|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Гражданам - "чернобыльцам" на основании п.9 ст.14 Закона РФ N 1244-1 гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за счет федерального бюджета. Каков порядок применения ЕСН в отношении указанных выплат при их поступлении на расчетный счет организации, где работают эти граждане? За счет какого источника работодатель в данном случае начисляет ЕСН?
Вопрос: Гражданам - "чернобыльцам" на основании п.9 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Финансирование оплаты данных отпусков указанной категории граждан производится за счет федерального бюджета. Каков порядок применения ЕСН в отношении указанных выплат при их поступлении на расчетный счет организации, где работают граждане - "чернобыльцы"? За счет какого источника в данном случае работодатель начисляет ЕСН?
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 30 сентября 2003 г. N 04-04-04/109
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом сумм оплаты дополнительного отпуска "чернобыльцам" и сообщает следующее. В соответствии с п.9 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в п.п.1 - 2 ст.13 Закона N 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Согласно п.4 ст.19 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 Закона N 1244-1, работающим в зоне, гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, и Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28.09.2001 N 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка. Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам - "чернобыльцам" не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие воздействия радиации.
Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником - "чернобыльцем". При решении рассматриваемого вопроса следует также руководствоваться положениями п.3 ст.236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. В соответствии с п.1 ст.252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы пп.49 ст.270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом N 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Учитывая изложенное, оплата дополнительного отпуска работникам - "чернобыльцам" не подлежит обложению единым социальным налогом. Одновременно сообщаем, что в соответствии с редакцией ст.236 Кодекса, действовавшей до 2002 г., согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, работодатель должен был начислять единый социальный налог на оплату таких отпусков в 2001 г.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.ИВАНЕЕВ 30.09.2003
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |