![]() |
| ![]() |
|
Статья: Земле нужны экономисты ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 29)
"Учет.Налоги.Право", N 29, 2004
ЗЕМЛЕ НУЖНЫ ЭКОНОМИСТЫ
(Комментарий к Определению Конституционного Суда от 11.05.2004 N 209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю")
То, что с расчетом земельного налога у нас в стране не все в порядке, КС РФ признает уже не в первый раз. Но лучше уж плохой порядок, чем совсем никакого, рассудили толкователи Конституции. И налогоплательщик получил отказ, а суды - рекомендации по применению спорных норм (Определение КС РФ от 11.05.2004 N 209-О).
Ставки вырастают на местах
Расчет земельного налога за городские (поселковые) земли, согласно Закону от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", производится по средним ставкам, утвержденным в приложениях к Закону. Они разработаны с учетом территориальных округов и численности населения. Помимо этого средние ставки дифференцируются еще и по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Причем дифференциацию уполномочены производить органы местного самоуправления. Вот и получается, что в ряде случаев местные власти утверждают коэффициенты, при использовании которых ставки налога получаются значительно больше, чем средние, установленные Законом.
Не слушаются!
КС РФ уже указывал, что в федеральном законе должны присутствовать единые правила использования средней ставки, в том числе и при дифференциации земель (Постановление от 08.10.1997 N 13-П). Если же коэффициенты устанавливаются местными властями произвольно, средняя ставка вообще лишается смысла, а права налогоплательщиков - важных гарантий. При этом ранее КС РФ предписывал Федеральному собранию и правительству России обеспечить разработку таких единых правил. Однако эта задача до сих пор не выполнена. Такое положение вещей КС РФ признал недопустимым и на этот раз. Но в то же время счел, что это не может быть основанием для признания имеющегося порядка неконституционным. Однако свой отказ налогоплательщику суд смягчил рекомендациями, адресованными органам местной власти и судам. Так, первым предписано разрабатывать коэффициенты не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города. А вторым - при рассмотрении каждого дела проверять, есть у дифференцированных ставок экономическое обоснование или нет.
Т.В.Старостина Эксперт "УНП" Подписано в печать 09.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |