|
|
Статья: Новый порядок учета организаций в налоговых органах ("Российский налоговый курьер", 2004, N 16)
"Российский налоговый курьер", N 16, 2004
НОВЫЙ ПОРЯДОК УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ
С этого года действует новый порядок постановки на учет организаций в налоговых органах. Его главное отличие заключается в том, что заявление о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган только при постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. В остальных случаях постановка на учет организации осуществляется без ее участия.
Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна". Чтобы зарегистрировать организацию, а также встать на налоговый учет достаточно один раз обратиться в налоговую инспекцию.
Постановка на учет...
Статьей 84 НК РФ установлено, что юридические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
...по месту нахождения организации
По новому порядку постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Это значит, что организациям больше не нужно представлять в налоговую инспекцию два заявления: для регистрации юрлица и постановки организации на налоговый учет. Государственная регистрация организации и ее постановка на учет в налоговом органе осуществляются одновременно в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов для государственной регистрации юридического лица. При создании фирмы достаточно подать документы, необходимые для государственной регистрации юрлица (см. таблицу на с. 68 - 69), и уже на шестой рабочий день после подачи документов организация сможет начать работать: открыть счет в банке, заключать договоры и т.д.
Таблица
Какие документы и когда представляются в налоговый орган
——————————————T——————————————————————————————T———————————————————T———————————————————————T————————————————¬
| Основание | Документы, которые необходимо| В какой срок нужно| Документ, выдаваемый | Примечание |
| | представить в инспекцию | подать документы |(направляемый по почте)| |
| | | | налоговой инспекцией | |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
|Создание |— Заявление по форме N Р11001 |Не установлен |Свидетельство о |Деятельность без|
|организации |<1>; | |государственной |государственной |
| |— решение о создании | |регистрации и |регистрации |
| |организации в виде протокола, | |свидетельство о |влечет уголовную|
| |договора или иного документа в| |постановке на учет в |ответственность |
| |соответствии с | |налоговом органе |по ст.171 УК РФ |
| |законодательством РФ; | | | |
| |— учредительные документы — | | | |
| |устав или учредительный | | | |
| |договор (подлинники или | | | |
| |засвидетельствованные | | | |
| |нотариально копии); | | | |
| |— выписка из реестра | | | |
| |иностранных юридических лиц | | | |
| |соответствующей страны | | | |
| |происхождения или равное по | | | |
| |юридической силе | | | |
| |доказательство статуса | | | |
| |иностранного юридического | | | |
| |лица — учредителя организации;| | | |
| |— квитанция об оплате | | | |
| |государственной пошлины | | | |
| |(2000 руб.) | | | |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
|Изменение |— Заявление о государственной |В течение трех дней|Свидетельство о |Непредставление |
|адреса (места|регистрации изменений, |с момента изменения|внесении записи в ЕГРЮЛ|или |
|нахождения) |вносимых в учредительные |адреса (места |и новое свидетельство о|несвоевременное |
| |документы, по форме N Р13001 |нахождения), |постановке на учет в |представление |
| |<1>; |указанного при |налоговом органе |сведений об |
| |— решение о внесении изменений|государственной | |изменении адреса|
| |в учредительные документы в |регистрации | |(места |
| |связи с изменением адреса; |организации | |нахождения) |
| |— изменения, вносимые в | | |влечет |
| |учредительные документы; | | |административную|
| |— квитанция об оплате | | |ответственность |
| |государственной пошлины | | |должностных лиц |
| |(2000 руб.) | | |организации по |
| | | | |ст.14.25 КоАП РФ|
| | | | |(штраф |
| | | | |5000 руб.) |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
|Создание |Для госрегистрации изменений: |В течение трех дней|Свидетельство о |Непредставление |
|обособленного|— заявление о внесении в ЕГРЮЛ|с момента принятия |внесении записи в ЕГРЮЛ|или |
|подразделения|изменений в сведения о юрлице,|решения о создании |по форме N Р50003 <1> |несвоевременное |
| |не связанных с внесением |обособленного | |представление |
| |изменений в учредительные |подразделения | |сведений влечет |
| |документы, по форме N Р14001 | | |административную|
| |<1> | | |ответственность |
| | | | |должностных лиц |
| | | | |по ст.14.25 |
| | | | |КоАП РФ (штраф |
| | | | |5000 руб.) |
| +——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
| |Для постановки на учет: |В течение одного |Уведомление о |Непредставление |
| |— заявление по форме N 09—1—1 |месяца после |постановке на учет в |заявления в |
| |<2>; |создания |налоговом органе |установленные |
| |— заверенная в установленном |обособленного |юридического лица по |сроки является |
| |порядке копия свидетельства о |подразделения |форме N 09—1—3 <2> |основанием для |
| |постановке на учет в налоговом| | |привлечения |
| |органе по месту нахождения | | |организации к |
| |организации; | | |налоговой |
| |— заверенная в установленном | | |ответственности,|
| |порядке копия документа, | | |предусмотренной |
| |подтверждающего создание | | |ст.116 НК РФ |
| |обособленного подразделения | | |(штраф от 5000 |
| |(приказ, распоряжение | | |до 10 000 руб.),|
| |руководителя организации о | | |и направления в |
| |создании обособленного | | |суд материалов о|
| |подразделения, положение об | | |привлечении |
| |обособленном подразделении), —| | |должностных лиц |
| |при наличии; | | |организации к |
| |— при наделении обособленного | | |административной|
| |подразделения полномочиями по | | |ответственности,|
| |уплате налогов представляется | | |установленной |
| |документ, подтверждающий | | |ст.15.3 КоАП РФ |
| |указанные полномочия | | |(штраф от 500 до|
| | | | |3000 руб.) |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
|Реорганизация|— Заявление о государственной |Не установлен |Свидетельство о |В случае если в |
| |регистрации юридического лица,| |государственной |учредительные |
| |создаваемого путем | |регистрации |документы |
| |реорганизации, по форме | |юридического лица по |создаваемой в |
| |N Р12001 <1>; | |форме N Р51001 <1> и |результате |
| |— учредительные документы | |свидетельство о |реорганизации |
| |каждой вновь создаваемой | |постановке на учет |организации |
| |организации (подлинники или | |юридического лица в |вносятся |
| |заверенные нотариально копии);| |налоговом органе по |изменения, |
| |— решение о реорганизации; | |месту нахождения на |организации |
| |— договор о слиянии в случаях,| |территории Российской |необходимо |
| |установленных законом; | |Федерации по форме |представить |
| |— передаточный акт или | |N 9—1—2 <2>; |документы, |
| |разделительный баланс; | |если в результате |перечисленные в |
| |— квитанция об уплате | |реорганизации |разделе |
| |госпошлины (2000 руб.) | |организация прекращает |"Изменение места|
| | | |свою деятельность, ей |нахождения", в |
| | | |выдается уведомление о |течение трех |
| | | |снятии с учета в |дней с момента |
| | | |налоговом органе |внесения |
| | | |юридического лица по |указанных |
| | | |форме N 09—1—5 <2> |изменений |
+—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
|Ликвидация |— Уведомление о принятии |В течение трех дней|Во всех случаях |Непредставление |
| |решения о ликвидации |с момента принятия |свидетельство о |или |
| |юридического лица по форме |решения о |внесении записи в ЕГРЮЛ|несвоевременное |
| |N Р15001 |ликвидации |по форме N Р50003 |представление |
| +——————————————————————————————+———————————————————+ |указанных |
| |— Уведомление о формировании |Не установлен | |сведений влечет |
| |ликвидационной комиссии | | |административную|
| |юридического лица, назначении | | |ответственность |
| |ликвидатора | | |по ст.14.25 |
| | | | |КоАП РФ (штраф |
| | | | |5000 руб.) |
| +——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+————————————————+
| |Для государственной |После завершения |Во всех случаях |Ликвидация |
| |регистрации ликвидации: |процесса ликвидации|свидетельство о |считается |
| |— заявление о государственной |(не ранее чем через|внесении записи в ЕГРЮЛ|завершенной, а |
| |регистрации юрлица в связи с |два месяца с |по форме N Р50003 и |организация — |
| |его ликвидацией по форме |момента помещения в|уведомление о снятии с |прекратившей |
| |N Р16001 <1>; |органах печати |учета в налоговом |свою |
| |— ликвидационный баланс; |публикации о |органе юридического |деятельность |
| |— квитанция об уплате |ликвидации |лица по форме N 09—1—5 |после внесения |
| |госпошлины (2000 руб.) |организации) |<2> |записи об этом в|
| | | | |ЕГРЮЛ |
L—————————————+——————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+—————————————————
————————————————————————————————
<1> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Порядок заполнения формы утвержден Приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198, зарегистрированным Минюстом России 15.05.2003 N 4547.<2> Формы документов, используемые при постановке на учет, снятии с учета организаций и граждан, утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, зарегистрированным Минюстом России 24.03.2004 N 5685.
Получив документы для государственной регистрации, налоговая инспекция обязана в течение пяти рабочих дней поставить организацию на учет, присвоив ей идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), и внести сведения о ней в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна выдать (или направить по почте с уведомлением о вручении заявителю) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (далее - свидетельство о госрегистрации) и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме N 9-1-2 <3> (далее - свидетельство о постановке на учет).
————————————————————————————————
<3> Утверждена Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, зарегистрированным Минюстом России от 24.03.2004 N 5685.
Банкам, общественным объединениям и другим организациям, государственная регистрация которых осуществляется в специальном порядке, свидетельство о постановке на учет выдается или направляется по почте не позднее пяти дней со дня внесения записи в ЕГРЮЛ.
...по месту нахождения обособленных подразделений
Организация, которая имеет обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Для этого организация должна подать заявление по форме N 09-1-1 в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания. Хотелось бы отметить, что если обособленное подразделение находится на территории налогового органа, в котором организация стоит на учете по месту своего нахождения, то организация также обязана подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. За неисполнение указанной обязанности должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Штраф может составить от 500 до 3000 руб. Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре копии свидетельства о постановке на учет, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Такими документами могут быть учредительный договор, в котором указаны сведения об обособленном подразделении, выписка из ЕГРЮЛ, положение об обособленном подразделении либо распоряжение (приказ) о его создании. Если организация наделила обособленное подразделение правом платить налоги по месту его нахождения, то в инспекцию нужно представить документ, подтверждающий это полномочие. Такое полномочие обособленного подразделения может быть отражено в положении об обособленном подразделении, в распоряжении (приказе) о его создании. Кроме того, наделить обособленное подразделение полномочием платить налоги можно отдельным приказом. Инспекция обязана поставить организацию на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 09-1-3. Если организация приняла решение о прекращении деятельности через обособленное подразделение, она должна подать заявление по форме N 09-1-4 в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Инспекция обязана снять организацию с учета по месту нахождения обособленного подразделения в течение 14 дней со дня подачи заявления и выдать (или направить по почте) уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5. Одновременно хотелось бы отметить, что организация в течение трех дней с момента принятия решения о создании или прекращении деятельности обособленного подразделения (именно принятия решения, а не подачи заявления о постановке на учет или снятии с учета) обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. За неподачу сведений в трехдневный срок должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст.14.25 КоАП РФ (штраф в размере 5000 руб.).
...по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств
Порядок постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств также изменился. Во-первых, с этого года организация должна встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Во-вторых, сама процедура постановки на учет осуществляется без участия налогоплательщика на основании сведений, сообщаемых соответственно территориальными органами Минюста России по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и территориальными органами ГИБДД. В соответствии с НК РФ вышеназванные органы обязаны в течение 10 дней со дня регистрации недвижимого имущества или транспортного средства сообщить сведения о регистрации в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. На основании этих данных налоговые органы обязаны в течение пяти дней со дня получения сведений поставить налогоплательщика на учет и выдать ему (или направить по почте) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 09-3-1. Таким образом, с этого года у налогоплательщиков нет обязанности подавать в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Поэтому налогоплательщики, не представившие указанное заявление до 1 января 2004 г., в этом году уже не могут быть привлечены к ответственности за неподачу такого заявления.
Изменения в сведениях об организации
При изменении сведений об организации (наименования, организационно-правовой формы, адреса, состава учредителей, сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, и др.), которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, организация обязана в трехдневный срок с момента изменения указанных сведений представить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту своего нахождения) документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ. На основании этих документов инспекция вносит изменения в ЕГРЮЛ, а затем в ЕГРН. Если организация не сообщит об указанных изменениях, ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности согласно ст.14.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 руб. Непосредственно с постановкой на учет организации в налоговых органах связано только изменение адреса (места нахождения) организации, так как оно чаще всего влечет за собой необходимость постановки организации на учет в другом налоговом органе. Сведения об адресе в соответствии с Гражданским кодексом должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Изменив место нахождения, организация обязана в течение трех дней с момента изменения представить в налоговую инспекцию по прежнему месту нахождения, то есть в инспекцию, где она состоит на учете, документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (см. таблицу на с. 68 - 69). Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления необходимых для государственной регистрации документов вносит изменения в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня (после внесения изменений в ЕГРЮЛ) инспекция снимает организацию с учета и направляет соответствующие сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения и в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям (по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства и др.). Организации направляется уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5. При этом ранее выданное свидетельство о постановке на учет признается недействительным, возвращать его в инспекцию не нужно. Документы организации направляются в налоговый орган по новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия ее с учета. Налоговый орган по новому месту нахождения организации на основании полученных сведений обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации, поставить организацию на учет и выдать ей новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Изменения иных сведений об организации вносятся в ЕГРН налоговым органом по месту нахождения организации также на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Непредставление или несвоевременное представление измененных сведений в налоговый орган повлечет за собой не только административную ответственность должностных лиц организации, но и ряд негативных правовых последствий для самой организации. Например, налоговый орган будет считать непредставленной декларацию, подписанную должностным лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ и ЕГРН.
Учет организаций при реорганизации и ликвидации
Процедура снятия с учета при прекращении деятельности в результате реорганизации или при ликвидации организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. В соответствии с Законом N 129-ФЗ если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одной или нескольких организаций, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности после государственной регистрации вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Исключение составляют случаи реорганизации в форме присоединения, когда сначала в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц. В любом случае при реорганизации в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения реорганизуемой организации <4> (если их несколько - по месту нахождения одной из них) вновь создаваемая организация подает заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001), и другие документы предусмотренные ст.14 Закона N 129-ФЗ (см. таблицу на с. 68 - 69).
————————————————————————————————
<4> См. Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае реорганизации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ записи о создании в результате реорганизации организации и прекращении в результате реорганизации деятельности организаций. На основании этих записей налоговые органы не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для госрегистрации осуществляют постановку на учет вновь созданной организации и выдают (направляют по почте) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме N 09-1-2. Снятие с учета прекративших деятельность в результате реорганизации организаций осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета, обязан направить сведения о снятии с учета организации в налоговые органы, в которых организация состояла на учете по основаниям, установленным Налоговым кодексом. Согласно ст.20 Закона N 129-ФЗ в случае ликвидации организация обязана в трехдневный срок направить в налоговую инспекцию по месту нахождения уведомление о принятии решения о ликвидации (форма N Р15001) с приложением решения о ликвидации организации. После того как будет определен состав ликвидационной комиссии и составлен промежуточный ликвидационный баланс, организация должна представить в инспекцию уведомления по формам N Р15002 и N Р15003. После получения уведомления о принятии решения о ликвидации регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что организация находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также госрегистрация организаций, учредителем которых выступает указанная организация, или организаций, которые возникают в результате реорганизации. Лишь после завершения всего процесса ликвидации организации в налоговую инспекцию представляется заявление о ликвидации (форма N 16001) и другие документы, предусмотренные ст.21 Закона N 129-ФЗ (см. таблицу). После внесения записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ (не позднее пяти рабочих дней со дня представления всех документов) налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, обязан снять организацию с учета и направить сведения о снятии организации с учета в связи с ликвидацией в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Налоговым кодексом: по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств обособленного подразделения и т.д.
С.И.Федченко Советник налоговой службы I ранга Юридический департамент МНС России Подписано в печать 03.08.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |