Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 33)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, 2004

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в ст.9 НК РФ, в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, входят в том числе:

налоговые органы: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.

Статья 30 "Налоговые органы в Российской Федерации" НК РФ также претерпела изменения. В частности, из нее исключены положения, наделяющие полномочиями налоговых органов таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии с новой редакцией этой статьи налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

таможенные органы: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), и его территориальные органы.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов определены в ст.34 НК РФ.

Минфин России, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (т.е. финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ (п.6 ст.9), исключены из перечня участников налоговых правоотношений.

Однако в НК РФ введена ст.34.2 "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", в соответствии с которой Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, и порядок их заполнения, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления и местных налогах и сборах.

В связи с новым разграничением полномочий следует обратить внимание на ст.4 НК РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В данной статье определено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. В связи с этим следует обратить внимание на Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, а также на Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2002 по делу N 9181/02, в котором было определено, что Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, носят характер нормативного правового акта.

Изменена и ст.16 "Информация о налогах" НК РФ. Ранее предусматривалось, что сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально должны публиковаться МНС России, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях должны публиковаться не реже одного раза в год соответствующими региональными налоговыми органами. Теперь информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Минфин России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы (при этом не определены сроки направления и обязанность каких-либо органов публиковать указанные акты).

Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными в ст.21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ, налогоплательщики, в частности, имеют право:

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. При этом права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов (ст.22 НК РФ).

Существенные изменения и дополнения внесены в гл.9 НК РФ, регулирующую вопросы изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Так, в п.2 ст.61 НК РФ было установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ. Однако в ст.53 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В связи с этим в указанный пункт ст.61 НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл.9 НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст.63 НК РФ (с учетом внесенных изменений) органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов;

по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или уполномоченные ею иные таможенные органы;

по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной пошлине, принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;

по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.

Если суммы налогов и сборов поступают в разные бюджеты, то решение об изменении срока уплаты платежа принимается соответствующим органом по решению с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст.63 НК РФ).

Следует обратить также внимание на п.6 ст.61 НК РФ, в соответствии с которым изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и пени теперь производится в порядке, предусмотренном гл.9 НК РФ. Однако в ст.63 НК РФ указано, что определение органа, уполномоченного принимать решение об изменении срока уплаты налога, зависит от вида налога (федеральный, региональный и местный) и бюджета, в который зачисляются суммы налога. Вместе с тем налоги, уплаченные при применении специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог), не отнесены к какому-либо виду (согласно п.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов), и суммы этих налогов распределяются по различным бюджетам (в том числе бюджетам государственных внебюджетных фондов) в соответствии с бюджетным законодательством (ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, неясно, какой орган уполномочен принимать решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или налогового кредита при применении специальных налоговых режимов.

В части представления налоговых деклараций и осуществления налогового контроля следует обратить внимание на то, что положения, распространяющие порядок декларирования, предусмотренный гл.13 НК РФ, на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, и устанавливающие, что органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном гл.14 НК РФ (п.2 ст.82), признаны утратившими силу.

Нормы Закона N 2118-1, содержащие изменения и дополнения в НК РФ, вступили в силу с 1 августа 2004 г. (ст.81 Закона). Как уже указывалось, они вызваны в том числе изменением полномочий и функций органов исполнительной власти (в частности, инструкции по применению глав НК РФ или формы налоговых деклараций и порядок их заполнения вместо МНС России теперь будет утверждать Минфин России). Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст.78 данного Закона нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Закона N 2118-1, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Г.Титова

Минфин России

Подписано в печать

11.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Документы для бухгалтера от 11.08.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 33) >
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет штрафов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 33)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.