![]() |
| ![]() |
|
Статья: Пейте на банкете! Но в меру ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29)
"Учет.Налоги.Право", N 29, 2004
ПЕЙТЕ НА БАНКЕТЕ! НО В МЕРУ
(Комментарий к Письму Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49 <Об отнесении на представительские расходы алкогольной продукции для целей налогообложения прибыли>)
Хлебосольство жителей нашей страны известно всем. Но по традиции к хлебу подается не только соль, но и горячительные напитки. Поэтому большинство успешно проведенных деловых переговоров, как правило, заканчивается застольем. Какое же количество спиртных напитков можно приобрести и без проблем списать на представительские расходы в налоговом учете? Точной цифры не знает никто. Дело в том, что к представительским расходам можно отнести завтраки, обеды и иные аналогичные мероприятия, организованные для лиц, участвующих в переговорах. Напомним, что представительские расходы в налоговом учете по налогу на прибыль учитываются по установленному нормативу - 4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период (п.2 ст.264 НК РФ). Точное меню и количество еды и напитков Налоговый кодекс не устанавливает. Поэтому можно кушать и пить все, что душе угодно. Но при этом не забывать совет специалистов Минфина, который они дали в Письме от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49: расходы на алкогольную продукцию должны быть в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров или сделок. Что же это такое - обычаи делового оборота?
Исходя из понятия обычаев делового оборота, которое дает Гражданский кодекс (см. "Цитируем закон"), можно дать такой совет. Прежде чем списывать на расходы стоимость алкогольной продукции, приобретенной для налаживания контактов, поинтересуйтесь у коллег в других организациях, сколько они тратят на аналогичные мероприятия. Учитывая российский менталитет, цифры должны быть примерно одинаковыми.
Цитируем закон. "...Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе..." (п.1 ст.5 Гражданского кодекса РФ).
А вот позиция налоговиков по этому вопросу жестче (см. "УНП" N 12, 2003, с. 10 "Налоговая проверка представительских расходов"). Они также считают, что употребленные для достижения взаимопонимания спиртные напитки можно учесть в составе представительских расходов. Ведь Налоговый кодекс не содержит прямого запрета на включение таких затрат в состав расходов. Также в Кодексе нет и ограничений по количеству и качеству спиртных напитков. Поэтому учесть можно и выпитое шампанское, и что-нибудь покрепче. Однако налоговики предупреждают, что если списанное на представительские расходы количество спиртных напитков будет велико, то они вряд ли позволят принять его стоимость на расходы для исчисления налога на прибыль.
В.В.Ларина Налоговый консультант Подписано в печать 09.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |