|
|
Вопрос: ...Официальные приемы деловых партнеров обходятся фирмам в крупные суммы. Обычно эти расходы учитывают как представительские и списывают согласно пп.22 п.1 ст.264 НК РФ. В таком случае фирма теряет при расчете налога на прибыль, так как может уменьшить свои доходы далеко не на все суммы, истраченные на встречу с партнерами. Между тем есть способ включить в расчет налога значительно больше расходов. ("Главбух", 2004, N 14)
"Главбух", N 14, 2004
Вопрос: Официальные приемы деловых партнеров обходятся фирмам в крупные суммы. Обычно все эти расходы учитывают как представительские и списывают согласно пп.22 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. Однако в таком случае фирма теряет при расчете налога на прибыль, так как может уменьшить свои доходы далеко не на все суммы, истраченные на встречу с партнерами. Между тем есть способ включить в расчет налога значительно больше расходов.
Ответ:
ЧТО ГРОЗИТ?
Как правило, затраты на официальный прием бухгалтеры оформляют как представительские расходы просто по привычке. Но стоит ли так поступать? Ведь из-за этого исключить из налогооблагаемой прибыли фирма вправе не все, что израсходовала на гостей. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень представительских расходов. Это затраты на: - проведение официального приема партнеров (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия); - доставку гостей до места приема и обратно;
- буфетное обслуживание; - услуги внештатных переводчиков. Остальные затраты учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Например: - стоимость подарков, которые организация купила для участников встречи; - расходы, связанные с проживанием и отдыхом гостей; - затраты на оформление виз и т.д. Еще одно ограничение: представительские расходы учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах лимита. Он составляет 4 процента от затрат на оплату труда. Так как во многих организациях официальные зарплаты невелики, этот лимит не всегда покрывает суммы, израсходованные на прием. И оставшиеся траты приходится включать в налогооблагаемую прибыль фирмы (п.42 ст.270 Налогового кодекса РФ). Кроме того, "входной" НДС, который относится к сверхлимитным расходам, нельзя принять к вычету из бюджета. Данное правило предусмотрено п.7 ст.171 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание и на такую опасность: налоговики могут потребовать, чтобы бухгалтер включил сверхнормативные представительские расходы в доходы участников встречи и удержал с данных сумм НДФЛ. При этом чиновники ссылаются на п.1 ст.210 Налогового кодекса РФ. Конечно, организация может не согласиться с такой точкой зрения налоговиков и отправиться в суд. Если вы решились на это, то в споре можно использовать следующие аргументы. Официальный прием организация проводит, чтобы наладить связи с деловыми партнерами или заключить новый договор. То есть представительские расходы - это затраты самой фирмы, а не доход участников мероприятия. Более того, данные суммы нормируются только при расчете налога на прибыль. Следовательно, удерживать НДФЛ со сверхлимитных расходов не нужно. Но каким бы ни был исход дела, согласитесь: проводя расходы на прием гостей как представительские, бухгалтер сталкивается со множеством ограничений, претензиями налоговиков и даже, возможно, втягивает свою фирму в судебное разбирательство. Поэтому мы расскажем о способе оформить данные затраты иначе.
ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ?
Официальный прием можно провести как презентацию новой продукции. В этом случае расходы включаются в состав рекламных и учитываются при расчете налога на прибыль на основании пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. Вот в чем состоят преимущества данного способа. В Налоговом кодексе РФ нет закрытого перечня рекламных затрат. Потому некоторые расходы, которые нельзя отнести к представительским, фирма может списать как рекламные - скажем, стоимость подарков для партнеров. Рекламные расходы уменьшают налогооблагаемый доход организации тоже в пределах лимита, но это - 1 процент от выручки. А в большинстве фирм эта сумма значительно больше 4 процентов от расходов на оплату труда. И наконец, рекламная акция в отличие от официального приема может проводиться для неограниченного круга лиц. Поэтому у налоговых инспекторов не возникнет вопросов, почему сверхнормативные затраты не были включены в доходы участников. Но справедливости ради стоит сказать, что у этого способа есть и недостаток: с суммы рекламных расходов придется заплатить налог на рекламу. Таким образом, если у фирмы 1 процент от выручки за вычетом налога на рекламу больше, чем 4 процента от расходов на оплату труда, то расходы на официальный прием выгоднее провести как рекламные.
Пример. ООО "Ландыш" в июле 2004 г. провело официальный прием, куда пригласило руководителей всех фирм-поставщиков. Для этого был организован ужин в ресторане. В итоге фирма истратила 47 200 руб. (в том числе НДС 7200 руб.). ООО "Ландыш" уплачивает налог на прибыль и НДС ежемесячно. Вариант 1 Бухгалтер организации оформил истраченные на ужин средства как представительские расходы. За январь - июль 2004 г. затраты на оплату труда в ООО "Ландыш" составили 320 000 руб. Таким образом, максимальная сумма представительских расходов, которую можно учесть в расчете налога на прибыль за январь - июль, равна 12 800 руб. (320 000 руб. х 4%). Помимо ужина других представительских расходов у ООО "Ландыш" за январь - июль 2004 г. не было. Поэтому налог на прибыль в июле следует уменьшить на 3072 руб. (12 800 руб. х 24%). Оставшиеся 27 200 руб. (47 200 - 7200 - 12 800) учесть при расчете налога на прибыль фирма не имеет права. ООО "Ландыш" может принять к вычету "входной" НДС, который относится к представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Это 2304 руб. (12 800 руб. х 18%). А НДС, равный 4896 руб. (7200 - 2304), зачесть нельзя. В итоге ООО "Ландыш" уменьшило налоги на 5376 руб. (3072 + 2304). Вариант 2 Бухгалтер ООО "Ландыш" провел истраченные средства как расходы на презентацию новой продукции. Выручка организации за январь - июль 2004 г. составила 4 300 000 руб. Сумма рекламных расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, равна 43 000 руб. (4 300 000 руб. х 1%). Следовательно, ООО "Ландыш" может уменьшить свой налогооблагаемый доход на всю израсходованную сумму - 40 000 руб. (47 200 - 7200). То есть бухгалтер ООО "Ландыш" уменьшил налог на прибыль на 9600 руб. (40 000 руб. х 24%). Также фирма приняла весь "входной" НДС - 7200 руб. - к вычету из бюджета. ООО "Ландыш" находится в Москве. Ставка налога на рекламу равна 5 процентам от суммы расходов. Таким образом, этот налог составил 2000 руб. (40 000 руб. х 5%). В итоге фирма уменьшила сумму налогов на 14 800 руб. (9600 + 7200 - 2000).
Подписано в печать 21.07.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |