк. Однако после 1 января 2005 г. предпринимателям нужно будет иметь в виду, что налоги, уплаченные таким способом в последний день, могут поступить в бюджет не раньше чем через неделю. А это, в свою очередь, может повлечь за собой лишние вопросы со стороны налоговиков.

Подписано в печать

12.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Обоснованно ли бухгалтер потребовал от специалиста по снабжению кормами подписать договор о материальной ответственности? ("Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2004, N 3) >
Статья: Комментарий к главе 26.3 части второй Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2004 N N 65-ФЗ, 66-ФЗ и от 29.07.2004 N 95-ФЗ) ("Консультант", 2004, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.