|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Плюсы и минусы налоговой реформы ("Главбух", 2004, N 15)
"Главбух", N 15, 2004
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
Васильев Юрий Викторович - председатель комитета по бюджету и налогам Государственной думы.
Впервые за десять лет Госдума завершает свою весеннюю сессию в разгар лета - на целых полтора месяца позже обычного. Депутаты продлили свою работу, чтобы успеть принять важные законопроекты. Какие изменения облегчат налогоплательщикам жизнь, а какие - кошелек?
- Начнем с хороших новостей. Главная - это, конечно, снижение ЕСН. Но что хорошо для предприятий, скорее всего, плохо для бюджета. На что рассчитывают законодатели? - Цель этого нововведения - снижать по возможности ставки, но одновременно расширять налоговую базу. Возможно, сначала в бюджет станет поступать меньше ЕСН: разумеется, сразу работодатели не откажутся от выдачи зарплат в конвертах. Но в перспективе мы рассчитываем на положительный эффект: постепенно зарплаты будут выходить из тени. По моему мнению, на данном этапе ставка 26 процентов плюс возможность использовать пониженные ставки - оптимальный вариант. - Много споров было вокруг налога на землю, предназначенную под жилищное строительство... - Да, ставки земельного налога обсуждались особенно бурно. Дело в том, что предлагается поставить их в зависимость от срока проектирования и строительства жилья, а также от срока регистрации прав на готовый объект недвижимости. Я надеюсь, что данные поправки будут способствовать предотвращению спекулятивных сделок с землей. А также дадут возможность ускорить ввод домов в эксплуатацию и государственную регистрацию прав владельца на новое жилье.
- Теперь расскажите, пожалуйста, о том, какие реформы может принести осенняя сессия. Приятные сюрпризы будут? - Конечно. Пример тому - проект закона о внесении дополнений в ст.217 части второй Налогового кодекса. Этот документ позволит освободить от НДФЛ суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание. Предполагается установить аналогичную льготу и для материальной помощи, которую общественные организации инвалидов выдают своим членам. - А чего ждать бухгалтерам предприятий? - Хорошие новости есть и для них. Законодатели хотят за счет поправок в Налоговом кодексе максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, чтобы работа была проще. Во-первых, порядок оценки материально-производственных запасов, прописанный в Кодексе, приведут в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета. Во-вторых, откроют перечень прямых расходов, что позволит организациям самостоятельно делить затраты на прямые и косвенные. В-третьих, исключат рекомендации по распределению сумм прямых расходов между остатками незавершенного производства и готовой продукцией. - Это все, что касается налога на прибыль организаций? - Разумеется, нет. Еще наш комитет рассмотрит законопроект "О внесении изменения в статью 277 части второй Налогового кодекса РФ". Там расписано, как рассчитывать налог на прибыль, когда предприятие передает свое имущество в уставный капитал другой фирмы. - В общем, законодатели приготовили для предприятий целую бочку меда. Ну а ложка дегтя? - Есть законопроект, который увеличивает налоговую нагрузку на наиболее доходную отрасль российской промышленности - нефтедобывающую. В частности, может повыситься рентная составляющая ставки налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, будет больше ставка вывозной таможенной пошлины на нефть. - А еще ведь повысились ставки акцизов! - Принятый нами документ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ" позволит эффективно пополнять государственный бюджет с учетом уровня инфляции, прогнозируемого на 2005 г. Мы планируем, что выросшие акцизы принесут в государственный бюджет дополнительно 16 млрд руб. За счет этих средств можно будет поддержать перспективные отрасли промышленности. В частности, оптимизировать алкогольный рынок за счет льготного налогообложения качественных натуральных вин. - Что насчет физических лиц? Госдума приняла какие-либо меры, чтобы уменьшить им налоговую нагрузку? - Мы приняли немало таких законопроектов. Например, при приобретении и продаже жилья граждане смогут получать имущественные налоговые вычеты прямо по месту работы и не дожидаясь конца года. Соответствующие поправки в гл.23 Налогового кодекса были приняты Госдумой в третьем чтении. Сейчас вычеты можно получить только в налоговой инспекции по окончании календарного года. - Сколько времени нужно владеть имуществом, чтобы при его продаже получить право на вычет? - Согласно законопроекту граждане смогут не платить НДФЛ при продаже имущества, которым они владеют более трех лет. Пока же зачесть всю стоимость квартиры можно, если она находится в собственности более пяти лет. Кроме того, вычет будет предоставляться при продаже приватизированного жилья и долей имущества. Также налоговые органы станут принимать к вычету суммы, израсходованные на погашение процентов по всем видам кредитов, если они пошли на приобретение и строительство жилья. - А как насчет проектов, не выгодных гражданам? - К сожалению, есть и такие. Есть законопроект, который предлагает отменить имущественный вычет при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами. Помимо этого, скорее всего, отменят налоговый вычет по прибыли, которую гражданин получил, продав свою долю в уставном капитале организации. - Почему ставка налога с дивидендов, причитающихся физическим лицам, увеличена с 6 до 9 процентов? - Сумма налога с дивидендов, которая в прошлом году поступила в бюджет, доказывает, что активно используется "серая" схема. Людям выдают заработную плату под видом дивидендов. Поэтому государство решило уменьшить возможности для оптимизации налогообложения. Но, согласитесь, все же 9 процентов меньше, чем 13, так что пространство для маневра мы оставили. - Если бы вам предложили лично реформировать налоговую систему, что бы вы в ней изменили? - Постарался бы сделать ее проще, более прогнозируемой и предсказуемой для товаропроизводителя. Прекратил бы налоговые сюрпризы каждый год. Нормальные отчисления в государственный бюджет возможны, только если налогообложение перестанет быть бременем. Я не буду оценивать прежнюю налоговую систему, но наш комитет занимает твердую позицию: налоги должны снижаться.
Беседовал И.Седаков Подписано в печать 04.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |