Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ремонтирует арендатор ("Расчет", 2004, N 8)



"Расчет", N 8, 2004

РЕМОНТИРУЕТ АРЕНДАТОР

При расчете налога на прибыль фирма может учесть затраты на ремонт арендуемого помещения или здания. Но только в том случае, если налоговики признают эти расходы обоснованными. Об обосновании лучше позаботиться заранее.

Далеко не каждая фирма, начиная деятельность, имеет свое помещение. На начальном этапе работы (а иногда и на протяжении всей своей "жизни") офис, склад и прочие помещения и здания фирма берет в аренду.

Договор аренды подразумевает, что фирма-арендатор будет поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии. Возникают вопросы: какой ремонт она обязана производить и как отразить эти расходы в учете?

Ответ на первый из них - в ст.616 Гражданского кодекса. В ней сказано, что текущий ремонт имущества ложится на плечи арендатора, а капитальный - арендодателя. Впрочем, в договоре фирмы могут предусмотреть и иное распределение обязательств по ремонту арендуемого помещения. От условий договора будет зависеть налоговый и бухгалтерский учет расходов на ремонт.

Красим стены, меняем окна

В налоговом учете деньги, истраченные на ремонт основных средств (в том числе и арендованных), можно включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией. На это указано в пп.2 п.1 ст.253 и в ст.260 Налогового кодекса. Причем арендатор вправе включить в "налоговые" расходы только те затраты на текущий и капитальный ремонт арендованного имущества, которые не возмещает арендодатель (п.2 ст.260 НК РФ).

Если фирма применяет метод начисления, расходы на ремонт признают в том периоде, когда они были осуществлены (п.5 ст.272 НК РФ). Те, кто применяет кассовый метод, могут учесть их в момент оплаты (п.3 ст.273 НК РФ).

Суммы НДС, относящиеся к расходам на ремонт арендованного имущества, можно принять к вычету.

Пример. ЗАО "Актив" арендует у ООО "Пассив" помещение под офис. В договоре аренды указано, что арендатор делает текущий и капитальный ремонт за свой счет. "Актив" заключил договор на ремонт офиса с ООО "Баланс". В договоре указаны следующие работы:

- покраска потолка и стен - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.);

- частичная замена паркета - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.);

- установка оконных рам - 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

Замену оконных рам бухгалтер "Актива" отнес к капитальному ремонту, остальные работы - к текущему. На основании этого он сделал следующие проводки:

Дебет 44 Кредит 60

- 65 000 руб. (11 800 - 1800 + 5900 - 900 + 59 000 - 9000) - списаны расходы по проведению ремонта;

Дебет 19 Кредит 60

- 11 700 руб. (1800 + 900 + 9000) - учтен НДС по ремонтным работам;

Дебет 60 Кредит 51

- 76 700 руб. (11 800 + 5900 + 59 000) - оплачены ремонтные работы ООО "Баланс";

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 11 700 руб. - принят к вычету НДС.

Вынужденная мера

Налоговые инспекторы настороженно относятся к любым ремонтным расходам. Поэтому при проверке арендатору наверняка придется доказывать, что за заменой оконных рам и паркета стоит необходимость, а не экономически неоправданная прихоть или желание увеличить сумму "налоговых" расходов фирмы.

Заранее подготовьте доказательства своей правоты. Прежде всего при заключении договора аренды составьте подробный акт приема-передачи помещения. Укажите, в каком состоянии находится основное средство, передаваемое в аренду. После того как составлен акт, поднимите техническую документацию на здание. Из технического паспорта на здание вы можете узнать год его постройки, размеры внутренних перегородок, оконных проемов и т.д. Помимо паспорта на каждое здание ведется технический журнал по эксплуатации. В нем указано, когда и какие ремонт или реконструкция проводились в арендуемом вами офисе. Все это поможет доказать, что ремонт был необходим.

Определяя примерную периодичность капремонта, налоговики могут ориентироваться на Приложение 6 к и поныне действующему Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279). Предположим, по документам в офисе год назад установлены пластиковые окна. И вдруг фирма-арендатор еще раз меняет оконные рамы. В таком случае любой инспектор захочет уточнить, на каком основании вы это сделали. И если фирма не сможет доказать, что это было необходимо, инспектор наверняка посчитает расходы необоснованными и "вычеркнет" их из расчета налога на прибыль.

Это не реконструкция

Если фирма сделала капитальный ремонт, она должна будет доказать налоговикам, что за ним не стоит реконструкция здания. В противном случае на цену ремонтных работ инспектор увеличит стоимость основного средства. Тогда сразу списать расходы на ремонт не получится - это нужно будет делать постепенно, через амортизацию.

О том, что кроется за словосочетанием "капитальный ремонт", Налоговый кодекс вообще умалчивает. В п.2 ст.257 лишь в общих чертах сказано о реконструкции. Поэтому в споре с налоговиками фирма-арендатор на законных основаниях может ссылаться на определения, используемые в строительстве. Это позволяет сделать п.1 ст.11 Налогового кодекса.

О том, какие работы относятся к ремонтным, можно узнать из Приложений 3 и 8 к упомянутому Положению Госстроя. Определение реконструкции вы найдете в строительных нормах ВСН 58-88(р), утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312. Из него следует, что реконструкция - это работы, которые направлены на изменение назначения здания, увеличение его площади и т.д. Получается, что, например, замена оконных проемов не подпадает под это понятие. Значит, перед нами капитальный ремонт, расходы по которому можно списать в полном объеме.

О.Грановский

Эксперт "Расчета"

Подписано в печать

22.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Нестандартная покупка ("Расчет", 2004, N 8) >
Вопрос: В каком порядке для целей налогообложения прибыли следует учитывать затраты организации по выплате компенсации работнику за использование для служебных поездок личного автомобиля? Может ли организация учесть такие расходы в составе расходов на оплату труда? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.