Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: КБК перепутать можно, а инспекцию нет ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29)



"Учет.Налоги.Право", N 29, 2004

КБК ПЕРЕПУТАТЬ МОЖНО, А ИНСПЕКЦИЮ НЕТ

На этот раз в наш обзор арбитражной практики попали дела, связанные с зачетом и возвратом сумм излишне уплаченного налога, а также с требованиями налоговиков о представлении документов. Мы расскажем о наиболее интересных прецедентах, обнародованных в последний месяц.

Зачет и возврат налога

Ошибочное указание кода бюджетной классификации, притом что платежи поступили в тот же бюджет, не является основанием для отказа в зачете уплаченных сумм налога.

Перечисляя ЕСН в части федерального бюджета, налогоплательщик ошибочно указал в платежных поручениях код бюджетной классификации 1400310 (недоимка, штрафы, пени в Пенсионный фонд). Однако, как выяснил суд, данные платежи все равно поступили в федеральный бюджет и были зачтены налоговым органом в счет уплаты ЕСН (КБК 1010510). Это обстоятельство, по мнению суда, позволяет расценить перечисленные суммы как уплаченные. Поэтому у налогового органа не было оснований для отказа в зачете этой переплаты (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.06.2004 по делу N КА-А40/4531-04).

Возврат или зачет сумм налога производится по заявлению, в котором конкретно сформулирована соответствующая просьба.

Полагая, что подача заявления о возврате (зачете) налога является правом, а не обязанностью налогоплательщика, организация оспорила в суде бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате переплаты. Однако Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не поддержал заявителя, сославшись на следующее. Процедура возврата (зачета) налога описана в ст.78 НК РФ, и все требования этой статьи обязательны для налогоплательщика. Поэтому нельзя требовать возмещения налога в судебном порядке, не обратившись предварительно в налоговую инспекцию. При этом суд не посчитал надлежащим заявлением о возврате письмо налогоплательщика с просьбой разобраться в разнице принятых налоговых деклараций (Постановление от 16.06.2004 по делу N Ф04/3244-347/А75-2004).

Если заявление о возврате налога подано не в свою инспекцию, проценты за нарушение сроков возврата не начисляются.

Согласно п.9 ст.78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления. При нарушении этого срока на невозвращенную сумму начисляются проценты за каждый день просрочки. Однако если налогоплательщик подал заявление о возврате не в ту инспекцию, в которой состоит на учете, проценты не начисляются. В данном случае, как указал суд, нет надлежащего установленного для инспекции срока, так как заявление к ней не поступало (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.2004 по делу N КА-А40/4760-04).

Заявление о зачете может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.

В ст.78 НК РФ трехлетний срок для обращения в инспекцию с заявлением установлен для возврата налога, о зачете прямо не говорится. Это позволяло судам делать вывод, что зачет сумм излишне уплаченного налога может быть произведен и за пределами этого срока (например, Постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 23.04.2004 по делу N А26-7770/03-22, Восточно-Сибирского округа от 15.03.2004 по делу N А58-2278/03-Ф02-725/04-С1). Однако недавно Президиум ВАС РФ кардинально поменял эту практику. В Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 он указал, что к возврату и зачету налога должен применяться единый правовой режим. И заявление о зачете может быть подано также лишь в течение трех лет с момента уплаты налога.

Истребование документов

Течение срока давности для взыскания штрафа начинается по прошествии пяти дней с даты вручения налогоплательщику требования о представлении документов.

Напомним, что оштрафовать налогоплательщика можно в течение шести месяцев после обнаружения правонарушения (п.1 ст.115 НК РФ). Определение этого дня является ключевым при решении вопроса о пропуске срока давности. А если штраф взыскивается за такое нарушение, как непредставление документов, шесть месяцев начинают исчисляться по прошествии пяти дней с даты вручения требования. Ведь такое требование должно быть исполнено в течение пяти дней (п.1 ст.93 НК РФ). И если в этот срок документы не представлены, налоговики уже должны знать о совершении правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2004 по делу N А13-6750/03-15).

Истребование дополнительных документов в ходе камеральной проверки должно производиться с учетом ее целей.

Инспекция, проводя камеральную проверку, затребовала у налогоплательщика подробные расшифровки строк декларации по 41 позиции. Не успевая по техническим причинам, налогоплательщик предложил представить выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета по суммам, выбранным проверяющими. Однако все равно был привлечен к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление документов.

Но суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что основной целью камеральной проверки является выявление ошибок или противоречащих сведений в декларации. И дополнительные документы могут быть затребованы только с учетом целей проверки. В данном же случае инспекция запросила необоснованно большой объем документов, а значит, проверка выходит за рамки камеральной, что говорит о злоупотреблениях со стороны налоговиков (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2004 по делу N Ф09-2227/04-АК).

Т.В.Старостина

Эксперт "УНП"

Подписано в печать

09.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Отпуска: порядок предоставления и оплата ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29) >
Статья: Что потребуешь, то и пожнешь ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.