Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг ("Российский налоговый курьер", 2004, N 16)



"Российский налоговый курьер", N 16, 2004

НУЛЕВАЯ СТАВКА НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

При реализации услуг по международной перевозке порядок обложения по нулевой ставке НДС вызывает много вопросов. Например, кто может применять нулевую ставку? Как ее подтвердить? В какой момент возникает налоговая база? Попробуем разобраться.

Согласно ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагается реализация:

- работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы России и импортируемых в Россию товаров, иных подобных работ и услуг (пп.2 п.1 ст.164 НК РФ);

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита (пп.3 п.1 ст.164 НК РФ);

- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами России. Такая перевозка оформляется на основании единых международных перевозочных документов (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ).

Кто может воспользоваться нулевой ставкой

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на российских перевозчиков, которые выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Налоговым кодексом не определено понятие "перевозчик". Поэтому, руководствуясь п.1 ст.11 НК РФ, обратимся к гражданскому законодательству. В ст.785 ГК РФ перевозчиком признается лицо, фактически осуществляющее транспортировку по договору перевозки груза. Понятие "перевозчик" приведено и в отдельных законах, регулирующих отношения при осуществлении перевозок различным транспортом.

Воздушные перевозки. Согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Эксплуатантом в соответствии с п.3 ст.61 Воздушного кодекса признается гражданин или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее это воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Морские перевозки. В ст.115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ) сказано, что перевозчик - это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем либо фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. По договору морской перевозки грузов перевозчик обязуется доставить в порт назначения груз, переданный ему отправителем. Из ст.ст.115, 198 и 211 КТМ следует, что перевозчиком может быть как собственник судна, оказывающий услуги по транспортировке грузов, так и фрахтователь, эксплуатирующий судно, которое судовладелец предоставил ему во временное пользование. Что касается фрахтователя, то он заключает договоры перевозки от своего имени и фактически оказывает на зафрахтованном судне услуги по перевозке, возмещая судовладельцу только расходы, связанные с временным пользованием судном. Данной позиции придерживается и МНС России в Письме от 05.04.2002 N 03-3-06/893/32-Н435.

Автомобильные перевозки. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) российский перевозчик - это российское юридическое лицо или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. На основании этой статьи некоторые специалисты делают вывод, что перевозчиком может быть только лицо, которому транспортное средство принадлежит на праве собственности. Однако в ст.1 данного Закона о праве собственности нет ни слова. Это обстоятельство позволяет трактовать положения статьи шире. То есть транспортное средство может принадлежать перевозчику как на праве собственности, так и на других законных основаниях, например на условиях аренды. Главное, чтобы перевозчик фактически перевозил груз.

Международные перевозки, кроме морских, подлежат обязательному лицензированию. Так, п.1 ст.9 Воздушного кодекса гласит, что лицензированию подлежит деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе. К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на этот вид деятельности (ст.2 Закона N 127-ФЗ). Морские перевозки, хотя и не лицензируются, подлежат тщательному контролю. Документы, необходимые для их осуществления, перечислены в ст.25 КТМ.

Из приведенных норм можно сделать следующие выводы. Во-первых, перевозчик должен сам оказывать покупателю транспортные услуги. Предприятия (индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические услуги по организации перевозок, не вправе претендовать на нулевую ставку. Не могут ее применять и налогоплательщики, которые перепредъявляют счета на оказание услуг по транспортировке от перевозчиков покупателям этих услуг.

Во-вторых, транспортное средство должно принадлежать перевозчику на праве собственности, на условиях аренды либо фрахта или на иных законных основаниях.

И, в-третьих, перевозчик должен иметь лицензию на оказание услуг по перевозке (кроме морских перевозок).

Помимо соблюдения всех перечисленных условий необходимо также учитывать формы заключаемых договоров. Так, например, владелец может предоставить свой транспорт (полностью или частично) третьему лицу на основании договора аренды. Тогда независимо от того, для каких перевозок арендуется транспортное средство, его владелец не вправе применить нулевую ставку. Это объясняется тем, что фактически он реализует не услуги по перевозке, а услуги по аренде, облагаемые НДС по ставке 18%.

Место реализации транспортных услуг

Все виды транспортных услуг, облагаемых по ставке 0%, связаны с перемещением грузов или багажа не только через территорию России, но и через территории других государств. Поэтому чтобы понять, облагается ли вообще реализация услуг по перевозке НДС, необходимо определить место реализации таких услуг. Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) только на территории Российской Федерации. Иными словами, если местом реализации услуг не будет признана Россия, такие услуги вообще не должны облагаться НДС.

Место реализации услуг по транспортировке определяется исходя из норм ст.148 НК РФ. Напомним, что в пп.1 - 4 п.1 этой статьи перечислены условия, при выполнении которых местом реализации работ (услуг) признается территория России. Для работ (услуг), не поименованных в этих подпунктах, место реализации определяется в соответствии с пп.5 п.1 ст.148 Кодекса. Именно этой нормой при определении места реализации и должен руководствоваться налогоплательщик, осуществляющий услуги по международной перевозке. Услуги по перевозке считаются реализованными на российской территории, если перевозчик осуществляет свою деятельность в России.

Итак, в данном случае речь идет об услугах по международным перевозкам, в отношении которых применяется норма пп.5 п.1 ст.148 НК РФ. Поэтому при определении места реализации, а это, как известно, место осуществления деятельности, следует руководствоваться п.2 ст.148 Кодекса. В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности считается территория России, если организация или индивидуальный предприниматель фактически присутствует на территории России на основе государственной регистрации. Если такой регистрации нет, место осуществления деятельности определяется на основании:

- места, указанного в учредительных документах организации;

- места управления организацией;

- места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;

- места нахождения постоянного представительства в России (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);

- места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, нормой п.2 ст.148 Кодекса четко установлено, что услуги облагаются НДС, только если их оказывают лица, зарегистрированные на территории России в качестве налогоплательщиков. Если перевозчик (исполнитель услуг) - иностранное лицо, не зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории России, а покупатель - российское лицо, объекта налогообложения не будет. Следовательно, у российского покупателя услуг не возникнет обязанностей налогового агента.

При перевозках морским и воздушным транспортом местом осуществления деятельности не признается территория России, если транспортировка осуществляется между портами, находящимися за ее пределами (п.2 ст.148 НК РФ).

При налогообложении международных перевозок также следует учитывать имеющиеся межгосударственные соглашения. Ведь согласно ст.7 НК РФ если в международном договоре, в котором участвует Россия, содержатся иные правила и нормы, касающиеся налогообложения и сборов, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Следует также упомянуть о порядке налогообложения при осуществлении перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В данном случае вопросы возникают в связи с тем, что для хозяйственных операций с субъектами Республики Беларусь ст.13 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ предусмотрен особый порядок налогообложения. Однако он установлен только в отношении реализации товаров и, следовательно, не влияет на порядок налогообложения услуг согласно Налоговому кодексу. Таким образом, услуги по перевозке между Российской Федерацией и Республикой Беларусь должны облагаться НДС в общеустановленном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Как подтвердить нулевую ставку НДС и налоговые вычеты

Для подтверждения применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ (услуги по транспортировке экспортных, импортных и транзитных товаров), в налоговый орган необходимо представить документы, перечисленные в п.4 ст.165 НК РФ (см. таблицу на с. 24). Обратите внимание: положение этого пункта не распространяется на услуги по перевозке железнодорожным транспортом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита. Перечень документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС при оказании этих услуг, приведен в п.5 ст.165 Кодекса.

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются (п.4 ст.165 НК РФ):

- контракт (копия контракта), заключенный между налогоплательщиком и иностранным или российским лицом, на оказание услуг по перевозке (пп.1). Как видим, Кодекс предусматривает наличие прямого контракта с покупателем услуг. То есть контракт на оказание услуг по перевозке с отправителем груза составляется от имени перевозчика;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке (пп.2). Из этой нормы следует, что оплата за оказанные услуги должна поступить именно от покупателя транспортных услуг. Однако, руководствуясь разъяснениями МНС России и учитывая арбитражную практику, сложившуюся по данному вопросу, можно сказать следующее. Выписка банка, свидетельствующая о поступлении выручки от третьих лиц, служит подтверждением нулевой ставки при условии, что в договоре на оказание транспортных услуг указан фактический плательщик;

- таможенная декларация или ее копия (пп.3). В ней должны стоять отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничной таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории России (ввезен на таможенную территорию России). Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. При экспорте, импорте или транзите товаров оригинал таможенной декларации остается у отправителя (получателя) груза. Перевозчик должен получить у таможенного органа копию ГТД, которая и будет подтверждать нулевую ставку. Такова точка зрения Конституционного Суда РФ (см. п.2.1 Постановления КС РФ от 14.07.2003 N 12-П);

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории России или ввоз товаров на таможенную территорию России (пп.4). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп.4 п.1 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 25).

Обратите внимание! Особенности представления документов при воздушных и морских перевозках

В отношении перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом и облагаемых по нулевой ставке НДС, пп.4 п.1 ст.165 НК РФ предписывается, какие документы необходимо представить в налоговые органы.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта морским транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет:

- копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;

- копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что кроме копии коносамента в налоговые органы могут представляться и другие документы, подтверждающие фактический вывоз. Такой позиции придерживаются судебные органы, например, в Постановлении КС РФ от 14.07.2003 N 12-П.

Для подтверждения вывоза товаров в режиме экспорта воздушным транспортом за пределы таможенной территории России в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Особый пакет документов нужно собрать организациям железнодорожного транспорта для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта и транзита по железным дорогам (см. таблицу).

Таблица

Документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС

     
   —————————————————————————————T——————————————————————————————————————————————————————¬
   |          Операции          |                 Необходимые документы                |
   |                            +————————T———————————————————————T————————————————T————+
   |                            |контракт|     выписка банка     |   документы,   | ГТД|
   |                            |        +———————————T———————————+ подтверждающие |    |
   |                            |        |    при    |    при    |    перевозку   |    |
   |                            |        |поступлении|поступлении|                |    |
   |                            |        |  выручки  |  выручки  |                |    |
   |                            |        |  в рублях |  в валюте |                |    |
   +————————————————T———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |Реализация      |перевозка  |    +   |     +     |     +     |копии           |  + |
   |услуг по        |экспортных |        |           |           |транспортных,   |    |
   |международной   |товаров    |        |           |           |товаро—         |    |
   |перевозке       |           |        |           |           |сопроводительных|    |
   |грузов          |           |        |           |           |и (или) иных    |    |
   |(кроме          |           |        |           |           |документов      |    |
   |железнодорожных +———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |перевозок)      |перевозка  |    +   |     +     |     +     |копии           |  + |
   |                |импортных  |        |           |           |транспортных,   |    |
   |                |товаров    |        |           |           |товаро—         |    |
   |                |           |        |           |           |сопроводительных|    |
   |                |           |        |           |           |и (или) иных    |    |
   |                |           |        |           |           |документов      |    |
   |                +———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |                |перевозка  |    +   |     +     |     +     |копии           |  + |
   |                |транзитных |        |           |           |транспортных,   |    |
   |                |товаров    |        |           |           |товаро—         |    |
   |                |           |        |           |           |сопроводительных|    |
   |                |           |        |           |           |и (или) иных    |    |
   |                |           |        |           |           |документов      |    |
   +————————————————+———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |Реализация      |без        |    —   |     +     |   — <*>   |копии единых    |  — |
   |услуг по        |перегрузки |        |           |           |международных   |    |
   |международной   |в морских  |        |           |           |перевозочных    |    |
   |перевозке       |портах     |        |           |           |документов,     |    |
   |грузов          |           |        |           |           |определяющих    |    |
   |организациями   |           |        |           |           |маршрут         |    |
   |железнодорожного|           |        |           |           |перевозки с     |    |
   |транспорта      |           |        |           |           |указанием       |    |
   |(железными      |           |        |           |           |страны          |    |
   |дорогами)       |           |        |           |           |назначения и    |    |
   |                |           |        |           |           |отметками о     |    |
   |                |           |        |           |           |перевозе        |    |
   |                |           |        |           |           |товаров в режиме|    |
   |                |           |        |           |           |"экспорт        |    |
   |                |           |        |           |           |товаров"        |    |
   |                |           |        |           |           |("транзит       |    |
   |                |           |        |           |           |товаров")       |    |
   +————————————————+———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |                |с          |    —   |     +     |   — <**>  |копии           |  — |
   |                |перегрузкой|        |           |           |перевозочных    |    |
   |                |в морских  |        |           |           |документов      |    |
   |                |портах     |        |           |           |внутреннего     |    |
   |                |           |        |           |           |сообщения с     |    |
   |                |           |        |           |           |указанием страны|    |
   |                |           |        |           |           |назначения и    |    |
   |                |           |        |           |           |отметкой о      |    |
   |                |           |        |           |           |перевозе товаров|    |
   |                |           |        |           |           |в режиме        |    |
   |                |           |        |           |           |"экспорт        |    |
   |                |           |        |           |           |товаров"        |    |
   |                |           |        |           |           |("транзит       |    |
   |                |           |        |           |           |товаров"), а    |    |
   |                |           |        |           |           |также с отметкой|    |
   |                |           |        |           |           |порта о приеме  |    |
   |                |           |        |           |           |товаров для     |    |
   |                |           |        |           |           |дальнейшего     |    |
   |                |           |        |           |           |экспорта        |    |
   |                |           |        |           |           |(транзита)      |    |
   +————————————————+———————————+————————+———————————+———————————+————————————————+————+
   |Реализация услуг по         |    —   |     +     |     +     |реестр единых   |  — |
   |международной перевозке     |        |           |           |международных   |    |
   |пассажиров и багажа         |        |           |           |перевозочных    |    |
   |                            |        |           |           |документов по   |    |
   |                            |        |           |           |перевозке       |    |
   |                            |        |           |           |пассажиров и    |    |
   |                            |        |           |           |багажа,         |    |
   |                            |        |           |           |определяющих    |    |
   |                            |        |           |           |маршрут         |    |
   |                            |        |           |           |перевозки с     |    |
   |                            |        |           |           |указанием       |    |
   |                            |        |           |           |пунктов         |    |
   |                            |        |           |           |отправления и   |    |
   |                            |        |           |           |назначения      |    |
   L————————————————————————————+————————+———————————+———————————+————————————————+—————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Если выручка поступила в иностранной валюте, необходимо представить расчетные письма уполномоченного органа МПС России (их копии) о распределении выручки в иностранной валюте. Согласно п.4 ст.62 и п.3 ст.81 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ с 1 января 2005 г. расчетные письма представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с Минфином России. - Примеч. ред.

<**> Речь идет о ситуациях, когда товары доставляются железнодорожным транспортом до морских портов и перегружаются там для вывоза судами за пределы России. - Примеч. ред.

Для подтверждения применения ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренных п.4 ст.164 НК РФ, в налоговый орган представляются документы, указанные в п.6 ст.165 НК РФ (см. таблицу):

- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке. Это требование выполняется с учетом норм, предусмотренных пп.2 п.1 и пп.3 п.2 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 26);

Обратите внимание! Особенности представления платежных документов

Для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа пп.2 п.1 ст.165 НК РФ предусмотрены следующие особенности для представления платежных документов.

Расчет наличными. Если в контракте, заключенном между покупателем услуг и перевозчиком, предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение им полученных сумм на счет в российском банке. Кроме того, представляются копии приходных кассовых ордеров, свидетельствующие о фактическом поступлении выручки от российского или иностранного покупателя услуг.

Выручка не поступила на банковский счет в России. Особый порядок установлен для тех налогоплательщиков, которые валютную выручку, поступившую в оплату услуг по перевозке пассажиров и багажа, не зачисляют на банковский счет на территории России в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством России о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление этой валютной выручки на банковский счет на территории Российской Федерации.

Оплата по бартеру. Если оплата перевозки пассажиров или багажа производится на основе внешнеэкономических бартерных отношений, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных в счет оплаты услуг по перевозке, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

- реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Момент определения налоговой базы

При реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. На основании этой статьи налогоплательщик вправе в течение 180 дней не включать в налогооблагаемую базу обороты по реализации транспортных услуг. В течение данного периода он может собрать документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, и заявить о применении нулевой ставки НДС. Для этого в налоговый орган нужно представить декларацию по НДС по ставке 0%, утвержденную Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644, за налоговый период, в котором был собран последний необходимый документ.

Если с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта или транзита прошел 181 день, а полный пакет документов так и не собран, моментом определения налоговой базы следует считать день оказания услуги независимо от учетной политики (п.9 ст.167 Кодекса). В данном случае налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию за тот период, когда фактически была оказана услуга, и уплатить сумму налога и пени. Это объясняется тем, что согласно п.4 ст.81 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности, только если уплатит налог и пени до момента подачи декларации. В противном случае к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст.122 НК РФ за неуплату налога.

Необходимо обратить внимание еще на один момент. Предположим, налогоплательщик не собрал в течение 180 дней необходимые документы. В декларации по НДС по ставке 0% в строках, предназначенных для отражения оборотов по реализации транспортных услуг, применение нулевой ставки по которым не подтверждено (строки 130, 140, 170 и 180 разд.2 декларации), указывается ставка 18/118. Декларацию по нулевой ставке, зарегистрированную в Минюсте России, можно рассматривать как официальное разъяснение. Это значит, что нужно применять установленную в ней ставку.

При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ) момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ, то есть в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики ("по оплате" или "по отгрузке"). В отличие от транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 Кодекса, для услуг по перевозке пассажиров и багажа срок для сбора документов не предусмотрен. Поэтому декларация по нулевой ставке, а также документы, перечисленные в ст.165 НК РФ, представляются до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором в зависимости от учетной политики произошло оказание услуг либо поступила оплата за оказанные услуги. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента). То есть при поступлении оплаты на счета организаций-агентов по реализации билетов у предприятий, оказывающих услуги по перевозке, наступает момент определения налоговой базы.

Как быть, если в момент подачи декларации по нулевой ставке при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, не собраны? В этом случае, как и при реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, НДС исчисляется по ставке 18/118.

Отдельно следует остановиться на моменте определения налоговой базы, если речь идет о перевозках импортируемых грузов. Согласно п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении указанных перевозок является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. При этом ни в п.9 ст.165, ни в п.9 ст.167 Кодекса не установлен ограничительный срок для представления документов. Поэтому автор считает, что документы, подтверждающие применение нулевой ставки, можно представить в любой момент.

Однако налоговые органы придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Они считают, что если срок для подтверждения нулевой ставки при перевозках импортируемых товаров не установлен, то момент определения налоговой базы определяется согласно п.1 ст.167 НК РФ. То есть так же, как и для услуг по перевозке пассажиров и багажа. А документы представляются до момента сдачи декларации по нулевой ставке. Окончательную точку в этом споре могут поставить только судебные органы.

Пример. Российский перевозчик в июне 2004 г. перевез грузы, импортируемые российским покупателем.

В данном случае реализация транспортных услуг облагается по ставке 0%. Для подтверждения нулевой ставки и налоговых вычетов перевозчик должен не позднее 20 июля 2004 г. подать в налоговый орган декларацию по нулевой ставке, приложив к ней:

- копию договора с российским импортером;

- выписку банка об оплате российским импортером транспортных услуг;

- копию ГТД с отметками пограничного таможенного органа, через который товар был ввезен в Россию;

- копию транспортной накладной или иного документа, подтверждающего ввоз товаров на территорию России.

Если перевозчик не представит эти документы в установленный срок, он будет вынужден уплатить НДС по ставке 18/118. Впоследствии, как только полный пакет документов будет собран и декларация по нулевой ставке представлена в налоговый орган, перевозчик сможет возместить уплаченный налог.

С.Н.Виллер

Эксперт

журнала "Российский налоговый курьер"

Подписано в печать

03.08.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДС по договорам в условных денежных единицах ("Российский налоговый курьер", 2004, N 16) >
Интервью: Порядок исчисления и уплаты акцизов: "горячая линия" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.