![]() |
| ![]() |
|
Статья: КБК перепутать можно, а инспекцию нет ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29)
"Учет.Налоги.Право", N 29, 2004
КБК ПЕРЕПУТАТЬ МОЖНО, А ИНСПЕКЦИЮ НЕТ
На этот раз в наш обзор арбитражной практики попали дела, связанные с зачетом и возвратом сумм излишне уплаченного налога, а также с требованиями налоговиков о представлении документов. Мы расскажем о наиболее интересных прецедентах, обнародованных в последний месяц.
Зачет и возврат налога
Ошибочное указание кода бюджетной классификации, притом что платежи поступили в тот же бюджет, не является основанием для отказа в зачете уплаченных сумм налога. Перечисляя ЕСН в части федерального бюджета, налогоплательщик ошибочно указал в платежных поручениях код бюджетной классификации 1400310 (недоимка, штрафы, пени в Пенсионный фонд). Однако, как выяснил суд, данные платежи все равно поступили в федеральный бюджет и были зачтены налоговым органом в счет уплаты ЕСН (КБК 1010510). Это обстоятельство, по мнению суда, позволяет расценить перечисленные суммы как уплаченные. Поэтому у налогового органа не было оснований для отказа в зачете этой переплаты (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.06.2004 по делу N КА-А40/4531-04). Возврат или зачет сумм налога производится по заявлению, в котором конкретно сформулирована соответствующая просьба. Полагая, что подача заявления о возврате (зачете) налога является правом, а не обязанностью налогоплательщика, организация оспорила в суде бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате переплаты. Однако Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не поддержал заявителя, сославшись на следующее. Процедура возврата (зачета) налога описана в ст.78 НК РФ, и все требования этой статьи обязательны для налогоплательщика. Поэтому нельзя требовать возмещения налога в судебном порядке, не обратившись предварительно в налоговую инспекцию. При этом суд не посчитал надлежащим заявлением о возврате письмо налогоплательщика с просьбой разобраться в разнице принятых налоговых деклараций (Постановление от 16.06.2004 по делу N Ф04/3244-347/А75-2004).
Если заявление о возврате налога подано не в свою инспекцию, проценты за нарушение сроков возврата не начисляются. Согласно п.9 ст.78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления. При нарушении этого срока на невозвращенную сумму начисляются проценты за каждый день просрочки. Однако если налогоплательщик подал заявление о возврате не в ту инспекцию, в которой состоит на учете, проценты не начисляются. В данном случае, как указал суд, нет надлежащего установленного для инспекции срока, так как заявление к ней не поступало (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.06.2004 по делу N КА-А40/4760-04). Заявление о зачете может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога. В ст.78 НК РФ трехлетний срок для обращения в инспекцию с заявлением установлен для возврата налога, о зачете прямо не говорится. Это позволяло судам делать вывод, что зачет сумм излишне уплаченного налога может быть произведен и за пределами этого срока (например, Постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 23.04.2004 по делу N А26-7770/03-22, Восточно-Сибирского округа от 15.03.2004 по делу N А58-2278/03-Ф02-725/04-С1). Однако недавно Президиум ВАС РФ кардинально поменял эту практику. В Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 он указал, что к возврату и зачету налога должен применяться единый правовой режим. И заявление о зачете может быть подано также лишь в течение трех лет с момента уплаты налога.
Истребование документов
Течение срока давности для взыскания штрафа начинается по прошествии пяти дней с даты вручения налогоплательщику требования о представлении документов. Напомним, что оштрафовать налогоплательщика можно в течение шести месяцев после обнаружения правонарушения (п.1 ст.115 НК РФ). Определение этого дня является ключевым при решении вопроса о пропуске срока давности. А если штраф взыскивается за такое нарушение, как непредставление документов, шесть месяцев начинают исчисляться по прошествии пяти дней с даты вручения требования. Ведь такое требование должно быть исполнено в течение пяти дней (п.1 ст.93 НК РФ). И если в этот срок документы не представлены, налоговики уже должны знать о совершении правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2004 по делу N А13-6750/03-15). Истребование дополнительных документов в ходе камеральной проверки должно производиться с учетом ее целей. Инспекция, проводя камеральную проверку, затребовала у налогоплательщика подробные расшифровки строк декларации по 41 позиции. Не успевая по техническим причинам, налогоплательщик предложил представить выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета по суммам, выбранным проверяющими. Однако все равно был привлечен к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление документов. Но суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что основной целью камеральной проверки является выявление ошибок или противоречащих сведений в декларации. И дополнительные документы могут быть затребованы только с учетом целей проверки. В данном же случае инспекция запросила необоснованно большой объем документов, а значит, проверка выходит за рамки камеральной, что говорит о злоупотреблениях со стороны налоговиков (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2004 по делу N Ф09-2227/04-АК).
Т.В.Старостина Эксперт "УНП" Подписано в печать 09.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |