|
|
Статья: Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ) ("Консультант", 2004, N 16)
"Консультант", N 16, 2004
КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 29.06.2004 N 58-ФЗ, ОТ 29.07.2004 N 95-ФЗ)
Законодатели в очередной раз изменили Налоговый кодекс. Новая редакция его первой части опубликована на с. 34. Некоторые поправки уже действуют, а некоторые начнут "работать" в 2005 г.
Поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса, можно разбить на две основные группы. Первая связана с проводимой административной реформой. Из Кодекса исключены все упоминания о Министерстве по налогам и сборам. Их заменили ссылками на Минфин и на "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов". Так витиевато законодатели назвали вновь созданную Федеральную налоговую службу. МНС России прекратило свои полномочия 1 августа. Вторая группа поправок связана с окончательной отменой Закона об основах налоговой системы, которая произойдет 1 января 2005 г. Со следующего года наконец-то заработают "замороженные" пока ст.ст.12 - 15 Налогового кодекса, где содержится единый перечень всех налогов и сборов, которые можно взимать на территории РФ. Кроме того, поправки коснулись и ряда статей части второй Кодекса. Некоторые из них тоже обусловлены реорганизацией МНС - о них мы расскажем в конце комментария. Другие - более серьезны, поэтому мы напечатали их отдельно.
Новый друг лучше старых двух
Напомним, что Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 в нынешнем правительстве страны был создан новый финансово-хозяйственный блок. Он представлен Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. Министерства по налогам и сборам в структуре исполнительной власти больше нет. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая состоит в подчинении у Минфина. "Раздвоенные" ссылки на Минфин и ФНС, присутствующие в обновленной версии Налогового кодекса, имеют определенный смысл. Дело в том, что новая структура государственного управления четко разделяет функции этих ведомств. Оба они являются федеральными органами исполнительной власти. Однако задачи Минфина ограничиваются тем, что он будет формировать и регулировать государственную политику в области финансов и налогов. Заниматься контрольно-надзорной деятельностью министерству запрещено. ФНС, наоборот, обязана следить за соблюдением налогового законодательства, но не имеет права вмешиваться в его создание. Конкретные функции Минфина перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Среди них: - подготовка нормативных актов в области бюджетного, налогового, валютного и бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей; - утверждение форм налоговых деклараций, методических рекомендаций и других нормативных актов по применению налогового законодательства, а также в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме, этого после 1 августа 2004 г. Минфин должен: - утверждать формы уведомлений об использовании права на освобождение от уплаты НДС (п.3 ст.145 НК РФ); - устанавливать перечень иностранных государств, российские представительства которых освобождаются от уплаты НДС при аренде служебных и жилых помещений (п.1 ст.149 НК РФ); - определять порядок предоставления специальных реестров для традиционных экспортеров (пп.3 п.1 ст.165 НК РФ); - согласовывать форму расчетных писем для применения нулевой налоговой ставки по НДС на железнодорожном транспорте (пп.1 п.5 ст.165 НК РФ). Новый порядок подтверждения права на льготу вводится с 1 января 2005 г.; - устанавливать правила выдачи свидетельств о регистрации лиц, совершающих сделки с нефтепродуктами (п.3 ст.179.1 НК РФ); - утверждать порядок хранения алкогольной продукции на акцизных складах и порядок работы постоянно действующих налоговых постов (ст.ст.197 и 197.1 НК РФ); - утверждать формы и порядок представления реестров счетов-фактур для вычета по акцизам при проведении операций с нефтепродуктами (п.8 ст.201 НК РФ); - устанавливать перечень иностранных государств, граждане которых освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (п.2 ст.215 НК РФ); - утверждать формы налоговых карточек по учету доходов физлиц (N 1-НДФЛ), а также порядок передачи сведений о доходах на дискетах или по электронной почте. Формы справок о доходах физлиц (N 2-НДФЛ) будет утверждать Федеральная налоговая служба (ст.30 НК РФ); - устанавливать формы отчетов об использовании средств целевого финансирования (п.14 ст.250 НК РФ). - устанавливать порядок формирования страховых резервов в страховых компаниях. Раньше это входило в функции Росстрахнадзора (п.2 ст.294 НК РФ); - утверждать формы заявлений иностранных организаций о возврате налогов, удержанных в Российской Федерации (п.2 ст.312 НК РФ). Еще одна функция, закрепленная за Минфином, но не вошедшая в Налоговый кодекс, - утверждение Инструкции по применению Закона РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний". Обратите внимание: согласовывать порядок расчета налогооблагаемой прибыли для зарубежных фирм с филиалами будет ФНС (п.4 ст.307 НК РФ). Кроме того, новой службе доверено утверждать форму налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогах (п.4 ст.310 НК РФ). Четкого перечня функций Федеральной налоговой службы пока нет. Нет и положения о ФНС, в котором должны быть зафиксированы права и обязанности нового ведомства и его чиновников. Тем не менее Закон N 58-ФЗ вступил в силу с 1 августа 2004 г. А значит, и налоговики, и финансисты должны оперативно перестроиться и продолжить свою работу с учетом изменившихся требований.
Письма налоговиков обесценены
Как это скажется на работе бухгалтеров? Во-первых, в ближайшее время должна быть реорганизована система налоговых органов. Впрочем, изменения будут формальными и, скорее всего, сведутся к очередной смене вывесок. В новую структуру входят Федеральная налоговая служба и ее структурные подразделения (п.3 ст.9 НК РФ). Но на деле она, видимо, будет представлена теми же региональными налоговыми управлениями и территориальными налоговыми инспекциями. Только аббревиатуры УМНС и ИМНС сменятся на УФНС и ИФНС. Во-вторых, должен измениться порядок получения информации о действующих правилах уплаты налогов. Правда, сказать, каким он будет на практике, пока трудно. Положения п.п.1 и 2 ст.21, а также пп.4 п.1 ст.32 Налогового кодекса написаны недостаточно четко. С одной стороны, давать письменные разъяснения по применению федерального налогового законодательства вправе только Минфин (ст.34.2 НК РФ). Разъяснять содержание региональных и местных нормативных актов по налогам и сборам могут лишь соответствующие финансовые органы (министерства, департаменты, управления) в субъектах РФ, районах или населенных пунктах. С другой стороны, налогоплательщики вправе обращаться с запросами о порядке исчисления и уплаты налогов в ИФНС по месту своего учета. И налоговые инспекции обязаны письменно отвечать на эти запросы (пп.4 п.1 ст.32 НК РФ). Однако проблемы, связанные с исчислением налогов, чаще всего возникают из-за различных толкований налогового законодательства. По каким критериям налоговики будут определять, входит ли в их компетенцию ответ на то или иное письмо, непонятно. По мнению руководителя авторского коллектива книги "Годовой отчет" Владимира Мещерякова, вариантов может быть два, причем оба вряд ли удовлетворят бухгалтеров. Первый - если инспекции станут пересылать вопросы налогоплательщиков непосредственно в Минфин России или в структурные подразделения Минфина на местах. В этом случае об оперативности ответов можно будет позабыть. Особенно на первых порах, пока финансовые органы не обзаведутся достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных ежемесячно отвечать на тысячи писем. Второй вариант - если инспекции станут самостоятельно вести разъяснительную работу. Оперативности в этом случае, может, и прибавится, но ответы налоговиков нельзя будет признать официальными. По крайней мере, избежать ответственности за неправильное исчисление налога с их помощью не удастся. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные в ст.111 Налогового кодекса, где говорится об обстоятельствах, исключающих вину предприятий в совершении налогового правонарушения. Раньше в пп.3 п.1 этой статьи упоминались письма налоговых органов. Выполнив любое, даже ошибочное разъяснение территориальной инспекции или УМНС, налогоплательщик освобождался от ответственности за нарушение налогового законодательства. Теперь в ст.111 речь идет о письмах финансовых органов. Таким образом, даже когда налоговая инспекция согласится с неправильными действиями бухгалтера, фирма не сможет избежать штрафа, если в дальнейшем они будут признаны нарушением, или если Минфин даст противоположный ответ. А документов, в которых мнение Минфина идет вразрез с позицией МНС, в последнее время было немало - наши постоянные читатели легко могли в этом убедиться. Единственное, что можно будет получить в инспекции без особых проблем, - это текущую информацию о сроках уплаты налогов, о правах и обязанностях налогоплательщиков и инспекторов, о реквизитах нормативных актов и т.п. Кроме того, в Кодексе сохранена обязанность налоговиков бесплатно снабжать плательщиков формами налоговой отчетности и инструкциями по их заполнению. Обязательная публикация сведений о региональных и местных налогах отменяется (ст.16 НК РФ).
Фонды и таможни - вне налогов
Из первой части Налогового кодекса исключены почти все упоминания о государственных внебюджетных фондах. Таким образом, любые попытки сотрудников ПФР, ФСС или ФОМС воспользоваться полномочиями налоговых органов после 1 августа 2004 г. абсолютно незаконны. Единственные нормы Налогового кодекса, которых они должны придерживаться, - это положения ст.78, где говорится о зачете или возврате излишне уплаченных сумм. Что же касается привлечения фирм и предпринимателей к ответственности за неправильное начисление пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, то этот порядок регулируется отдельными нормативными актами, которые к налоговому законодательству не относятся. По такому же принципу разграничивается налоговое и таможенное законодательство. В статьях, где упоминались таможенные пошлины и платежи, теперь фигурируют только налоги, которые нужно платить на таможне. Наказывать экспортеров и импортеров за нарушения, допущенные при уплате этих налогов, могут таможенники. Но при этом они должны руководствоваться не Таможенным, а Налоговым кодексом.
Что не отменено, то действует
С 1 августа 2004 г. все новые нормативные акты в сфере налогообложения, в том числе формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина. Он же будет утверждать формы авансовых расчетов и деклараций по пенсионным взносам. Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (т.е. требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из ст.4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать "приватные" указания и рекомендации, которые вроде бы и не признавались нормативными актами, но были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров. В обновленной редакции исключение сделано лишь для некоторых вспомогательных форм: налоговых уведомлений, требований об уплате налога, актов налоговых проверок, заявлений о постановке на налоговый учет и т.п. Образцы этих бланков поручено утверждать Федеральной налоговой службе. Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего, подобные документы будут выходить и впредь с грифом "для служебного пользования", как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному и поток арбитражных споров не сократится. Обратите внимание: новый порядок принятия нормативных актов вовсе не означает, что Минфин сразу же бросится дезавуировать все приказы, выпущенные МНС. Статьей 78 Закона N 58-ФЗ установлено, что все документы, принятые прежними ведомствами до вступления этого Закона в силу, действуют как и раньше. Они будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций. Таким образом, нормативными актами МНС, прошедшими государственную регистрацию до 1 августа 2004 г., нужно будет руководствоваться и впредь. У Федеральной налоговой службы появились некоторые новые функции. В частности, Минфин передал ей право определять "страну происхождения" доходов налогоплательщика (ст.42 НК РФ) и предоставлять рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (ст.63 НК РФ). Кроме того, новая служба включена в перечень органов валютного контроля. Соответствующие поправки внесены в п.14 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Как налог ни назови, платить его все равно придется
Как уже говорилось, с 1 января 2005 г. утратят силу последние статьи Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после этой даты, закреплен в новой редакции ст.ст.12 - 15 Налогового кодекса. По сравнению с ныне действующим списком (ст.ст.19 - 21 Закона N 2118-1) он станет короче на восемь пунктов (см. таблицу). Впрочем, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, останется и в следующем году. Просто формально их выведут за рамки налоговой системы. Это значит, что и привлекать к налоговой ответственности за неуплату платежей, не попавших в список, будет нельзя.
Таблица
Виды налогов и сборов в РФ
——————————————————————T——————————————————————T———————————————————¬
| По Закону об основах| По Налоговому кодексу| Примечание |
| налоговой системы | (с 1 января 2005 г.) | |
|(до 1 января 2005 г.)| | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
| Федеральные |
+—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
|Налог на добавленную |Налог на добавленную | — |
|стоимость |стоимость (гл.21) | |
|(пп."а" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Акцизы |Акцизы (гл.22) |С учетом ставок, |
|(пп."б" п.1 ст.19) | |установленных |
| | |Федеральным законом|
| | |от 28.07.2004 |
| | |N 86—ФЗ <*> |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на доходы |Налог на доходы | — |
|физических лиц |физических лиц (гл.23)| |
|(пп."в" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Единый социальный |Единый социальный |Новые правила |
|налог |налог (гл.24) |исчисления ЕСН |
|(пп."г" п.1 ст.19) | |установлены |
| | |Федеральным законом|
| | |от 20.07.2004 |
| | |N 70—ФЗ <*> |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на прибыль |Налог на прибыль | — |
|организаций |организаций (гл.25) | |
|(пп."к" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на добычу |Налог на добычу | — |
|полезных ископаемых |полезных ископаемых | |
|(пп."ч" п.1 ст.19) |(гл.26) | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог с имущества, |Налог на наследование |До принятия новой |
|переходящего в |или дарение |главы НК РФ налог |
|порядке наследования | |нужно рассчитывать |
|или дарения | |по Закону РФ |
|(пп."п" п.1 ст.19) | |от 12.12.1991 |
| | |N 2020—1 |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Плата за пользование |Водный налог (гл.25.2)|Вводится в действие|
|водными объектами | |Федеральным |
|(пп."ф" п.1 ст.19) | |законом |
| | |от 28.07.2004 |
| | |N 83—ФЗ |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Сборы за пользование |Сборы за пользование | — |
|объектами животного |объектами животного | |
|мира и за пользование|мира и за пользование | |
|объектами водных |объектами водных | |
|биологических |биологических | |
|ресурсов |ресурсов (гл.25.1) | |
|(пп."ш" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Государственная |Государственная |До принятия новой |
|пошлина |пошлина |главы НК РФ пошлину|
|(пп."о" п.1 ст.19) | |нужно платить по |
| | |Закону РФ |
| | |от 09.12.1991 |
| | |N 2005—1 |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Платежи за | — |Порядок начисления |
|пользование | |и уплаты регулируют|
|природными ресурсами | |Закон РФ |
|(пп."и" п.1 ст.19) | |от 21.02.1992 |
| | |N 2395—1 |
| | |"О недрах", |
| | |Федеральный закон |
| | |от 10.01.2002 |
| | |N 7—ФЗ "Об охране |
| | |окружающей среды" |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Таможенная пошлина | — |Порядок начисления |
|(пп."ж" п.1 ст.19) | |и уплаты регулирует|
| | |Закон РФ |
| | |от 21.05.1993 |
| | |N 5003—1 "О |
| | |таможенном тарифе" |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Сбор за использование| — |Порядок начисления |
|наименований | |и уплаты регулирует|
|"Россия", | |Закон РФ |
|"Российская | |от 02.04.1993 |
|Федерация" и | |N 4737—1 |
|образованных на их | | |
|основе слов и | | |
|словосочетаний | | |
|(пп."р" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Сбор за выдачу | — |Порядок начисления |
|лицензий и право на | |и уплаты регулирует|
|производство и оборот| |Федеральный закон |
|этилового спирта, | |от 08.01.1998 |
|спиртосодержащей и | |N 5—ФЗ |
|алкогольной | | |
|продукции | | |
|(пп."х" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на операции с | — | — |
|ценными бумаги | | |
|(пп."е" п.1 ст.19) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
| Региональные |
+—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
|Налог на имущество |Налог на имущество | — |
|организаций |организаций (гл.30) | |
|(пп."и" п.1 ст.20) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на игорный |Налог на игорный | — |
|бизнес |бизнес (гл.29) | |
|(пп."з" п.1 ст.20) | | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Транспортный налог |Транспортный налог | — |
|(пп."ж" п.1 ст.20) |(гл.28) | |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Лесной доход (лесные | — |Порядок начисления |
|подати, арендная | |и уплаты регулируют|
|плата за древесину, | |Лесной кодекс РФ, |
|отпускаемую на корню)| |Постановление |
|(пп."б" п.1 ст.20) | |Правительства РФ |
| | |от 19.02.2001 |
| | |N 127 |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
| Местные |
+—————————————————————T——————————————————————T———————————————————+
|Налог на имущество |Налог на имущество |До принятия новой |
|физических лиц |физических лиц |главы НК РФ налог |
|(пп."а" п.1 ст.21) | |нужно начислять по |
| | |Закону РФ |
| | |от 09.12.1991 |
| | |N 2003—1 (с учетом |
| | |местных |
| | |особенностей) |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Земельный налог |Земельный налог |До принятия новой |
|(пп."б" п.1 ст.21) | |главы НК РФ налог |
| | |нужно начислять по |
| | |Закону РФ |
| | |от 11.10.1991 |
| | |N 1738—1 "О плате |
| | |за землю" (с учетом|
| | |местных |
| | |особенностей) |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Регистрационный сбор | — |Размер платежа |
|с физических | |установлен |
|лиц, занимающихся | |Законом РФ |
|предпринимательской | |от 09.12.1991 |
|деятельностью | |N 2005—1 "О |
|(пп."в" п.1 ст.21) | |государственной |
| | |пошлине" |
+—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
|Налог на рекламу | — | — |
|(пп."з" п.1 ст.21) | | |
L—————————————————————+——————————————————————+————————————————————
————————————————————————————————
<*> Документ будет опубликован в следующем номере "Комментариев".
Фактически отменят только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 г. региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции гл.26.3 Налогового кодекса, которая опубликована на с. 67. Как и сейчас, после 1 января 2005 г. от уплаты некоторых налогов будут освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. Перечень спецрежимов не изменился. В него входят: - единый сельхозналог (гл.26.1 НК РФ); - упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ); - единый налог на вмененный доход (гл.26.3 НК РФ); - система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (гл.26.4 НК РФ).
Отсрочки и рассрочки
Законы N 58-ФЗ и 95-ФЗ уточнили правила предоставления отсрочек по уплате налогов и инвестиционных налоговых кредитов. Теперь право принимать решения о переносе сроков уплаты налогов имеют: - по федеральным налогам - ФНС России; - по региональным и местным налогам - территориальные налоговые инспекции; - по налогам, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу РФ, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения. Если налоги, по которым предоставляется отсрочка (кредит), поступают в бюджеты разных уровней (во внебюджетные фонды), то такие решения должны быть согласованы либо с региональными (местными) департаментами финансов, либо с территориальными отделениями фондов. Заметим, что появление новых требований не сказалось на общем сроке рассмотрения заявлений об отсрочке. Как и прежде, рассмотреть заявление и вынести уже согласованное решение налоговики (таможенники) обязаны в течение месяца (п.6 ст.64 НК РФ). Последнее, на что следует обратить внимание, - дополнения, внесенные в ст.60 Налогового кодекса. Несмотря на то что они адресованы банкам, их нужно учитывать и индивидуальным предпринимателям. Речь идет о банковских филиалах, которые не имеют собственных корреспондентских счетов и поэтому вынуждены пересылать поступившие платежки в головной банк по почте. Законодатели дали этим филиалам дополнительное время - пять операционных дней - на пересылку платежных документов, поступивших от граждан. Для налогоплательщиков в общем-то ничего не изменилось - датой исполнения обязанности по уплате налога у них по-прежнему остался день подачи платежки в банк. Однако после 1 января 2005 г. предпринимателям нужно будет иметь в виду, что налоги, уплаченные таким способом в последний день, могут поступить в бюджет не раньше чем через неделю. А это, в свою очередь, может повлечь за собой лишние вопросы со стороны налоговиков.
Подписано в печать 12.08.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |