|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 04.08.2004> ("Главбух", 2004, N 15)
"Главбух", N 15, 2004
Президент РФ одобрил поправки в Налоговый кодекс РФ, которые вступят в силу с 1 января 2005 г. (с. 10). Вводится новый налог - водный (с. 12). Стало больше плательщиков ЕНВД (с. 12). Высший Арбитражный Суд РФ позволил фирмам в некоторых случаях не восстанавливать НДС (с. 13), но ограничил срок, в который можно зачесть переплаченный налог (с. 14). Новые карточки по учету ЕСН и пенсионных взносов (с. 15). Снижена ставка ЕСН (с. 17). Конституционный Суд РФ усложнил вычет по НДС (с. 24).
Свежие "новогодние" изменения в налоговом законодательстве
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | До 1 января 2005 г. | С 1 января 2005 г. | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Акцизы | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |По винам натуральным (включая |По винам натуральным (включая | |шампанские, игристые, |шампанские, игристые, | |газированные и шипучие) 35% |газированные и шипучие) | |акциза уплачивает |100% акциза будет уплачивать | |производитель, а 65% — оптовая |производитель | |организация при их реализации | | |со своего акцизного склада | | | | | |Натуральные вина с объемной |Натуральные вина независимо от | |долей этилового спирта свыше 9%|объемной доли этилового спирта | |подпадают под действие режима |не будут подпадать под действие | |налогового склада |режима налогового склада | | | | |Акциз по сигаретам с фильтром |Акциз по сигаретам с фильтром | |равен 60 руб. за 1000 шт. плюс |будет равен 65 руб. за 1000 шт. | |5% от их отпускной стоимости |плюс 8% от их отпускной | |без учета акциза и НДС |стоимости без акциза и НДС. При | | |этом начисленная сумма акциза не| | |должна быть меньше 20% от этой | | |стоимости. Какие ставки акцизов | | |будут действовать с 2005 г. по | | |другим товарам, см. на с. 102 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |Единый социальный налог и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Максимальная ставка ЕСН — |Максимальная ставка ЕСН | |35,6%, а размер пенсионных |с 2005 г. снижается до 26%. | |взносов зависит от пола |Размер пенсионных взносов не | |работника |будет зависеть от пола работника| | | | |Регрессивную шкалу ставок можно|Регрессивную шкалу ставок будут | |применять, если средняя |вправе применять все | |налоговая база на одного |налогоплательщики без каких—либо| |работника составляет не менее |условий. Подробнее см. | |2500 руб. в месяц |комментарий на с. 17. Новые | | |ставки ЕСН и пенсионных взносов | | |приведены на с. 100 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Водный налог | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Взимается плата за пользование |Будет взиматься водный налог в | |водными объектами |соответствии с гл.25.2 | |в соответствии с Федеральным |Налогового кодекса РФ. | |законом от 6 мая 1998 г. |Подробности — на с. 12 | |N 71—ФЗ "О плате за пользование|Ставки водного налога приведены | |водными объектами" |на с. 104 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Налог на прибыль | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Налог зачисляется: |Налог будет зачисляться: | |— в федеральный бюджет |— в федеральный бюджет по ставке| |по ставке 5%; |6,5%; | |— в региональный бюджет |— в региональный бюджет по | |по ставке 17% процентов |ставке 17,5% (региональные | |(региональные власти могут |власти могут снизить эту ставку | |снизить эту ставку до 13%); |до 13,5%). | |— в местный бюджет по ставке 2%|В местный бюджет налог | | |уплачиваться не будет | | | | |Дивиденды, полученные |Дивиденды, полученные от | |от российских организаций, |российских организаций, будут | |облагаются налогом по ставке 6%|облагаться налогом по ставке 9% | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Налог на доходы физических лиц | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Полученные дивиденды облагаются|Полученные дивиденды будут | |налогом по ставке 6% |облагаться налогом по ставке 9% | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Единый налог на вмененный доход | +———————————————————————————————T————————————————————————————————+ |Не облагается распространение и|Будет облагаться распространение| |размещение наружной рекламы |и размещение наружной рекламы. | | |Физический показатель — площадь | | |информационного поля | | | | |Для предприятия, оказывающего |Для предприятия, оказывающего | |бытовые услуги, базовая |бытовые услуги, базовая | |доходность на каждого |доходность на каждого работника,| |работника, включая |включая предпринимателя, | |предпринимателя, составляет |составит 7500 руб. в месяц. | |5000 руб. в месяц |Также будет увеличена базовая | | |доходность по другим видам | | |деятельности, облагаемым ЕНВД | | |(подробнее на с. 103) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ | Виды налогов и сборов | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ |С 2005 г. отменяется целый ряд местных налогов и сборов: налог| |на рекламу, налог на операции с ценными бумагами; сбор за| |использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и| |образованных на их основе слов и словосочетаний; сбор за выдачу| |лицензий и право на производство и оборот этилового спирта,| |спиртосодержащей и алкогольной продукции; регистрационный сбор с| |физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Реквизиты и источник публикации федеральных законов, которые вносят приведенные выше изменения в Налоговый кодекс РФ, вы найдете в рубрике "Обзор документов" на с. 95.
Новая глава Налогового кодекса РФ: водный налог
С 1 января 2005 г. предприятиям вместо платы за пользование водными объектами надо будет платить водный налог. Соответствующей главой - 25.2 - пополнил Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ. А Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" со следующего года действовать перестанет. Заметьте: сейчас плата за пользование водными объектами устанавливается региональными законами. А новый водный налог - федеральный. Это значит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл.25.2 Налогового кодекса РФ.
Так же как и плату, налог должны будут перечислять организации и физические лица, забирающие воду из рек, озер и морей, пользующиеся их акваторией, а также использующие водные объекты для гидроэнергетики (п.1 ст.333.9 Налогового кодекса РФ). Вместе с тем, в отличие от платы, фирме не придется перечислять налог, если она сбрасывает в реки, озера или моря сточные воды. Такие действия водным налогом не облагаются. В п.2 ст.333.9 Налогового кодекса РФ перечислены льготы по водному налогу. Их не меньше, чем сейчас по плате за пользование водными объектами. Другое дело, что с нового года региональные власти не смогут устанавливать дополнительные льготы по водному налогу. На сегодняшний день у них такое право есть. Теперь о ставках нового налога. Все они установлены в ст.333.12 Налогового кодекса РФ по каждой реке, озеру и морю. И региональные власти не смогут их изменить. Напомним, что сейчас на федеральном уровне установлены лишь минимальные и максимальные значения ставок платы за пользование водными объектами. Диапазон ставок для конкретного водоема устанавливает Правительство РФ. А точные значения определяют субъекты Российской Федерации. В целом же ставки водного налога либо приблизительно равны тем, что действуют сейчас, либо превышают максимальные ставки платы за пользование водными объектами. Налоговый период по водному налогу равен кварталу. Перечислять налог нужно будет по местонахождению используемой реки, озера или моря не позднее 20 января, апреля, июля или октября (ст.333.14 Налогового кодекса РФ). В эти же сроки нужно представить в местную инспекцию налоговую декларацию. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 29, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 16, 2004.
Пополнились ряды плательщиков "вмененного" налога
20 июля 2004 г. Президент РФ подписал два федеральных закона - N 65-ФЗ и N 66-ФЗ, которые вносят изменения в порядок исчисления и уплаты ЕНВД. В чем суть нововведений? Закон N 65-ФЗ дополнил перечень услуг, подпадающих под ЕНВД. Теперь на этот налог переводятся платные автостоянки. Физический показатель для них - площадь стоянки в квадратных метрах. А базовая доходность - 50 руб. за квадратный метр. Закон вступает в силу через один месяц с того дня, когда его официально опубликуют, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. По ЕНВД этот период равен кварталу. Закон был обнародован 28 июля 2004 г. То есть действует он с 1 октября 2004 г. Однако ЕНВД - региональный налог. Поэтому чтобы данные изменения заработали, власти субъектов Российской Федерации должны внести их в свои законы. Справедливости ради надо отметить, что платить ЕНВД автостоянки могут уже сейчас. Дело в том, что совсем недавно к такому выводу пришел ВАС РФ в своем Решении от 20 мая 2004 г. N 4719/04. Судьи сочли, что содержание транспорта на автостоянках может быть переведено на вмененный налог, так как является разновидностью бытовых услуг (код по ОКУН 017608). Физический показатель для бытовых услуг - количество работников. Отсюда такой вывод. Пока региональные власти не внесли изменения в законы о ЕНВД, автостоянки могут платить этот налог исходя из количества работников. Ну а когда законы будут поправлены, платить вмененный налог придется исходя из площади стоянки. Второй документ вносит поправки в ст.346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ. Новый Закон N 66-ФЗ уточнил, что для целей налогообложения ЕНВД считать транспортными средствами. Это легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. А вот прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски не относятся к транспортным средствам. Данная поправка устраняет неясность, которая возникла в Налоговом кодексе РФ из-за того, что в гл.26.3 не было понятия "транспортные средства". Дело в том, что перевозчики подпадают под ЕНВД, если количество их транспорта не превышает 20 штук. При этом до сих пор было непонятно, считать тут прицепы или нет. Ведь в Правилах дорожного движения прицепы считаются транспортными средствами. Сейчас коллизия устранена. Но обратите внимание: данные поправки введены в действие с 1 января 2004 г., то есть задним числом. И возможно, что в этом году какие-то фирмы не были переведены на ЕНВД именно из-за того, что в количестве транспортных средств были учтены прицепы. Сейчас получается, что они должны платить с начала года ЕНВД, а общие налоги могут вернуть из бюджета. Естественно, что тут возникает такой вопрос: будут ли начисляться пени за опоздание с уплатой "вмененного" налога? Нет, пеней здесь быть не должно, ведь организация лишь выполняла указания налоговиков. А в налоговом ведомстве по этому поводу вообще считают, что такая проблема маловероятна. Объясняется это тем, что есть внутренние методички по ЕНВД, которые доведены до налоговых инспекторов. А в этом документе уже давно прописано, что при переводе на ЕНВД прицепы брать в расчет не надо. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 65-ФЗ и Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 28, 2004. Глава 26.3 в редакции этих Законов опубликована в журнале "Документы и комментарии" N 15, 2004.
Высший Арбитражный Суд определил случаи, когда не надо восстанавливать НДС...
Недавно были обнародованы Решение ВАС РФ от 15 июня 2004 г. N 4052/04 и Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2004 г. N 2565/04, которые касаются восстановления НДС. В обоих случаях суды поддержали налогоплательщиков. В Решении N 4052/04 суд пришел к выводу, что при передаче имущества в счет вклада в уставный капитал не нужно восстанавливать по нему НДС, ранее принятый к вычету. Напомним, что подобную позицию ВАС РФ высказывал и раньше (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2003 г. N 7473/03). При этом суд приводит следующие аргументы. В п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговые вычеты производятся в полном объеме в момент, когда имущество принимается к учету. Изначально основные средства приобретались для деятельности, облагаемой НДС. Поэтому у организации имелись все основания принять "входной" налог к вычету. То, что потом это имущество было передано в уставный капитал, значения не имеет. Ведь в налоговом законодательстве прямо не сказано, что с остаточной стоимости основных средств, переданных в уставный капитал, нужно восстанавливать НДС. Поэтому организация не должна начислять налог. Сделав такие выводы, ВАС РФ признал недействующими абз.23 и 26 разд.2.1 Инструкции по заполнению декларации по НДС. В этих абзацах идет речь о необходимости восстановить и отразить в декларации суммы налога по товарам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, использованным для операций, не признаваемых объектом налогообложения, если раньше НДС по этим товарам был принят к вычету. Также суд дал дополнительное разъяснение: отметил, что восстанавливать налог не нужно не только при реорганизации (именно о ней шла речь в деле), но и при любой передаче имущества в уставный капитал другого предприятия. Если же организация приобретает имущество специально для передачи в уставный капитал, то "входной" НДС принимать к вычету нельзя. В Постановлении N 2565/04 Высший Арбитражный Суд РФ высказал позицию, что организации и индивидуальные предприниматели, которые переведены на уплату ЕНВД, не обязаны восстанавливать НДС, который ранее был принят к вычету во время работы по обычной системе налогообложения. Суд привел следующие аргументы. Случаи, когда НДС должен быть восстановлен и уплачен в бюджет, четко прописаны в Налоговом кодексе РФ. Во-первых, это происходит, когда организация начинает пользоваться освобождением от уплаты НДС по ст.145. Во-вторых, если фирма неправомерно приняла к вычету НДС, который должна была включить в стоимость купленного имущества согласно п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ. Ситуация, когда фирма переходит на ЕНВД, в гл.21 не поименована. Следовательно, требования налоговиков незаконны. Решение ВАС РФ от 15 июня 2004 г. N 4052/04 и Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2004 г. N 2565/04 опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 29, 2004.
...и в какой срок можно зачесть переплаченные налоги
Организации и индивидуальные предприниматели вправе зачесть излишне уплаченные суммы налога только в течение трех лет после их уплаты. К такому неутешительному выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 2046/04. В данном Постановлении суд указал, что зачет излишне уплаченных сумм и их возврат аналогичны по своему экономическому содержанию и между ними нет существенной разницы. Следовательно, при зачете, так же как и при возврате, нужно руководствоваться п.8 ст.78 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что вернуть излишне уплаченный налог можно лишь в течение трех лет с момента, когда он был перечислен в бюджет. По мнению суда, этот же срок нужно будет брать, когда речь идет о зачете излишне уплаченных сумм. Отметим, что на самом деле буквальная трактовка Налогового кодекса РФ говорит о том, что налог можно зачесть в любое время. А трехлетний лимит установлен только для возврата налога. Однако теперь арбитражные суды в таких ситуациях будут, скорее всего, придерживаться позиции ВАС РФ. Поэтому фирме лучше не затягивать с зачетом или возвратом переплаченных налогов. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. N 2046/04 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 29, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 15, 2004.
Налоговики разработали новые карточки по учету ЕСН и пенсионных взносов
Налоговики издали новые формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм выплат в пользу физических лиц, а также начисленных на них ЕСН и взносов в Пенсионный фонд РФ (Приказ МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443@). Сразу скажем, что эти формы носят рекомендательный характер. Поэтому вы можете разработать вместо них собственные документы по учету соцналога и пенсионных взносов. Кроме того, можно воспользоваться формами, которые предлагает ваша компьютерная программа по автоматизации бухгалтерского учета. Но как бы там ни было, вести учет ЕСН и пенсионных взносов, начисленных на зарплату каждого работника, все равно придется. Ведь этого требует п.4 ст.243 Налогового кодекса РФ. Поэтому, если вы не хотите самостоятельно разрабатывать методику такого учета и у вас нет соответствующего программного обеспечения, вы вполне можете воспользоваться формами налоговиков. Всего предложено четыре формы. Две из них (они приведены в Приложении N 1 к Приказу N САЭ-3-05/443@) налоговики рекомендуют заполнять всем налогоплательщикам: и тем, которые платят только обычные налоги, и тем, кто полностью или частично переведен на один из спецрежимов (ЕНВД, "упрощенку" или единый сельхозналог). Первая из этих двух карточек предназначена для индивидуального учета по каждому работнику, а во вторую заносятся сводные данные по всей организации. Еще две формы карточек (индивидуальная и сводная) приведены в Приложении N 2. В этих карточках предприятия, переведенные на один из спецрежимов, могут вести учет начисленных пенсионных взносов. Как заполнить каждую из карточек, прописано в Приложении N 3 к Приказу N САЭ-3-05/443@. По замыслу налоговиков итоговые данные граф сводных карточек должны соответствовать определенным строкам в расчетах и декларациях по ЕСН и страховым взносам. Чтобы облегчить работу бухгалтера, в некоторых графах даже приведены специальные символы, означающие определенную строку и графу расчета или декларации. Скажем, в графе 10 сводной карточки из Приложения N 1 стоит такой символ: "дЕСН (рЕСН) р. 2 стр. 0200 - 0240 гр. 3". Это означает, что данные из этой графы (сумма начисленных авансовых платежей по ЕСН в федеральный бюджет) якобы можно перенести в строки 0200 - 0240 графы 3 разд.2 декларации и расчета по ЕСН. Но на самом деле такая отсылка налоговиков поможет только при заполнении расчета. В декларации же по ЕСН (ее форма утверждена Приказом МНС России от 9 октября 2002 г. N БГ-3-05/550) нет разд.2. А соцналог, начисленный в федеральный бюджет, отражают на листе N 05 в графе 3 по строкам 0400 - 0440. Таким образом, к формам, разработанным налоговиками, нужно подходить критически и при необходимости их корректировать. Также обратите внимание, что некоторые рекомендации налоговиков актуальны только до конца 2004 г. В частности, это касается расчета права на применение регрессивной шкалы. Начиная с 2005 г. эту шкалу смогут применять все налогоплательщики (см. комментарий на с. 17). Приказ МНС России от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443@ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 29, 2004.
Подписано в печать 04.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |