|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Система обложения акцизами подакцизных товаров в Швеции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 32)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, 2004
СИСТЕМА ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ В ШВЕЦИИ
Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (государственного налогового управления Швеции), имеют трехуровневую систему. ГНУ Швеции было создано в 1971 г. Численность его составляет 547 человек. ГНУ Швеции подчиняется министерству финансов, правительству страны, но является не зависимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству, находящемуся в Стокгольме, подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы). Контроль за поступлением акцизов, а также одобрение владельцев акцизных складов и регистрация получателей подакцизных товаров осуществляются в особой налоговой инспекции, находящейся в г. Людвике. Численность ее - примерно 110 сотрудников. Затраты государства на работу с акцизами (персонал, помещения, компьютеры и др.) составляют 36 млн крон в год, или 0,04% поступлений по акцизам. Помимо акцизов особая налоговая инспекция занимается возвратом НДС и вопросами, связанными с налогом на купоны облигаций, налогом на проценты по лесным угодьям, а также подоходным налогом некоторых артистов. Налоговые органы осуществляют также ведение актов гражданского состояния, перепись населения и содействие в обеспечении общих выборов. Основная масса налогоплательщиков - 60% их общего количества - лояльна по отношению к налоговым органам. Доля лиц, которым приходится напоминать о необходимости уплаты налоговых платежей, составляет 30% общего количества плательщиков налогов. Остальная часть - это лица, допускающие непреднамеренные ошибки в представляемой отчетности, а также занимающиеся мошенничеством. Часть ошибок и несоответствий при проверках объясняется различиями налоговых периодов. Шведские специалисты по макроэкономике рассчитали суммарные показатели "теневых работ" и "теневой экономики" в стране (9% от числа лиц, указывающих недостоверную и ошибочную информацию в представляемой отчетности), которые приблизительно составляют 50 млрд и 90 млрд шведских крон. Прежде чем давать характеристику акцизному налогообложению в Швеции, необходимо отметить основные направления общей алкогольной политики. Цель алкогольной политики имеет социальное направление, а именно уменьшение общего потребления алкоголя независимо от того, что вследствие этого может снизиться поступление налогов. Проводимые акции в целях реализации алкогольной политики следующие: пьяный за рулем; алкоголь на рабочих местах; женщина в период беременности;
безалкогольное воспитание детей; больше свободных зон от алкоголя; борьба с контрабандой. Общее потребление алкоголя в Швеции составляет 10 л чистого алкоголя в год на 1 человека, что ниже, чем в других странах ЕС. Структура потребления представлена следующим образом: 26% - спиртосодержащая продукция; 39% - вино; 27% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 3,5%; 8% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 3,5%. Основными законодательными актами, которыми руководствуются шведские налоговые органы, являются: конституция королевства Швеции и национальное законодательство; международные договоры (конвенции), заключенные (подписанные) странами, входящими в состав Европейского Сообщества (ЕС) (предусматривающие свободу перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов); директивы ЕС (в том числе 7-я директива Совета европейских сообществ о единой системе акцизов - единообразном объекте налогообложения). Учитывается также практика суда ЕС, занимающегося интерпретацией норм законодательства стран ЕС и практического их применения (в том числе по акцизам). В Швеции существуют следующие виды акцизов: на алкогольную продукцию; на отходы; на дивиденды; на инсектициды; на энергоносители, окись углерода и серы; на удобрения; на атомную энергию; на лотереи; на природный гравий; на рекламу; на выигрыши; на азартные игры; особый акциз на групповое страхование жизни; акциз на табачные изделия. Поступления от акцизов учитываются в государственном бюджете. Акцизы дают значительную часть доходов государства - ежегодно около 82 млрд крон (10 млрд долл.). Причем около 55 - 60 млрд крон - акциз на энергоносители, в том числе на бензин. Большинство акцизов было введено не только для того, чтобы дать доход государству, но и для того, чтобы воздействовать на потребление тех или иных товаров в желаемом для общества направлении. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми и политическими соображениями. Поступления акциза на алкоголь составили за 2003 г. 11 млрд 78 млн крон (1 млрд 39 млн долл.). Количество плательщиков - 566. Акциз на алкоголь платится с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также с этилового спирта, произведенного в Швеции, ввезенного в Швецию из страны ЕС и из третьих стран. Плательщиками акциза на алкоголь являются: сертифицированные владельцы складов; шведские профессиональные производители подакцизных товаров; зарегистрированные получатели подакцизных товаров; незарегистрированные получатели подакцизных товаров; сертифицированные налоговые представители; продавцы подакцизных товаров через каталоги и прочие каналы; лица, отправляющие в Швецию или принимающие в Швеции подакцизные товары из стран ЕС; лица, импортирующие подакцизные товары из-за пределов ЕС. Размер ставки акциза на алкогольную продукцию устанавливается в зависимости от крепости алкогольной продукции. Поступления акциза на табачные изделия за 2003 г. составили 8366 млн крон. Количество плательщиков - 73. Акциз уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции и ввезенных как из страны - члена ЕС, так и из других стран. Табачными изделиями являются сигареты, сигариллы, сигары, трубочный и жевательный табак. Плательщиками акцизов признаются: зарегистрированные владельцы акцизных складов; шведские производители подакцизного товара; незарегистрированные получатели подакцизного товара; зарегистрированные получатели подакцизного товара; зарегистрированный налоговый представитель; те, кто завозит в Швецию подакцизный товар из стран ЕС и третьих стран. Согласно шведскому законодательству владельцем акцизного склада является предприниматель, получивший одобрение на производство, переработку, хранение и перемещение подакцизных товаров на акцизном складе без обязанности по уплате налога. Зарегистрированным товарополучателем признается предприниматель, имеющий разрешение на получение безналоговых товаров от владельцев акцизных складов в других странах ЕС. Обязанность по уплате акциза для владельца акцизного склада наступает, когда: а) подакцизные товары вывозятся с акцизного склада, кроме случаев, когда их получателем является владелец акцизного склада или товарополучатель в другой стране ЕС или в Швеции; в) подакцизные товары получают у владельца акцизного склада не для перемещения их на акцизный склад; г) подакцизные товары импортируются, но не помещаются на акцизный склад; д) подакцизные товары используются на акцизном складе или возникает недостача на складе; е) подакцизные товары больше не хранятся на одобренном акцизном складе по причине отзыва одобрения склада. Обязанность по уплате налога возникает для зарегистрированного товарополучателя при получении подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС. Следует отметить, что существуют общие правила в ЕС для табачных изделий, алкоголя и алкогольных напитков. Основной смысл общих правил заключается в том, что налоговая обязанность по этим товарам наступает, когда они производятся в ЕС или ввозятся в ЕС. Товары могут свободно обращаться в ЕС без наступления налоговых последствий. Налог взимается только тогда, когда эти товары попадают к потребителю, до этого момента они считаются находящимися во временном режиме. Временный режим означает, что уплата налога отложена до того момента, когда товар попадет к потребителю, что происходит, когда товар оказывается в розничной торговле. Во многих случаях требуется гарантия уплаты налогов, и в обязательном порядке во время транспортировки по ЕС товары должны иметь сопроводительные документы. Если во время транспортировки подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС возникают потери в результате небрежности или преступления, то наступает обязанность по уплате налога за товар. Какая страна будет взимать налог, зависит, в частности, от того, где исчез товар. В Швеции широко развит институт гарантий. Владелец акцизного склада, который отправляет безналоговые подакцизные товары другому шведскому владельцу склада или предпринимателю в другой стране ЕС, должен выставить гарантии по уплате налога, который может быть начислен ему в Швеции или другой стране ЕС (транспортная гарантия), до начала поставки. Гарантия должна соответствовать сумме налога, который в среднем исчислении подлежит уплате с подакцизных товаров, освобожденных от уплаты акциза, перевозимых владельцем акцизного склада в течение суток. Владелец акцизного склада должен выставить гарантию по уплате налога в связи с производством, переработкой и хранением подакцизных товаров (складская гарантия). Гарантия должна соответствовать 10% налога со среднего количества товара, хранящегося на акцизном складе в течение года. По заявлению владельца склада государственное налоговое управление может разрешить не выставлять складскую гарантию или выставлять ее в меньших размерах, если это оправдано экономическим положением налогоплательщика или иными особыми обстоятельствами. Что касается зарегистрированного товарополучателя, то он также должен выставить гарантию в размере 10% от расчетной годовой суммы акциза на полученные им товары. Налоговая декларация по акцизам представляется налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и по электронной почте и Интернету. В ближайшее время по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по акцизам в электронном виде по Интернету или электронной почте. Сейчас налогоплательщики имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку такая обязанность не установлена в законодательных актах. Электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, требование к которой установлено в шведском законе об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер организации. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью. В 1998 г. в связи с реформой по унификации налогового законодательства был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что организации с годовым оборотом более 40 млн шведских крон платят налоги и отчисления 2 раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца - уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также акцизов). Платеж зачисляется на счет налогового органа - соответствующего налогового управления Швеции. Осуществление налоговых платежей также может производиться по Интернету и при помощи других сетей. На основании налогового счета проводятся сверки поступивших и выплаченных сумм налога.
Т.Подгорная Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 04.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |