Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Система обложения акцизами подакцизных товаров в Швеции ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 32)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, 2004

СИСТЕМА ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ В ШВЕЦИИ

Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (государственного налогового управления Швеции), имеют трехуровневую систему. ГНУ Швеции было создано в 1971 г. Численность его составляет 547 человек. ГНУ Швеции подчиняется министерству финансов, правительству страны, но является не зависимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству, находящемуся в Стокгольме, подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

Контроль за поступлением акцизов, а также одобрение владельцев акцизных складов и регистрация получателей подакцизных товаров осуществляются в особой налоговой инспекции, находящейся в г. Людвике. Численность ее - примерно 110 сотрудников. Затраты государства на работу с акцизами (персонал, помещения, компьютеры и др.) составляют 36 млн крон в год, или 0,04% поступлений по акцизам. Помимо акцизов особая налоговая инспекция занимается возвратом НДС и вопросами, связанными с налогом на купоны облигаций, налогом на проценты по лесным угодьям, а также подоходным налогом некоторых артистов.

Налоговые органы осуществляют также ведение актов гражданского состояния, перепись населения и содействие в обеспечении общих выборов.

Основная масса налогоплательщиков - 60% их общего количества - лояльна по отношению к налоговым органам. Доля лиц, которым приходится напоминать о необходимости уплаты налоговых платежей, составляет 30% общего количества плательщиков налогов. Остальная часть - это лица, допускающие непреднамеренные ошибки в представляемой отчетности, а также занимающиеся мошенничеством. Часть ошибок и несоответствий при проверках объясняется различиями налоговых периодов. Шведские специалисты по макроэкономике рассчитали суммарные показатели "теневых работ" и "теневой экономики" в стране (9% от числа лиц, указывающих недостоверную и ошибочную информацию в представляемой отчетности), которые приблизительно составляют 50 млрд и 90 млрд шведских крон.

Прежде чем давать характеристику акцизному налогообложению в Швеции, необходимо отметить основные направления общей алкогольной политики. Цель алкогольной политики имеет социальное направление, а именно уменьшение общего потребления алкоголя независимо от того, что вследствие этого может снизиться поступление налогов. Проводимые акции в целях реализации алкогольной политики следующие:

пьяный за рулем;

алкоголь на рабочих местах;

женщина в период беременности;

безалкогольное воспитание детей;

больше свободных зон от алкоголя;

борьба с контрабандой.

Общее потребление алкоголя в Швеции составляет 10 л чистого алкоголя в год на 1 человека, что ниже, чем в других странах ЕС. Структура потребления представлена следующим образом:

26% - спиртосодержащая продукция;

39% - вино;

27% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 3,5%;

8% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 3,5%.

Основными законодательными актами, которыми руководствуются шведские налоговые органы, являются:

конституция королевства Швеции и национальное законодательство;

международные договоры (конвенции), заключенные (подписанные) странами, входящими в состав Европейского Сообщества (ЕС) (предусматривающие свободу перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов);

директивы ЕС (в том числе 7-я директива Совета европейских сообществ о единой системе акцизов - единообразном объекте налогообложения).

Учитывается также практика суда ЕС, занимающегося интерпретацией норм законодательства стран ЕС и практического их применения (в том числе по акцизам).

В Швеции существуют следующие виды акцизов: на алкогольную продукцию; на отходы; на дивиденды; на инсектициды; на энергоносители, окись углерода и серы; на удобрения; на атомную энергию; на лотереи; на природный гравий; на рекламу; на выигрыши; на азартные игры; особый акциз на групповое страхование жизни; акциз на табачные изделия.

Поступления от акцизов учитываются в государственном бюджете. Акцизы дают значительную часть доходов государства - ежегодно около 82 млрд крон (10 млрд долл.). Причем около 55 - 60 млрд крон - акциз на энергоносители, в том числе на бензин.

Большинство акцизов было введено не только для того, чтобы дать доход государству, но и для того, чтобы воздействовать на потребление тех или иных товаров в желаемом для общества направлении. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми и политическими соображениями.

Поступления акциза на алкоголь составили за 2003 г. 11 млрд 78 млн крон (1 млрд 39 млн долл.). Количество плательщиков - 566. Акциз на алкоголь платится с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также с этилового спирта, произведенного в Швеции, ввезенного в Швецию из страны ЕС и из третьих стран.

Плательщиками акциза на алкоголь являются:

сертифицированные владельцы складов;

шведские профессиональные производители подакцизных товаров;

зарегистрированные получатели подакцизных товаров;

незарегистрированные получатели подакцизных товаров;

сертифицированные налоговые представители;

продавцы подакцизных товаров через каталоги и прочие каналы;

лица, отправляющие в Швецию или принимающие в Швеции подакцизные товары из стран ЕС;

лица, импортирующие подакцизные товары из-за пределов ЕС.

Размер ставки акциза на алкогольную продукцию устанавливается в зависимости от крепости алкогольной продукции.

Поступления акциза на табачные изделия за 2003 г. составили 8366 млн крон. Количество плательщиков - 73. Акциз уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции и ввезенных как из страны - члена ЕС, так и из других стран. Табачными изделиями являются сигареты, сигариллы, сигары, трубочный и жевательный табак.

Плательщиками акцизов признаются:

зарегистрированные владельцы акцизных складов;

шведские производители подакцизного товара;

незарегистрированные получатели подакцизного товара;

зарегистрированные получатели подакцизного товара;

зарегистрированный налоговый представитель;

те, кто завозит в Швецию подакцизный товар из стран ЕС и третьих стран.

Согласно шведскому законодательству владельцем акцизного склада является предприниматель, получивший одобрение на производство, переработку, хранение и перемещение подакцизных товаров на акцизном складе без обязанности по уплате налога. Зарегистрированным товарополучателем признается предприниматель, имеющий разрешение на получение безналоговых товаров от владельцев акцизных складов в других странах ЕС. Обязанность по уплате акциза для владельца акцизного склада наступает, когда:

а) подакцизные товары вывозятся с акцизного склада, кроме случаев, когда их получателем является владелец акцизного склада или товарополучатель в другой стране ЕС или в Швеции;

в) подакцизные товары получают у владельца акцизного склада не для перемещения их на акцизный склад;

г) подакцизные товары импортируются, но не помещаются на акцизный склад;

д) подакцизные товары используются на акцизном складе или возникает недостача на складе;

е) подакцизные товары больше не хранятся на одобренном акцизном складе по причине отзыва одобрения склада.

Обязанность по уплате налога возникает для зарегистрированного товарополучателя при получении подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС.

Следует отметить, что существуют общие правила в ЕС для табачных изделий, алкоголя и алкогольных напитков. Основной смысл общих правил заключается в том, что налоговая обязанность по этим товарам наступает, когда они производятся в ЕС или ввозятся в ЕС.

Товары могут свободно обращаться в ЕС без наступления налоговых последствий. Налог взимается только тогда, когда эти товары попадают к потребителю, до этого момента они считаются находящимися во временном режиме. Временный режим означает, что уплата налога отложена до того момента, когда товар попадет к потребителю, что происходит, когда товар оказывается в розничной торговле. Во многих случаях требуется гарантия уплаты налогов, и в обязательном порядке во время транспортировки по ЕС товары должны иметь сопроводительные документы.

Если во время транспортировки подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС возникают потери в результате небрежности или преступления, то наступает обязанность по уплате налога за товар. Какая страна будет взимать налог, зависит, в частности, от того, где исчез товар.

В Швеции широко развит институт гарантий. Владелец акцизного склада, который отправляет безналоговые подакцизные товары другому шведскому владельцу склада или предпринимателю в другой стране ЕС, должен выставить гарантии по уплате налога, который может быть начислен ему в Швеции или другой стране ЕС (транспортная гарантия), до начала поставки. Гарантия должна соответствовать сумме налога, который в среднем исчислении подлежит уплате с подакцизных товаров, освобожденных от уплаты акциза, перевозимых владельцем акцизного склада в течение суток.

Владелец акцизного склада должен выставить гарантию по уплате налога в связи с производством, переработкой и хранением подакцизных товаров (складская гарантия). Гарантия должна соответствовать 10% налога со среднего количества товара, хранящегося на акцизном складе в течение года. По заявлению владельца склада государственное налоговое управление может разрешить не выставлять складскую гарантию или выставлять ее в меньших размерах, если это оправдано экономическим положением налогоплательщика или иными особыми обстоятельствами.

Что касается зарегистрированного товарополучателя, то он также должен выставить гарантию в размере 10% от расчетной годовой суммы акциза на полученные им товары.

Налоговая декларация по акцизам представляется налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и по электронной почте и Интернету. В ближайшее время по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по акцизам в электронном виде по Интернету или электронной почте.

Сейчас налогоплательщики имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку такая обязанность не установлена в законодательных актах.

Электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, требование к которой установлено в шведском законе об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер организации. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью.

В 1998 г. в связи с реформой по унификации налогового законодательства был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что организации с годовым оборотом более 40 млн шведских крон платят налоги и отчисления 2 раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца - уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также акцизов). Платеж зачисляется на счет налогового органа - соответствующего налогового управления Швеции. Осуществление налоговых платежей также может производиться по Интернету и при помощи других сетей. На основании налогового счета проводятся сверки поступивших и выплаченных сумм налога.

Т.Подгорная

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

04.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Некоммерческая организация реализовала в 2004 г. основное средство по балансовой стоимости с учетом НДС (в документах выделен НДС). Каким образом применить налоговый вычет по НДС? Как составить декларацию по НДС за 2004 г. и отразить в книге покупок счет-фактуру, если счет-фактура отражен в книге покупок в декабре 2003 г. при оприходовании основного средства на баланс НКО? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 32) >
Статья: <Налоговое обозрение от 04.08.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 32)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.