Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Какие расходы "упрощенщика" считаются материальными? ("Главбух", 2004, N 15)



"Главбух", N 15, 2004

КАКИЕ РАСХОДЫ "УПРОЩЕНЩИКА"

СЧИТАЮТСЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ?

С одной стороны, ст.346.16 Налогового кодекса РФ, оговаривающая расходы "упрощенщика", отсылает ко всей ст.254 с ее длинным перечнем материальных затрат. Получается, что при расчете единого налога Кодекс позволяет учитывать затраты, упомянутые в любом из пунктов этого списка.

С другой стороны, налоговые инспекторы толкуют Кодекс по-своему и иногда не разрешают признавать в качестве расходов некоторые затраты, прописанные в ст.254. Наибольшие сложности возникают с оплатой коммунальных услуг, транспортными затратами при торговле и стоимостью спецодежды.

Озадаченные этими противоречиями бухгалтеры засыпали чиновников запросами и... получили противоречивые ответы. Так, Минфин России встал на сторону налогоплательщиков. Налоговое же ведомство продолжает придерживаться интересов казны.

Каковы аргументы чиновников и как сложилась арбитражная практика? Насколько правомерны требования налоговиков? И, наконец, как все же "упрощенщику" формировать материальные расходы? Обо всем этом читайте в нашем материале.

Расходы на коммунальные услуги

Тратиться на воду, тепло, газ, свет фирма может как для собственного, так и для арендованного помещения. В любом случае бухгалтер задается вопросом: как правильно учесть такие затраты? Ведь четко в ст.346.16 Налогового кодекса РФ не прописано, что "упрощенщик" может признать в составе расходов плату за "коммуналку".

Собственное помещение

Налоговики на местах считают: учет затрат на коммунальные услуги зависит от вида деятельности "упрощенщика". Если он занимается производством, то такие расходы можно исключить из налогооблагаемой базы. Если же "упрощенщик" - торговая организация, то эти суммы учесть нельзя. Данное мнение основано на том, что пп.5 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ позволяет учесть расходы на приобретение топлива, воды, энергии, расходуемые на технологические цели, на выработку энергии для производственных нужд. Отсюда налоговики делают вывод о том, что лишь производственные организации могут уменьшить свои налогооблагаемые доходы на коммунальные платежи.

На наш взгляд, такое мнение неправомерно. В указанной статье не говорится, что она касается только производителей. И остальным организациям тоже необходима электроэнергия, отопление, вода, без которых вести деятельность просто невозможно. Кстати, такое же мнение высказал и Минфин России в своем Письме от 27 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/19.

Что очень важно, поддерживают такую позицию и суды, например ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11 февраля 2004 г. по делу N Ф04/596-60/А03-2004. По мнению суда, чиновники представили недостаточно доказательств того, что ст.254 Налогового кодекса РФ применима только к производителям продукции. Поэтому фирмы-"упрощенщики" независимо от вида деятельности вправе включать в состав материальных расходов стоимость отопления, водоснабжения и электроэнергии. Но, конечно же, эти расходы должны быть необходимы для получения дохода, а также подтверждены документами.

Арендованное помещение

В этом случае учет затрат на коммунальное обслуживание помещения зависит от того, кто (арендатор или арендодатель) заключил договор со снабжающей организацией.

Если договор заключен у арендатора (фирмы-"упрощенщика"), то он может смело отнести оплату коммунальных услуг к материальным расходам. Основание для этого - все тот же пп.5 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ.

Пример 1. ООО "Изумруд" работает по "упрощенке". С июля 2004 г. фирма арендует склад, на котором хранит товары, предназначенные для перепродажи. В договоре с владельцем склада указано, что ежемесячная плата за аренду составляет 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.). В июле ООО "Изумруд" перечислило первый арендный платеж. Как только это было сделано, бухгалтер учел в составе расходов на аренду имущества 60 000 руб. Сумма уплаченного НДС также была включена в состав расходов на основании пп.8 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ.

За коммунальное обслуживание склада фирма платит по отдельным договорам, заключенным со специализированными организациями. Общая сумма коммунальных платежей в июле 2004 г. составила 6962 руб. (в том числе НДС - 1062 руб.). Сразу же после оплаты "коммуналки" бухгалтер ООО "Изумруд" включил 5900 руб. (6962 - 1062) в состав материальных расходов. НДС по коммунальным услугам в размере 1062 руб. также был отнесен на расходы.

Если же договор со специализированной организацией на водо-, тепло-, энергоснабжение заключил собственник помещения, то арендатор может оплачивать коммунальные услуги двумя способами:

- включать стоимость "коммуналки" в арендную плату;

- отдельным платежом.

В первом случае фирма-"упрощенщик" сможет учесть платежи за "коммуналку", но только не как материальные расходы, а по другой статье затрат - платежи за арендуемое имущество (пп.4 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ).

Во втором случае включить в состав расходов коммунальные платежи можно, лишь если все счета, акты, счета-фактуры владелец помещения выставит на имя арендатора. Иначе оснований для того, чтобы уменьшить свои налогооблагаемые доходы на коммунальные расходы, у "упрощенщика" не будет. Ведь в документах, выписанных снабжающей организацией, зафиксировано название фирмы-арендодателя.

Транспортные расходы у торговых организаций

Доставлять купленные товары может сама фирма, продавец или специализированная организация. Но всегда ли "упрощенщик" сможет учесть такие затраты при расчете единого налога? Разберем по порядку, какие проблемы могут возникнуть у торговых фирм.

Если фирма везет товар сама, то ее затраты складываются из зарплаты водителя, грузчиков, расходов на бензин и др. Стоимость бензина может быть отнесена к материальным расходам согласно пп.5 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ. А заработную плату можно учесть при расчете единого налога, поскольку она упомянута в ст.346.16 Налогового кодекса РФ.

Теперь допустим, что перевозкой занимается поставщик. Тогда "упрощенщик" сможет учесть транспортные расходы, только когда они входят в цену товара (пп.23 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ). Если же по условиям договора покупатель платит за доставку отдельно, то отнести эти суммы на расходы проблематично. Поэтому в договоре с продавцом лучше определить такую цену товара, которая бы уже включала стоимость перевозки.

Затраты на услуги транспортной компании также не упомянуты в ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Именно поэтому налоговики не разрешают включать их в состав материальных расходов (см. Письмо МНС России от 7 мая 2004 г. N 22-1-14/853).

Доводы налогового ведомства основаны на том, что торговые организации не могут учитывать расходы на доставку в порядке, предусмотренном п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ. Правила учета транспортных затрат у торговых фирм прописаны в ст.320 Налогового кодекса РФ, на которую гл.26.2 Налогового кодекса РФ не ссылается. Следовательно, считает МНС России, транспортные расходы "упрощенщик" при расчете единого налога учесть не может.

С данной точкой зрения можно поспорить. Как мы уже отмечали, в Кодексе не говорится, что ст.254 не касается торговых организаций. И, повторим, есть Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2004 г. по делу N Ф04/596-60/А03-2004. Так же, как и с расходами на коммунальное обслуживание, суд посчитал, что торговая фирма может воспользоваться ст.254 Налогового кодекса РФ и исключить стоимость доставки из облагаемой базы по единому налогу. Но предупредим: свою позицию фирме наверняка придется отстаивать в суде.

Пример 2. В июле 2004 г. расходы ООО "Весна" на доставку товара составили:

- плата за услуги транспортной организации - 15 930 руб. (в том числе НДС - 2430 руб.);

- стоимость бензина для собственной машины - 4484 руб. (в том числе НДС - 684 руб.);

- заработная плата грузчиков - 7080 руб.;

- заработная плата водителя - 8024 руб.

Как только плата за доставку товара была перечислена транспортной организации, бухгалтер ООО "Весна" включил 13 500 руб. (15 930 - 2430) в состав материальных расходов. Сюда же были отнесены затраты на бензин в сумме 3800 руб. (4484 - 684). НДС по транспортным услугам и бензину, равный 3114 руб. (2430 + 684), тоже был признан расходом согласно пп.8 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ.

Зарплата грузчиков и водителя, составившая 15 104 руб. (7080 + 8024), была учтена при расчете единого налога в день ее выдачи.

Расходы на спецодежду

Затраты "упрощенщиков" на спецодежду для работников опять же не выделены в ст.346.16 Налогового кодекса РФ.

На наш взгляд, если спецодежда служит больше года, то ее стоимость сразу после оплаты можно списать как расходы на приобретение основных средств.

Если же предполагается использовать спецодежду не более года, то затраты на ее приобретение можно включить в материальные расходы, как только ее выдадут работникам. Это позволяет сделать пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ. Так же считает и Минфин России в Письме от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/2/34.

И в том и в другом случае необходимо учесть следующий нюанс. Чиновники полагают, что спецодежда списывается на расходы, лишь если ее выдача предусмотрена законодательством. Имеются в виду Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, приведенные в Постановлениях Минтруда России от 29 декабря 1997 г. N 68 и от 30 декабря 1997 г. N 69. То есть, по мнению специалистов Минфина России, списывать в целях налога на прибыль, а соответственно для расчета единого налога можно стоимость только тех спецпринадлежностей, которые предусмотрены Типовыми нормами для данной профессии или должности.

Однако такая позиция неверна. В Типовых нормах не сказано, что они применяются для расчета налога на прибыль. Да и в самой гл.25 Налогового кодекса РФ ни слова не говорится о нормах для спецодежды.

Кроме того, есть документ, который позволяет выдавать спецодежду работникам, чьи профессии не упомянуты в Типовых нормах. Это Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 (п.6 Правил). Правда, сначала надо провести аттестацию рабочих мест сотрудников. Для этого по приказу руководителя создается специальная комиссия, куда входят специалисты службы охраны труда, руководители подразделений, медицинские работники, члены трудового коллектива, профсоюза. И если комиссия устанавливает, что условия труда какого-либо человека вредны, то разрабатывают план, как их улучшить. В нем как раз и прописывают, что работникам данной профессии необходимо предоставлять спецодежду.

А на случай налоговой проверки фирме надо подготовить документацию, обосновывающую необходимость спецодежды. Это:

- заключение комиссии, проводившей аттестацию рабочих мест;

- план улучшения условий труда работников;

- трудовые или коллективные договоры, в которых прописан порядок, сроки и нормы выдачи спецодежды;

- акты на списание спецодежды.

Пример 3. Типовыми нормами предусмотрено, что рабочему кухни выдаются только рукавицы. По заключению комиссии, проводившей аттестацию рабочих мест в ООО "Пельменная", каждому сотруднику (в том числе помощникам повара) ежегодно следует выдавать четыре фартука и четыре колпака. Это было установлено и в трудовых договорах с работниками данной профессии.

В июле 2004 г. ООО "Пельменная" выдало Сергееву С.В. фартук и колпак, которые были приобретены и оплачены в этом же месяце. Стоимость данной спецодежды составила 472 руб. (в том числе НДС - 72 руб.). На основании акта на списание бухгалтер ООО "Пельменная" сделал запись в книге учета доходов и расходов, указав там 400 руб. (472 - 72). НДС, равный 72 руб., бухгалтер также списал на расходы.

Е.И.Мещирякова

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

04.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Какие налоги заплатить вперед, если не хватает денег ("Главбух", 2004, N 15) >
Статья: Новый порядок зачета НДС при расчетах векселями третьих лиц ("Главбух", 2004, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.