Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как сэкономить, продавая и покупая товары через посредников ("Главбух", 2004, N 15)



"Главбух", N 15, 2004

КАК СЭКОНОМИТЬ, ПРОДАВАЯ

И ПОКУПАЯ ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

Несмотря на несовершенство упрощенной системы, с ее помощью все же можно существенно снизить налоговые платежи. Большинство способов минимизации строится на том, что крупные компании переносят часть своей налоговой нагрузки на дочерние фирмы, переведенные на "упрощенку". Экономия достигается за счет того, что сумма традиционных платежей (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) всегда оказывается больше единого налога.

Предлагаем одну из схем, которая помогает сэкономить на налоге на прибыль. Суть ее сводится к тому, что производственная или торговая компания увеличивает свои расходы за счет посредников, работающих по упрощенной системе налогообложения. Значительная выгода в данном случае возможна лишь при том условии, что дополнительные расходы основной компании не будут уходить на сторону. Иными словами, и эта компания, и ее посредники должны входить в один холдинг.

Какой объект налогообложения выбрать

Чтобы воплотить схему в жизнь, нужно учредить несколько небольших фирм, отвечающих всем условиям для работы по упрощенной системе налогообложения. О том, как это сделать, мы подробно рассказали в журнале "Главбух" N 9, 2004 на странице 76, а также в N 14, 2004 на странице 64.

Создавая новую фирму, которая должна использовать упрощенную систему, необходимо сразу же определиться с облагаемой базой по единому налогу. Как известно, такой базой могут быть либо все доходы фирмы, либо разница между доходами и расходами. В первом случае налог начисляют по ставке 6 процентов, а во втором - по ставке 15 процентов.

У посредников доход - это вознаграждение за оказанные услуги, а расходы - суммы, истраченные на зарплату персонала, аренду помещений, а также на закупку офисного оборудования и канцелярских товаров. Очевидно, что платить единый налог со всех доходов выгодно, если затраты составляют лишь небольшую часть вырученных средств. А облагать налогом доходы, уменьшенные на расходы, стоит тем фирмам, у которых выручка лишь незначительно (менее чем наполовину) превышает истраченные суммы.

В общем, прежде чем выбрать облагаемую базу по единому налогу, нужно соотнести предполагаемые доходы будущего посредника с его расходами. Также надо прикинуть, сколько составят взносы в Пенсионный фонд РФ и пособия по временной нетрудоспособности. Дело в том, что на эти платежи можно уменьшить сумму единого налога, если фирма начисляет его на все свои доходы (п.3 ст.346.21 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. Создавая ООО "Стимул", учредители решили, что данная фирма будет работать по упрощенной системе налогообложения. Предполагается, что доход фирмы составит 1 000 000 руб. в год. А запланированные затраты равны 600 000 руб., в том числе взносы в Пенсионный фонд РФ и пособия по временной нетрудоспособности - 40 000 руб.

Если ООО "Стимул" будет платить единый налог с разницы между доходами и расходами, в бюджет придется перечислить:

(1 000 000 руб. - 600 000 руб.) х 15% = 60 000 руб.

Если же облагаемой базой станут все доходы, ООО "Стимул" уплатит единый налог, равный:

1 000 000 руб. х 6% - 40 000 руб. = 20 000 руб.

Как видите, при запланированном соотношении доходов и расходов ООО "Стимул" гораздо выгоднее начислять единый налог на доходы. В этом случае налоговые платежи фирмы сократятся на 40 000 руб. (60 000 - 20 000).

Разумеется, выбирая облагаемую базу по единому налогу, нельзя оставить без внимания еще и такой немаловажный аспект, как простота учетной работы. В этом смысле, безусловно, предпочтительнее начислять налог на все доходы. Во-первых, бухгалтеру не придется вести трудоемкий учет расходов. А во-вторых, фирма избежит споров с чиновниками по поводу того, можно ли учесть тот или иной расход при расчете единого налога. Увы, такие споры не редкость, поскольку гл.26.2 Налогового кодекса РФ изобилует неясными и двусмысленными формулировками.

Перейдем к описанию собственно схемы. При этом, оценивая полученную выгоду, будем исходить из того, что посредник начисляет единый налог на все свои доходы. Это позволит исключить из расчетов затраты посреднической фирмы, ведь обобщить данную величину трудно - она зависит от конкретных условий.

Покупка товаров через посредника,

работающего по упрощенной системе

Компания, которая применяет обычный режим, покупную стоимость материалов и товаров включает в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Значит, чтобы уменьшить налог, затраты на заготовку надо увеличить.

Для этого компания заключает с каждой из дочерних фирм-"упрощенцев" посреднический договор. По условиям этого договора посредник обязуется закупить для компании материалы или товары. Разумеется, за эту услугу фирма будет получать вознаграждение - чаще всего это определенный процент от стоимости покупки. Если приобретены материалы, компания вправе увеличить их стоимость на сумму посреднического вознаграждения (п.2 ст.254 Налогового кодекса РФ). При покупке же товаров вознаграждение сразу же можно списать на текущие расходы (ст.320 Налогового кодекса РФ).

В итоге получается, что сумма вознаграждения одновременно является расходом для компании и доходом для посредника. Выгода очевидна: если бы компания не уменьшила свой доход на это вознаграждение, с него пришлось бы начислить налог на прибыль по ставке 24 процента. А налог посредника с полученного дохода составит всего 6 процентов. В итоге владельцы компании и посреднической фирмы лишь переложат деньги из одного кармана в другой, сэкономив тем самым на налоговых платежах.

Данная схема достаточно проста и законна, но необходимо обратить внимание на оформление сделки. Дело в том, что в данном случае подходят исключительно посреднические договоры. Если поставщик реализует товар фирме, работающей по "упрощенке", а она в свою очередь просто перепродаст его с наценкой головной компании, экономии не получится. Во-первых, в этом случае существенно возрастут доходы фирмы-"упрощенца". И если они достигнут 15 000 000 руб., ей придется уплачивать обычные налоги. Во-вторых, компания не сможет принять к вычету НДС, который выставил продавец товаров, поскольку фирмы, использующие упрощенную систему, этот налог не платят.

Еще один важный момент - это выбор вида посреднического договора. Дело в том, что если заключить с посредниками договор поручения либо агентский договор, по которому агент будет выступать от имени принципала, то проще будет принять к вычету "входной" НДС. Ведь в этом случае счет-фактуру поставщик выставит на имя компании, а не посредника.

Если же посредник будет работать по договору комиссии или по агентскому договору, выступая от своего имени, то продавец выставит счет-фактуру на имя посредника. И тогда комиссионеру придется счета-фактуры поставщика выставлять заново - уже на имя головной компании. Процедура эта вполне законна: МНС России описало ее в п.5 Письма от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404. Однако такой подход значительно усложнит документооборот между посредником и компанией. А это чревато ошибками и может привести к излишнему вниманию со стороны налогового инспектора при проверке.

Пример 2. ЗАО "Концепция" торгует мотоциклами. Мотоциклы компания закупает у ОАО "Северянин". Стоимость одного мотоцикла - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).

Владельцы ЗАО "Концепция" учредили ООО "Прогресс", работающее по упрощенной системе налогообложения. ЗАО "Концепция" заключило с ООО "Прогресс" агентский договор. По условиям этого договора ООО "Прогресс", выступая от имени принципала, закупает у ОАО "Северянин" мотоциклы для ЗАО "Концепция". Вознаграждение ООО "Прогресс" составляет 15 процентов от стоимости купленных товаров.

В результате такой сделки при покупке одного мотоцикла издержки обращения ЗАО "Концепция" возрастают на 17 700 руб. (118 000 руб. х 15%). Соответственно налог на прибыль уменьшается на 4248 руб. (17 700 руб. х 24%).

Единый налог, который ООО "Прогресс" платит с вознаграждения, полученного за каждый купленный мотоцикл, равен 1062 руб. (17 700 руб. х 6%).

В целом же владельцы ЗАО "Концепция" и ООО "Прогресс" при покупке одного мотоцикла экономят на налоговых платежах 3186 руб. (4248 - 1062).

Само собой, данную схему можно применить и при покупке основных средств. Тогда вознаграждение посредника будет включено в их первоначальную стоимость (п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ). В результате компании удастся существенно увеличить свои амортизационные отчисления.

Другое дело, что посредник заплатит единый налог с вознаграждения гораздо раньше, чем компания начислит амортизацию по купленному объекту. Из-за такого разрыва во времени инфляция может свести к нулю всю выгоду от покупки основных средств через посредника.

Продажа товаров через посредника,

работающего по упрощенной системе

При реализации продукции или товаров компания платит налог с полученной прибыли. Чтобы увеличить расходы на реализацию, достаточно продать товар через посредника-"упрощенца".

Ведь посреднические вознаграждения можно включать в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Сделать это предприятиям позволяет пп.3 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. Как и в предыдущем случае, данное вознаграждение будет являться расходом для компании и доходом для посредника. Таким образом, данная сумма исключается из доходов компании, которая платит налог на прибыль по ставке 24 процента. И войдет в доходы новой фирмы, которая облагает свои доходы по ставке всего лишь 6 процентов.

Естественно, владельцы компании никаких потерь не понесут, поскольку также являются учредителями фирм-посредников.

Пример 3. ЗАО "Глобус" торгует складским оборудованием. От продажи одного автопогрузчика компания выручает 188 800 руб. (в том числе НДС - 28 800 руб.).

Владельцы ЗАО "Глобус" учредили ООО "Форум" и уже во время регистрации перевели его на упрощенную систему налогообложения. ЗАО "Глобус" заключило с ООО "Форум" агентский договор. В договоре прописано, что ООО "Форум" обязуется от имени ЗАО "Глобус" продавать его автопогрузчики. Вознаграждение ООО "Форум" составляет 10 процентов от стоимости проданного оборудования.

В итоге издержки ЗАО "Глобус", связанные с продажей одного автопогрузчика, возрастают на 18 880 руб. (188 800 руб. х 10%). А это уменьшает налог на прибыль на 4531,20 руб. (18 880 руб. х 24%).

Единый налог, который ООО "Форум" платит с вознаграждения, полученного за каждый проданный автопогрузчик, составляет 1132,80 руб. (18 880 руб. х 6%).

Всего же, реализуя каждый автопогрузчик, владельцы ЗАО "Глобус" и ООО "Форум" экономят на налогах 3398,40 руб. (4531,20 - 1132,80).

Примечание. Комментарии практиков

Фрейман Герта Георгиевна, главный бухгалтер ОАО "Архангельский ЦБК"

- Способ минимизировать налог на прибыль, предложенный автором статьи, интересен большинству средних и крупных предприятий. Вместе с тем компании с очень большими оборотами вряд ли смогут существенно сэкономить на налоге на прибыль, так как доход одного комиссионера-"упрощенца" не должен превышать 15 000 000 руб. в год. Так что крупнейшие предприятия если и воспользуются этой схемой, то только для отдельных сделок или им придется учредить слишком много посреднических фирм. Но в любом случае надо соблюдать требования Налогового кодекса. Например, ст.40: цены, по которым вы продаете продукцию через "своего" комиссионера, и цены, по которым вы реализуете продукцию другим предприятиям, не должны различаться более чем на 20 процентов. Иначе налоговики могут доначислить налоги. Кроме того, стоит учесть, что при "едином хозяине" у комитента и комиссионера их уставные документы не должны указывать на то, что они являются взаимозависимыми предприятиями.

Леньков Роман Николаевич, заместитель генерального директора по финансам ОАО "Пермэнерго"

- Считаю, что схема, приведенная в статье, вполне легитимна. Ее суть не противоречит законодательству, если участники схемы будут соблюдать некоторые условия. Во-первых, сделка не должна выглядеть явно искусственной. Иначе говоря, продажа продукции через комиссионера должна быть экономически оправданной. Это значит, что у такой продажи должен быть практический смысл - найти новых покупателей, расширить рынок сбыта... Поэтому не советую организации продавать продукцию через комиссионера дочерней фирме. У налоговиков сразу возникнут подозрения и претензии.

Еще хочу заметить, что в результате продажи через комиссионера не должно быть такого, чтобы комитент продал товар с убытком. Минимизируя налог, надо соблюдать меру. И наконец, необходимо учитывать положения Налогового кодекса РФ о сделках между взаимозависимыми лицами. Побеспокойтесь о том, чтобы не давать оснований для признания вашей сделки именно такой.

Л.Д.Воронцов

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

04.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Таможенные платежи при импорте: особенности учета ("Главбух", 2004, N 15) >
Статья: Конституционный Суд позволил затягивать налоговые проверки до бесконечности ("Главбух", 2004, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.