|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ненужные основные средства стоит списать ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 28)
"Учет.Налоги.Право", N 28, 2004
НЕНУЖНЫЕ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СТОИТ СПИСАТЬ
В наследство от свернутого вида деятельности могут остаться основные средства, которые в дальнейшем организация использовать уже не будет. Их продолжают держать на балансе и платить с них налог на имущество. Вместе с тем такое имущество не только можно, но и нужно списать в силу требований законодательства.
Многие забывают, что в бухгалтерском учете есть требование о списании неиспользуемых основных средств. Оно содержится в п.29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также в п.75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <*>. Стоимость объекта, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. То есть выделяются два возможных основания для списания основного средства: выбытие и постоянное неиспользование в хозяйственной деятельности. Но с тем, когда именно списывать неиспользуемое основное средство, возникает путаница. ————————————————————————————————<*> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Нестыковочка вышла
В указанных нами нормах речь идет о постоянном неиспользовании основных средств. А в п.77 Методических указаний, который раскрывает организационные моменты списания (создание комиссии и ее функции), говорится уже о длительном неиспользовании объекта как об одной из причин его списания. Более точно содержание данных терминов не определено. Можно предположить, что законодатель в данном случае исходил из того, что установить какие-либо четкие единообразные критерии этих понятий невозможно. Так, например, в торговой организации неприменение кассового аппарата уже в течение месяца может свидетельствовать о его постоянном неиспользовании в хозяйственной деятельности. Неиспользование же снегоуборочной техники и в течение нескольких месяцев не всегда однозначно свидетельствует о ее постоянном неиспользовании. Так через какое же время организация должна списывать неиспользуемые объекты?
Срок установим сами
Мы считаем, что поскольку значение термина "постоянный" (или "длительный") ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях по учету основных средств не раскрыто, то организация сама может определить его для целей ведения бухгалтерского учета. В частности, определить конкретные сроки, при наступлении которых можно вести речь о постоянном неиспользовании основного средства в хозяйственной деятельности. Например, полгода, год и т.д. Сделать это позволяет п.8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". В нем сказано, что, если в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, соответствующий способ организация разрабатывает при формировании учетной политики. Причем, если неиспользуемое основное средство организация списывает впервые и соответственно не предусмотрела такую возможность заранее, дополнить учетную политику можно в течение года. Такая запись не будет считаться изменением учетной политики и будет действовать с момента утверждения соответствующих корректировок (п.16 ПБУ 1/98). Таким образом, списав неиспользуемое основное средство в бухгалтерском учете, организация не будет платить с его стоимости налог на имущество.
Разве это расходы?
С налоговым учетом ситуация такая. В гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ прямо не говорится, что из состава амортизируемого имущества должны исключаться длительно или постоянно неиспользуемые основные средства. Однако само понятие амортизируемого имущества предполагает его использование для извлечения дохода (п.1 ст.256 НК РФ). Стоимость амортизируемого имущества должна погашаться путем начисления амортизации. Что касается неиспользуемого имущества, то его амортизация не включается в расходы в налоговом учете. Дело в том, что в п.1 ст.252 НК РФ четко установлено, что расходами для целей налогообложения признаются лишь те расходы, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Так как имущество не используется в деятельности, направленной на получение дохода, соответственно его амортизация не является экономически обоснованным расходом. По той же причине нельзя включить в расходы остаточную стоимость неиспользуемого имущества. Недоначисленную амортизацию разрешается включать в расходы только в случаях ликвидации основных средств (пп.8 п.1 ст.265 НК РФ).
А.А.Чумаков Налоговый консультант Департамента налогов и права ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Подписано в печать 02.08.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |