|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Имеет ли право налоговый орган проводить камеральную проверку по истечении трехмесячного срока со дня представления декларации? ("Налоговый вестник", 2004, N 9)
"Налоговый вестник", N 9, 2004
Вопрос: Имеет ли право налоговый орган проводить камеральную проверку по истечении трехмесячного срока со дня представления декларации?
Ответ: В соответствии со ст.88 НК РФ налоговые органы должны осуществлять камеральные проверки налоговых деклараций организаций в течение трех месяцев со дня представления налоговых деклараций. Однако согласно п.9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 (далее - Обзор), проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст.88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п.3 ст.48 настоящего Кодекса. Согласно абз.2 ст.88 НК РФ камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. В соответствии с п.9 Обзора при применении данной нормы НК РФ следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. При этом в Обзоре отмечено, что в соответствии с п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время для анализа исчисления сроков исковой давности по обращению в суд налогового органа для взыскания налога и пеней, начисленных по результатам налоговой проверки (в том числе и по результатам камеральной проверки, проведенной за пределами трехмесячного срока со дня представления налоговой декларации), ВАС РФ указал в Обзоре, что поскольку ст.88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, то такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки и, следовательно, требование об уплате налога и пеней по смыслу ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Исходя из этого шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд о взыскании начисленных налогов и пеней, являющийся с точки зрения ВАС РФ пресекательным, надлежит исчислять начиная со дня истечения срока, определенного в требовании для добровольной уплаты налога и пеней, которое надлежит выставлять в пределах десятидневного срока после окончания трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Таким образом, из содержания п.9 Обзора следует, что если налоговый орган вынесет решение по результатам камеральной проверки по истечении девяти месяцев и десяти дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, он не успеет подать исковое заявление в срок, определенный п.3 ст.48 НК РФ на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, образовавшейся в связи с принятием данного решения.
Что же касается взыскания штрафных санкций, которые могут быть наложены налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, то в соответствии с п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обращаться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При этом согласно п.9 Обзора поскольку ст.88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, то такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в пределах трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд о взыскании штрафных санкций по результатам камеральной проверки истечет еще раньше, чем срок, установленный для обращения налогового органа в суд о взыскании налога и пени, поскольку он не может быть увеличен на десять дней, которые даются ст.70 НК РФ на выставление налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, начисленных в решении о проведении налоговой проверки. Следовательно, проведение камеральной налоговой проверки и вынесение по ней решения делаются бессмысленными после пропуска срока обращения в арбитражный суд о взыскании сумм, доначисленных по результатам данной камеральной проверки.
М.Н.Михайлов Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 06.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |