|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Обособленные подразделения организации: правовые и налоговые аспекты деятельности (Окончание) ("Все о налогах", 2004, N 9)
"Все о налогах", N 9, 2004
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Окончание. Начало см. "Все о налогах", N 8, 2004)
Особенности исчисления и уплаты налогов организациями, имеющими обособленные подразделения
Порядок исчисления и уплаты налогов организациями, имеющими созданные в установленном порядке обособленные подразделения, регулируется положениями соответствующих глав НК РФ или отдельных федеральных законов.
Налог на прибыль организаций
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется положениями гл.25 НК РФ. Налогоплательщиками по указанному налогу являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль согласно ст.247 НК РФ признается полученная организациями прибыль, под которой для российских организаций понимается разница между полученными доходами и произведенными расходами, признаваемыми для целей налогообложения. Не являются плательщиками налога на при быль организации, переведенные на специальные налоговые режимы, а именно - на уплату единого сельскохозяйственного налога (регулируется гл.26.1 НК РФ), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется гл.26.3 НК РФ) или же на упрощенную систему налогообложения (регулируется гл.26.2 НК РФ). Главой 25 НК РФ ставка налога на прибыль установлена раздельно по федеральному бюджету (5%), бюджетам субъектов Российской Федерации (от 13 до 17% согласно законам субъектов Российской Федерации) и местным бюджетам (2%). Поскольку в федеральный бюджет налог на прибыль уплачивается по единой ставке и вне зависимости от местонахождения обособленных подразделений организации, исчисление и уплата в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, согласно п.1 ст.288 НК РФ производятся по месту на хождения головной организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата же авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований производится налогоплательщиками (российскими организациями) по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. При этом доля прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества соответствующего обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации. Значения удельного веса среднесписочной численности работников, удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются по состоянию на конец отчетного периода. Во всех случаях организация самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизмененным в течение всего налогового периода, т.е. в течение всего года. Организации с сезонным циклом работы или иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения могут вместо показателя средне списочной численности применять показатель удельного веса расходов на оплату труда. Непосредственно суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм налога на прибыль, включая суммы налога, подлежащие уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, производится организациями самостоятельно. При этом в силу требований п.3 ст.288 НК РФ организация обязана сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений сведения о суммах авансовых платежей и суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Сведения представляются не позднее сроков, установленных для подачи налоговых деклараций за отчетный или налоговый период, а именно не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, а также самих сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, производится организациями в том числе в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений. Если организация имеет обособленные подразделения за пределами Российской Федерации, налог на прибыль уплачивается с учетом положений ст.311 НК РФ, а именно с зачетом сумм налога, выплаченных в соответствии с законодательством иностранных государств. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации, а сам зачет производится при условии представления организацией документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации. Порядок определения доли прибыли, приходящейся на соответствующее обособленное подразделение организации, разъяснен в п.8.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в ред. от 27.10.2003). Доля прибыли, приходящейся на соответствующее обособленное подразделение организации, определяется по формуле:
Налоговая база х (уд. вес СЧР + уд. вес ОСОС) х 1/2,
где налоговая база - налоговая база в целом по организации; уд. вес СЧР - удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения за последний месяц отчетного (налогового) периода в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом; уд. вес ОСОС - удельный вес остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения, числящихся в составе амортизируемого имущества на конец (последний день) отчетного (налогового) периода в остаточной стоимости основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества в целом по организации.
Пример 1. Организация имеет два филиала. Среднесписочная численность персонала организации составляет 700 человек, в том числе филиала А - 250 человек, филиала Б - 100 человек. Расходы на оплату труда всего по организации составили 420 000 руб., в том числе по филиалу А - 150 000 руб., филиалу Б - 80 000 руб. Остаточная стоимость объектов основных средств организации - 150 000 руб., в том числе в филиале А - 40 000 руб., филиале Б - 15 000 руб. Налоговая база по налогу на прибыль всего по организации составила 870 000 руб. Если для расчета принимается показатель среднесписочной численности работников, то доля прибыли по соответствующим обособленным подразделениям организации составит: - по филиалу А - 271 357 руб. (870 000 руб. х (250 / 700 + 40 000 / 150 000) х 1/2); - по филиалу Б - 105 643 руб. (870 000 руб. х (100 / 700 + 15 000 / 150 000) х 1/2); - по головной организации - 493 000 руб. (870 000 руб. х ((700 - 250 - 100) / 700 + (150 000 - 40 000 - 15 000) / 150 000) х 1/2). Если для расчета принимается показатель удельных расходов на оплату труда, то доля прибыли каждого из структурных подразделений составит: - х по филиалу А - 271 353 руб. (870 000 руб. х ((150 000 / 420 000) + (40 000 / 150 000)) х 1/2); - х по филиалу Б - 126 367 руб. (870 000 руб. х (80 000 / 420 000 + 15 000 / 150 000) х 1/2); - х по головной организации - 472 280 руб. (870 000 руб. х ((420 000 - 150 000 - 80 000) / 420 000 + (150 000 - 40 000 - 15 000) / 150 000) х 1/2).
Если какое-либо обособленное подразделение было создано в течение отчетного (налогового) периода или, наоборот, ликвидировано, причитающиеся к уплате по месту его нахождения суммы налога на прибыль, по мнению автора, должны определяться именно исходя из удельного веса соответствующих показателей, т.е. с учетом фактического времени работы обособленного подразделения. Если, например, обособленное подразделение организации было создано в марте текущего года, то при распределении налога на прибыль по итогам указанного года соответствующие показатели данного филиала должны определяться с учетом применения коэффициента 9/12, где 9 - количество месяцев работы; 12 - количество месяцев налогового периода. Есть и другой выход. Если обособленное подразделение организации осуществляло свою деятельность в течение не всего отчетного (налогового) периода, распределять по нему можно только те суммы налога на прибыль, которые приходятся на период деятельности указанного подразделения. Если например, филиал открыт в марте текущего года, а суммы налога на прибыль за периоды до его открытия и после составили соответственно 400 тыс. и 1500 тыс. руб. (всего 1900 тыс. руб.), то в отношении указанного филиала можно распределять только сумму налога, относящуюся к периоду деятельности филиала, т.е. 1500 тыс. руб. Учитывая тот факт, что законодательно порядок распределения сумм налога на прибыль в части обособленных подразделений, осуществлявших свою деятельность неполный отчетный (налоговый) период, не определен, организациям рекомендуется самостоятельно выбранный вариант закреплять в своей учетной политике, применяемой для целей налогообложения.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с положениями гл.21 НК РФ налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость признаются организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передачу имущественных прав. В общем случае передача имущества внутри одного юридического лица, включая от головной организации обособленным подразделениям, от обособленных организаций в головную, между обособленными подразделениями, не считается реализацией (п.1 ст.39 НК РФ), а потому обязанностей по начислению НДС при этом не возникает. Однако если имущество передается для его использования в непроизводственных целях, т.е. соответствующие расходы не будут приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль, то при такой его передаче организация должна в установленном порядке начислять к уплате по принадлежности суммы НДС. Как правило, к случаям, когда необходимо начислить НДС, относятся случаи передачи имущества для его использования обслуживающими производствами и хозяйствами организации (как выделенными, так и не выделенными в качестве обособленных подразделений). Как отмечено в п.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в ред. от 11.03.2004), принятие в целях налогообложения указанных выше расходов не обходимо производить с учетом норм ст.275.1 НК РФ. До 29 мая 2002 г. налоговым законодательством были установлены определенные особенности уплаты НДС организациями, имеющими обособленные подразделения. В частности, согласно ст.175 НК РФ организации, в состав которых входили обособленные подразделения, обязаны были уплачивать налог на добавленную стоимость по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Пунктом 23 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст.175 НК РФ была исключена. В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со ст.175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 г., уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям. Это подтверждается п.50 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Отметим, что указанное изменение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством о федеральном бюджете все суммы налога на добавленную стоимость поступают только в один бюджет - федеральный. В этих условиях установление каких-либо особенностей уплаты налога обособленными подразделениями представляется нецелесообразным. Если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений, через которые она реализует на территории России облагаемые НДС товары (работы, услуги), и состоит на учете в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности, она является самостоятельным налогоплательщиком, который должен исчислять НДС по каждому подразделению отдельно, исходя из фактически реализованных таким подразделением операций. При этом по налоговым обязательствам каждого подразделения иностранная организация составляет отдельные декларации, которые представляет в соответствующие налоговые органы и по каждому месту учета уплачивает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Представление иностранным налогоплательщиком консолидированных деклараций по НДС, составленных по деятельности, осуществляемой через все или несколько подразделений иностранной организации, и централизованная уплата НДС по месту постановки на учет одного из подразделений (например, московского филиала) неправомерны. На это указано в Письме МНС России от 13.10.2003 N 23-1-12/31-2723-АЛ297 и подтверждено в Письме Управления МНС России по г. Москве от 10.03.2004 N 24-14/15291 "Обзор применения законодательства по налогу на добавленную стоимость за II полугодие 2003 года".
Акцизы
В соответствии с положениями гл.22 НК РФ плательщиками акцизов признаются организации, занятые реализацией подакцизных товаров. В объект налогообложения по акцизам включаются хозяйственные операции, перечисленные в ст.182 гл.22 НК РФ. Освобождаются от налогообложения операции, приведенные в ст.183 НК РФ. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, занятые реализацией подакцизных товаров, должны учитывать следующие положения налогового законодательства. Исчисленные к уплате акцизы по подакцизным товарам (за исключением нефтепродуктов) уплачиваются по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции - по месту ее реализации (передаче) с акцизных складов, за исключением реализации (передачи) на акцизные склады других организаций. В соответствии с п.4 ст.204 НК РФ при совершении организацией операций с нефтепродуктами (включающим в себя оприходование самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов нефтепродуктов, в том числе подакцизных; получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство; передачу организацией нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства) уплата суммы акциза производится организацией по месту ее нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли акциза, приходящейся на эти обособленные подразделения и определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по организации. Суммы акциза, подлежащие уплате по месту нахождения обособленных подразделений, исчисляются организациями самостоятельно. При этом в случае, если приведенные выше операции осуществляются организацией через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, то сумма акциза может определяться организацией централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения. В силу требований п.5 ст.204 НК РФ организации обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части производимых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом организации, осуществляющие деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, представляют налоговую декларацию не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики, имеющие свидетельства на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Транспортный налог
В соответствии с положениями ст.357 гл.28 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по указанному налогу. В свою очередь, согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Согласно ст.363 НК РФ уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В частности, транспортный налог по автомототранспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях Госавтоинспекции МВД России, уплачивается по месту регистрации транспортных средств. Исходя из этого, сумма подлежащего уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации транспортного налога определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта Российской Федерации. Таким образом, вне зависимости от того, используется транспортное средство обособленным подразделением организации, выделенным на самостоятельный баланс или нет, или используется оно другим структурным подразделением организации, уплата транспортного налога должна производиться в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, включаемые в объект налогообложения по транспортному налогу. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2003, с изм. от 10.10.2003) и Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (в ред. от 22.12.2003). Согласно п.77 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись: "филиал (представительство) и его наименование". Учитывая тот факт, что окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода - календарного года (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов Российской Федерации, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу. В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты и порядок исчисления текущих платежей. Пунктом 3 ст.362 НК РФ определено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца, указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 2. Легковой автомобиль организации был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2004 г., а снят с регистрации в связи его продажей 8 декабря 2004 г.. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример 3. Транспортное средство организации зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2003 г. и снято с регистрации в феврале 2004 г. В этом случае транспортный налог за 2003 г. будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2004 г. - с учетом коэффициента, равного 2/12.
Исчисление транспортного налога по транс портным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении организации. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. Если перерегистрация транспортных средств по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется на одного и того же налогоплательщика-организацию, то смены налогоплательщика как такового не происходит, а потому при передаче транспортного средства на территории одного субъекта Российской Федерации исчисление налога производится организацией с учетом количества месяцев регистрации на налогоплательщика. В случае если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и государственная регистрация (перерегистрация) транспортного средства на налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, то учитывая, что транспортный налог на этих территориях вводится законами разных субъектов Российской Федерации, сумма транспортного налога по месту нахождения обособленного подразделения организации должна быть исчислена с учетом п.3 ст.362 НК РФ с месяца государственной регистрации транспортного средства. По месту нахождения транспортных средств организацией представляется также и налоговая декларация. Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724.
Налог на имущество организаций
В соответствии с положениями ст.372 гл.30 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку налога (в пределах до 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также возможные дополнительные налоговые льготы. Налогоплательщиками по налогу на имущество признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно ст.374 НК РФ объектом налогообложения по налогу признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета, утвержденному в учетной политике организации. При формировании налоговой базы должна учитываться величина, определяемая как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью объектов основных средств, отраженная по состоянию на соответствующую дату по счетам 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности", и суммой начисленной по ним амортизации, учтенной на ту же дату по счету 02 "Амортизация основных средств". Сумма затрат организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или доходных вложений в материальные ценности, отражаемая по состоянию на соответствующую дату на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", при формировании налоговой базы по налогу на имущество организаций не учитывается. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Указанные суммы могут отражаться по забалансовому счету 010 "Износ основных средств". Однако в любом случае организации следует оформлять расчеты начисления износа по итогам каждого налогового (отчетного) периода, так как согласно Инструкции по применению Плана счетов начисление износа по счету 010 производится один раз в конце года. Таким образом, налоговая база по налогу на имущество не всегда будет равняться величине, отражаемой по строкам 120 "Основные средства" и 135 "Доходные вложения в материальные ценности" типовой формы "Бухгалтерского баланса" (форма N 1), утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Это касается, в частности, некоммерческих организаций, организаций, имеющих жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства и другие объекты, по которым согласно правилам бухгалтерского учета не начисляется амортизация. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. При этом в целях реализации налогового законодательства иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности. Величина среднегодовой (средней) стоимости имущества за соответствующий налоговый (отчетный) период согласно п.4 ст.376 НК РФ определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на 1.
Пример 4. По состоянию на 1 января 2004 г. в учете организации числятся следующие объекты основных средств: - по которым начисляется амортизация - первоначальная (восстановительная) стоимость в размере 1 560 000 руб., сумма начисленной амортизации - 324 000 руб., остаточная стоимость - 1 236 000 руб.; - по которым не начисляется амортизация - один объект первоначальной стоимостью 78 000 руб. (срок полезного использования объекта - 5 лет; срок эксплуатации на 1 января 2004 г. - 6 мес.). Остаточная стоимость объектов основных средств, по которым начисляется амортизация, по состоянию на 1-е число каждого месяца отчетного периода составила: на 1 февраля 2004 г. - 1 310 000 руб.; на 1 марта 2004 г. - 1 346 000 руб.; на 1 апреля 2004 г. - 1 298 000 руб. По объекту основных средств, по которому не начисляется амортизация, остаточная стоимость для ее включения в налоговую базу должна определяться на начало и конец отчетного периода: на 1 января 2004 г. - 70 200 руб. (78 000 руб. - (78 000 руб. / 60 мес. (5 лет х 12 мес.)) х 6 мес.); на 1 апреля 2004 г. - 66 300 руб. (78 000 руб. - (78 000 руб. / 60 мес. х 9 мес.)). Показатель средней стоимости имущества за I квартал 2004 г. составит 1 366 725 руб. ((1 236 000 руб. + 70 200 руб. + 1 310 000 руб. + 70 200 руб. + 1 346 000 руб. + 70 200 руб. + 1 298 000 руб. + 66 300 руб.) / 4).
Причитающаяся к уплате по принадлежности сумма налога определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за соответствующий отчетный и (или) налоговый период (ст.ст.382 и 383 НК РФ). Налоговым периодом согласно ст.379 НК РФ признается календарный год, а в качестве отчетного периода - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговые ставки согласно п.1 ст.380 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Налоговое законодательство допускает устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. По итогам каждого отчетного периода определяется сумма авансового платежа по налогу исходя из размера 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. При этом законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Пример 5. По условиям примера 4 законом субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность организация установлена ставка налога на имущество в размере 2,2%. Величина авансового платежа по налогу на имущество, причитающегося к уплате за I квартал 2004 г., составит 7517 руб. (1 366 725 руб. х 2,2% / 4).
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. Сумма же налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение всего налогового периода.
Пример 6. По условиям примеров 4 и 5 остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:
———————————T—————————————————T—————————————————T—————————————————¬ | Месяц | Остаточная | Остаточная | Итого остаточная| |налогового| стоимость | стоимость | стоимость | | периода |объектов основных|объектов основных| имущества, | | | средств, | средств, | включаемая | | | по которым | по которым | в налоговую базу| | | начисляется | амортизация | по налогу | | | амортизация, | не начисляется, | на имущество, | | | на 1—е число | на 1—е число | руб. | | | месяца, руб. | каждого месяца, | | | | | руб. | | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |2004 г. | | | | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Январь | 1 236 000 | 70 200 | 1 306 200 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Февраль | 1 310 000 | 70 200 | 1 380 200 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Март | 1 346 000 | 70 200 | 1 416 200 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Апрель | 1 298 000 | 66 300 | 1 364 300 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Май | 1 264 000 | 66 300 | 1 330 300 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Июнь | 1 156 000 | 66 300 | 1 222 300 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Июль | 1 124 000 | 62 400 | 1 186 400 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Август | 1 246 000 | 62 400 | 1 308 400 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Сентябрь | 1 236 000 | 62 400 | 1 298 400 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Октябрь | 1 124 000 | 58 500 | 1 182 500 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Ноябрь | 1 160 000 | 58 500 | 1 218 500 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Декабрь | 1 040 000 | 58 500 | 1 098 500 | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Январь | 1 156 000 | 54 600 | 1 210 600 | |2005 г. | | | | +——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————+ |Итого: | | | 16 522 800 | L——————————+—————————————————+—————————————————+—————————————————— Фактически исчислены и уплачены в течение 2004 г. следующие авансовые платежи: за I квартал - 7517 руб.; за II квартал - 7017 руб.; за III квартал - 6841 руб. Показатель среднегодовой стоимости имущества за налоговый период составит 1 270 985 руб. (16 522 800 руб. / (12 мес. + 1)), а сумма налога за налоговый период - 27 962 руб. (1 270 985 руб. х 2,2%). Соответственно сумма налога, причитающаяся к уплате за IV квартал 2004 г., составит 6587 руб. (27 962 руб. - 7517 руб. - 7017 руб. - 6841 руб.).
При этом следует учитывать, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (если они определены законами субъектов Российской Федерации). Согласно требованиям ст.83 НК РФ организации должны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения каждого обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. При этом постановка на учет и снятие с учета организации по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, стоимость которых также включается в налоговую базу по налогу на имуществу, осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Пример 7. По условиям примеров 4 и 5 организация зарегистрирована в налоговом органе субъекта Российской Федерации, где ставка налога на имущество составляет 2,2%. При этом организация имеет обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс в субъекте Российской Федерации, где ставка налога составляет 2,0%, а так же недвижимое имущество, находящееся в субъекте Российской Федерации, где ставка налога - 1,8%. Распределение остаточной стоимости имущества характеризуется следующими показателями:
———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬ | По состоянию | Остаточная стоимость имущества по состоянию | |на календарную| на отчетную дату, руб. | | дату +———————————T—————————————T———————————T———————————+ | | головной |обособленного| объекта | итого | | |организации|подразделения|недвижимого| | | | | | имущества | | +——————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————+ |Январь 2004 г.| 980 000 | 256 000 | 70 200 | 1 306 200 | +——————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————+ |Февраль | 1 059 000 | 251 000 | 70 200 | 1 380 200 | |2004 г. | | | | | +——————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————+ |Март 2004 г. | 1 078 000 | 268 000 | 70 200 | 1 416 200 | +——————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————+ |Апрель 2004 г.| 1 036 000 | 262 000 | 66 300 | 1 364 300 | L——————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————— Причитающиеся к уплате за I квартал 2004 г. суммы налога на имущество составят: - по головной организации - 5710 руб. ((980 000 руб. + 1 059 000 руб. + 1 078 000 руб. + 1 036 000 руб.) / 4 х 2,2% / 4); - по обособленному подразделению - 1296 руб. ((256 000 руб. + 251 000 руб. + 268 000 руб. + 262 000 руб.) / 4 х 2,0% / 4); - по обособленному объекту недвижимости - 312 руб. ((70 200 руб. + 70 200 руб. + 70 200 руб. + 66 300 руб.) / 4 х 1,8% / 4). Всего причитающаяся к уплате за I квартал сумма налога на имущество составит 7318 руб. (5710 руб. + 1426 руб. + 312 руб.).
В соответствии с п.1 ст.383 НК РФ исчисленные суммы налога на имущество и авансовые платежи по налогу подлежат уплате организациями в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет субъекта Российской Федерации по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения находящегося на отдельном балансе каждого из указанных подразделений, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения. Аналогично производится уплата налога по объектам недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) в этом случае производится в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый период в соответствии со ст.376 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах. В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества. В соответствии с требованиями ст.386 НК РФ организации обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию. Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п.7 ст.226 гл.23 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, подлежащие налогообложению, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Так как налоговая база и сумма налога по каждому физическому лицу - налогоплательщику определяется индивидуально, то под суммой налога по доходам работников обособленных подразделений понимается не фонд оплаты труда, а суммарная величина индивидуально рассчитанных налогов. Удержанные суммы налога на доходы перечисляются организациями ежемесячно как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Единый социальный налог
Согласно п.8 ст.243 гл.24 НК РФ имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц обособленные подразделения организаций исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. При этом сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма же налога, подлежащая уплате по месту нахождения самой организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. Если обособленное подразделение организации не удовлетворяет хотя бы одному из условий, т.е. не имеет отдельного баланса, расчетного счета или не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то плательщиком единого социального налога за указанное обособленное подразделение признается головная организация.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Согласно п.8 ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи из числа организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Непосредственно вопросы уплаты страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, разъяснены в совместном Письме МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221. Согласно указанному Приказу в целях реализации положений действующего законодательства налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения. В этом случае и декларации, и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляются по месту нахождения головной организации. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения. В соответствии с положениями ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" организации должны быть зарегистрированы в качестве страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Уплата страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется по страховым тарифам, установленным Федеральным законом от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год", действие которого продлено на 2004 г. Федеральным законом от 08.12.2003 N 167-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год". В соответствии с п.8 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.1999 N 975, в ред. от 08.08.2003) обособленные подразделения организаций, а также любые самостоятельные структурные подразделения организаций, осуществляющие виды деятельности, независимые от основного вида деятельности, являются самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Класс профессионального риска как самой организации-страхователя, так и каждой самостоятельной классификационной единицы (обособленное подразделение организации, самостоятельное структурное подразделение организации) определяется в соответствии с указанными Правилами. Также следует учитывать, что основной вид деятельности самой организации и виды деятельности подразделений организации, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются в Порядке, установленном Постановлением ФСС РФ от 06.02.2002 N 12. Согласно п.8 указанного Порядка организации вправе осуществить выделение подразделений в самостоятельные классификационные единицы при выполнении следующих условий: - осуществление данными подразделениями организации видов деятельности, независимых от основного вида деятельности организации; - ведение организацией бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности по данным подразделениям в соответствии с документами, регламентирующими учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма N 4-ФСС РФ). Как разъяснено в Письме ФСС РФ от 22.03.2002 N 02-18/04-2086 "О подтверждении основного вида деятельности страхователя", для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам организация по собственному желанию ежегодно до 1 апреля одновременно с подтверждением основного вида деятельности представляет "Заявление о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя" и копии документов, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности в организации и характеризующих виды деятельности данных подразделений страхователя. Как правило, такими документами являются Учетная политика организации или Положение о подразделениях организации, осуществляющих виды деятельности, независимые от основного вида деятельности страхователя.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Согласно ст.346.26 гл.26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если организации осуществляют несколько видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом по основаниям, указанным в гл.26.3 НК РФ (например, оказывают автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов и занимаются розничной торговлей), они обязаны вести раздельный учет показателей, необходимых для исчисления налога. Если же организации наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, они обязаны организовать и вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой организация уплачивает налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Как отмечено в Письме МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657, деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции, как через розничную, так и через оптовую торговую сеть. При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции, и данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.09.1998 N 2256/98). Учитывая, что данный вид деятельности не подпадает под действие гл.26.3 НК РФ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им (используемые ими) розничные магазины, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо по их желанию в порядке, предусмотренном гл.26.2 НК РФ (если указанные субъекты предпринимательской деятельности не переведены на уплату единого налога на вмененный доход по иным осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности). В случае если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, реализуют через принадлежащие им (используемые ими) розничные магазины помимо продукции собственного производства и приобретенные товары, доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров подлежат в установленном порядке налогообложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли. В этих целях указанные организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым ими видам предпринимательской деятельности.
Упрощенная система налогообложения
Исходя из положений п.3 ст.346.12 НК РФ, имеющие филиалы и (или) иные обособленные подразделения организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. При этом наличие у организации иных обособленных подразделений, чем филиалы и представительства, не может служить основанием для отказа в праве на применение упрощенной системы налогообложения. На это, в частности, указано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 16.09.2003 N 11-15/50875.
Налог на игорный бизнес
С 1 января 2004 г. порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес регулируется положениями гл.29 НК РФ. Плательщиками указанного налога признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. В соответствии с требованиями п.2 ст.366 НК РФ организация обязана поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый указанный объект налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки соответствующего объекта. Регистрация осуществляется налоговым органом на основании заявления организации о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации по форме, определенной МНС России. Регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации подлежат также любые изменения количества объектов налогообложения. Такая регистрация осуществляется также не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия соответствующего объекта. Следовательно, в случае установки организацией игровых столов, игровых автоматов, открытия касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы по месту своей деятельности и (или) по месту деятельности любого из структурных подразделений, а также по месту иной установки (открытия) она обязана представлять соответствующие сведения о регистрации объектов налогообложения по месту своей регистрации в налоговом органе, а не по месту регистрации обособленного подразделения и (или) нахождения соответствующего объекта налогообложения. Вопросы постановки на учет в налоговых органах объектов налогообложения налогом на игорный бизнес разъяснены в Письме МНС России от 15.03.2004 N 22-0-10/425. Оборудование организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, стационарных рабочих мест вне места ее нахождения является созданием обособленного подразделения, и, следовательно, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Учитывая изложенное, объект налогообложения налогом на игорный бизнес подлежит постановке на учет (должен быть зарегистрирован) в налоговом органе по месту нахождения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения организации) или месту нахождения обособленного подразделения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения организации). При этом уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения, как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющего их, должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации по ставке, установленной в соответствии со ст.369 НК РФ на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления организацией деятельности в сфере игорного бизнеса через обособленное подразделение. В отношении игровых автоматов следует иметь в виду, что в случае если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения налогом на игорный бизнес осуществляется в налоговом органе по месту нахождения самой организации.
И.В.Самойлов Налоговый специалист Подписано в печать 02.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |