Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 21.07.2004> ("Главбух", 2004, N 14)



"Главбух", N 14, 2004

Теперь выпуск разъясняющих писем по налоговому законодательству - полномочие Минфина (с. 10). Фирмы выводят деньги из проблемных банков (с. 11). НДС надо принимать к вычету, когда поступит счет-фактура (с. 12). Устранены недоработки законодателей, выгодные для игорного бизнеса (с. 13). Замена компьютерных деталей в большинстве случаев считается ремонтом (с. 14). Изменен бланк декларации по налогу на прибыль (с. 15). Новые формы 3-НДФЛ и 4-НДФЛ (с. 15).

Налоговое законодательство будет разъяснять Минфин России

Впрочем, минфиновцы и раньше выпускали разъяснительные письма, как и налоговики. И мы не раз писали: когда разъяснения невыгодны для налогоплательщика, вы вправе их игнорировать. Если же рекомендации в вашу пользу, ими можно руководствоваться.

Причем организацию, которая следовала письменным указаниям чиновников, нельзя обвинить в том, что она нарушила налоговое законодательство. Об этом четко сказано в пп.3 п.1 ст.111 Налогового кодекса РФ.

Но согласно поправкам, внесенным в Налоговый кодекс РФ, со 2 августа 2004 г. надо пользоваться именно минфиновскими рекомендациями. А как же старые письма этого ведомства? Имеют ли они силу? И можно ли, не боясь претензий проверяющих, следовать указаниям налоговиков?

За ответами на эти вопросы мы обратились к Романченко Людмиле Ивановне, адвокату Московской адвокатской палаты:

- Указ президента об изменении структуры исполнительной власти вступил в силу еще в марте. Почему МНС продолжает выпускать разъяснительные письма?

- Понимаете, в Указе Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 г. прописано, что налоговое ведомство реорганизуют только после того, как будет принят соответствующий федеральный закон. Это связано с тем, что необходимо внести изменения в Налоговый кодекс и другие нормативные документы: заменить МНС на Минфин. Этот Закон, как вы знаете, президент подписал только 29 июня. А поправки, которые вносятся в Налоговый кодекс, вступят в силу 2 августа.

- Итак, МНС скоро перестанет существовать. Пока это не произошло, письма какого ведомства организация может использовать в работе?

- Вообще письма не являются нормативными документами. Поэтому бухгалтер не обязан ими руководствоваться. Однако если в письмах есть рекомендации в пользу налогоплательщика, можно смело их применять в работе. При этом не важно, какое ведомство разъяснило законодательство - МНС или Минфин.

- А как же ст.111 Налогового кодекса? В ней говорится, что организация освобождается от ответственности, если она выполняла указания ведомства, которое вправе разъяснять законодательство. Можно ли быть уверенным, что фирме ничего не грозит, если и до 2 августа она руководствовалась письмами Минфина?

- Я считаю, что, пока МНС не реорганизовано, именно оно является налоговым органом и именно оно имеет право давать рекомендации. Поэтому в принципе при проверке к фирме могут придраться, если до 2 августа она поступала так, как указывал в своих письмах Минфин. Однако судебная практика все же сложилась в пользу налогоплательщиков. Организации, следовавшие советам финансового ведомства, суд обычно освобождал от ответственности.

- Смогут ли организации ссылаться на старые письма МНС после 2 августа 2004 г.?

- Конечно, ведь МНС выпускало письма, когда оно было вправе давать рекомендации. Следовательно, разъяснения налогового ведомства можно будет использовать и после реорганизации.

- МНС и Минфин нередко отвечают на частные запросы налогоплательщиков. Может ли фирма руководствоваться письменными ответами чиновников, адресованными другому налогоплательщику?

- Организация имеет право использовать ответы на частные запросы других предприятий. Такую точку зрения высказал Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5. Суд указал, что не имеет значения, кому адресовано разъяснение налоговиков: участнику спора или неопределенному кругу лиц. В любом случае фирма, которая руководствовалась письменными рекомендациями, освобождается от ответственности на основании ст.111 Налогового кодекса РФ.

- Но законодательство трактуют не только министерства, но и сотрудники инспекций. Освобождают ли фирму от ответственности письменные рекомендации, которые дают налоговики на местах?

- Да, освобождают. Ведь инспекции вправе давать письменные и устные разъяснения налогоплательщикам. Это предусмотрено Налоговым кодексом. Такое же право останется у инспекций и после реорганизации МНС.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 24, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 14, 2004.

Получить деньги из проблемного банка можно несколькими способами

В последнее время некоторые коммерческие банки стали задерживать платежи по поручениям своих клиентов или вообще приостановили все операции по расчетным счетам.

Мы рассмотрели способы, которыми может действовать фирма, имеющая счет в таком банке.

Конечно, можно просто сложа руки дожидаться благополучного разрешения кризисной ситуации. Но тогда вы рискуете потерять часть денег или даже всю сумму, доверенную ненадежному банку.

Другой, казалось бы, достаточно простой способ спасения денег - поручить банку, чтобы он перечислил часть средств с расчетного счета в бюджет. Тогда с помощью замороженных денег вы не только погасите текущую задолженность, но и, возможно, проавансируете предстоящие налоговые платежи.

Основанием для такого маневра служит п.2 ст.45 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что предприятие исполняет обязанность по уплате налога в тот момент, когда подает в банк соответствующее поручение. Однако на практике расчеты по налогам через проблемный банк могут привести к судебным разбирательствам с фискалами. И вполне возможно, в итоге ваши платежи не будут засчитаны.

Все дело в том, что еще в 2001 г. Конституционный Суд РФ указал: норма, прописанная в п.2 ст.45 Налогового кодекса РФ, распространяется только на так называемых добросовестных налогоплательщиков (Определение от 25 июля 2001 г. N 138-О). Правда, точных критериев добросовестности Конституционный Суд не привел. Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2001 г. N 1322/01 названы некоторые признаки, по которым налогоплательщика можно отнести к недобросовестным. Среди прочего там сказано, что суды могут поставить под сомнение добросовестность налогоплательщика, если он поручил банку перечислить налоги будучи осведомленным о его неблагополучном финансовом положении. Так что судебного разбирательства скорее всего избежать не удастся. Это нам подтвердили и в пресс-службе Минфина России.

Впрочем, шанс на победу у вас все же есть. Ведь суд будет исходить все же из того, что ваша фирма - налогоплательщик добросовестный. И доказывать, что через данный банк вы платили налоги по злому умыслу, заранее зная, что деньги в бюджет не поступят, придется самим фискалам. Согласитесь, задача это не простая.

Таким образом, решать проблему "зависших" в банке денег с помощью налоговых платежей рискованно, но можно. Главное, заранее продумать аргументы в свою защиту. Самыми действенными из них будут такие:

- уплачивая налоги, вы не знали о плачевном положении банка;

- у вашей фирмы нет расчетных счетов в других кредитных организациях;

- сумма, указанная в так и не исполненных платежных поручениях, примерно соответствует текущей задолженности по налогам.

Теперь расскажем о другом способе извлечения денег из проблемного банка. Он состоит в следующем. Прежде всего, расторгните договор банковского счета - для этого достаточно представить в банк соответствующее заявление (ст.859 Гражданского кодекса РФ). Затем подождите семь дней - это срок, в течение которого банк обязан вернуть фирме остаток денег на расчетном счете. Если денег вы так и не получили - обращайтесь в арбитражный суд с исковыми требованиями к банку.

Как составить исковое заявление, прописано в гл.13 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В этом заявлении имеет смысл изложить также ходатайство об обеспечении иска. В таком случае арбитражный суд еще до начала разбирательства может наложить арест на имущество банка. Так можно защитить деньги, принадлежащие вашей фирме.

Однако на полный успех в судебном разбирательстве стоит рассчитывать лишь до тех пор, пока у банка не отзовут лицензию. Ведь это может инициировать процедуру банкротства. И уж тогда вам придется дожидаться своих денег в общей очереди с другими кредиторами. Поэтому, твердо решив забрать свои средства из проблемного банка, не медлите с подачей судебного иска.

НДС принимают к вычету в том месяце,

в котором получен счет-фактура

Специалисты финансового ведомства утверждают, что "входной" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) следует принимать к вычету в том месяце, когда был получен соответствующий счет-фактура. Все это говорится в Письме Минфина России от 23 июня 2004 г. N 03-03-11/107.

Это хорошая новость для тех фирм, которые получают счета-фактуры от поставщиков со значительным опозданием. Дело в том, что, по мнению МНС России, счет-фактуру нужно непременно регистрировать в книге покупок того месяца, которым датирован полученный документ. Значит, если счет-фактура поступил к покупателю спустя несколько месяцев, бухгалтер должен исправить записи в книге покупок и сдать уточненную декларацию по НДС. Об этом требовании налоговиков мы подробно рассказали в журнале "Главбух" N 9, 2004 на с. 63.

Позиция же, изложенная в новом Письме Минфина России, освобождает бухгалтера от лишних хлопот. Ведь ему не придется исправлять книгу покупок и нести в инспекцию уточненную декларацию, если он зарегистрирует счет-фактуру в том периоде, в котором эта бумага поступила от продавца.

А чтобы избежать спора с налоговиками, мы советуем заручиться документом, подтверждающим, в какой момент был получен счет-фактура. Это может быть конверт со штемпелем, указывающим на дату доставки счета-фактуры по почте, или, скажем, расписка курьера.

Письмо Минфина России от 23 июня 2004 г. N 03-03-11/107 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 27, 2004.

Игорные заведения больше не смогут

сэкономить на налоге

30 июня 2004 г. президент подписал Федеральный закон N 60-ФЗ, внесший поправки в гл.29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса РФ. Изменения коснулись правил, по которым нужно рассчитывать налог при покупке или продаже игровых столов, автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор, а также порядка регистрации любого из этих объектов.

Начнем с правил расчета налога. С 1 сентября 2004 г. игорные заведения уже не смогут воспользоваться недоработкой законодателей, позволявшей в течение восьми месяцев (с января по август 2004 г. включительно) уменьшать размер налога в два раза. Напомним, что такую лазейку предоставляли п.п.3 и 4 ст.370 Налогового кодекса РФ. Из первоначальной редакции этих пунктов следовало, что фирма, зарегистрировавшая, скажем, игровой автомат после 15-го числа или снявшая его с учета до этой даты, рассчитывает налог за этот месяц по всем своим автоматам и столам исходя из половины налоговой ставки.

С осени такой льготы уже не будет. По новой редакции п.п.3 и 4 ст.370 половинную ставку налога можно применить лишь к тем автоматам, столам и кассам, которые были зарегистрированы или сняты с учета в данном месяце. По остальным же объектам игорного бизнеса налог следует рассчитывать по полной ставке.

Пример 1. ООО "Азарт" к началу месяца имело 20 зарегистрированных игровых автоматов. 18-го числа фирма подала в налоговую инспекцию заявление о регистрации нового игрового автомата.

Поскольку новый автомат зарегистрировали после 15-го числа, ООО "Азарт" рассчитывает налог на игорный бизнес за этот месяц следующим образом.

До 1 сентября 2004 г.

Общую сумму игровых автоматов, включая вновь зарегистрированный, умножают на половину налоговой ставки (5000 руб.):

(20 автоматов + 1 автомат) х 5000 руб/автомат х 1/2 = 52 500 руб.

После 1 сентября 2004 г.

Уменьшенная ставка налога применяется только к вновь зарегистрированному автомату:

1 автомат х 5000 руб/автомат х 1/2 + 20 автоматов х 5000 руб/автомат = 102 500 руб.

Перейдем к еще одному нововведению, связанному с игорным бизнесом. Сейчас игровые столы, автоматы, а также кассы тотализаторов и букмекерских контор регистрируют по местонахождению организации или ее обособленных подразделений. Начиная с 1 января 2005 г. их придется регистрировать в том месте, где они установлены. Причем фирма, не зарегистрированная в том месте, где решили расположить кассу, автомат или стол, должна встать на учет в местной налоговой инспекции за два дня до установки нового объекта налогообложения. Таково требование обновленной редакции п.2 ст.366 Налогового кодекса РФ.

Пример 2. ООО "Фортуна" зарегистрировано в калужской налоговой инспекции. 17-го числа фирма решила открыть кассу тотализатора в городе Дмитрове Московской области. Обособленных подразделений у ООО "Фортуна" там нет.

Чтобы зарегистрировать новую кассу, ООО "Фортуна" действует следующим образом.

До 1 января 2005 г.

За два рабочих дня до открытия кассы ООО "Фортуна" представляет заявление о ее регистрации в калужскую налоговую инспекцию.

После 1 января 2005 г.

За два рабочих дня до открытия кассы ООО "Фортуна" встает на учет в дмитровской налоговой инспекции и одновременно представляет туда заявление о регистрации кассы.

Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 60-ФЗ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 25, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" N 14, 2004 опубликована гл.29 Налогового кодекса РФ в редакции данного Закона.

Минфин России разъяснил,

чем отличается ремонт компьютера от его модернизации

По словам чиновников, компьютер, в котором заменили отдельные детали, считается модернизированным, только если изменилось его функциональное назначение (Письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. N 03-02-04/5). Компьютер же, функции которого после замены деталей остались прежними, считается просто отремонтированным.

Напомним, что средства, истраченные на модернизацию, и в бухгалтерском, и в налоговом учете следует включать в первоначальную стоимость объекта (п.27 ПБУ 6/01 и п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ). Затраты же на ремонт полностью списывают в уменьшение прибыли отчетного периода (п.27 ПБУ 6/01 и п.1 ст.260 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, бухгалтеру придется включить в первоначальную стоимость компьютера средства, израсходованные на новые детали, если благодаря замене компьютер приобрел какие-либо абсолютно новые свойства. Скажем, стал использоваться в качестве сервера. Если же в результате замены всего лишь улучшились характеристики компьютера, все истраченное можно отнести на текущие расходы.

Пример. ООО "Платан" в июле 2004 года заменило процессор в компьютере, установленном в бухгалтерии. После замены процессора выросла производительность компьютера. Однако он по-прежнему используется для автоматизированного учета хозяйственных операций.

Поскольку функции компьютера не изменились, он считается отремонтированным. Значит, средства, истраченные на замену процессора, бухгалтер может целиком списать на июльские расходы.

Письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. N 03-02-04/5 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 27, 2004.

Новое в декларации по налогу на прибыль

В бланк декларации по налогу на прибыль внесены изменения (Приказ МНС России N САЭ-3-02/351@ зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2004 г.).

Данный Приказ вступает в силу через 10 дней после того, как его официально опубликовали. Поэтому фирмы, сдающие декларацию по налогу на прибыль ежеквартально, использовать новую форму должны начиная с отчетности за 9 месяцев 2004 г. Так что учтите: за полугодие такие организации могут отчитываться по-старому, инспекторы требовать обновленные формы не вправе. А вот предприятиям, составляющим декларацию ежемесячно, скорее всего придется заполнять новые бланки уже за июль 2004 г.

Изменения, внесенные в декларацию, в основном касаются сельхозпроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Чтобы они могли отражать свои доходы и расходы, в лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" и во все приложения к нему добавлена строка 002 "Является сельскохозяйственным товаропроизводителем".

Лист 02 им надо заполнять отдельно для:

- деятельности, связанной с реализацией произведенной, а также произведенной и переработанной продукции;

- иных видов деятельности.

В 2004 - 2005 гг. для предприятий, которые производят сельхозпродукцию, ставка налога на прибыль равна нулю. Поэтому если у такого хозяйства есть филиалы, то распределять между ними налоговую базу не нужно. Соответственно не надо заполнять Приложение 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" и Приложение 5а "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделения организацией" к листу 02.

Приказ МНС России от 3 июня 2004 г. N САЭ-3-02/351@ "О внесении изменений и дополнений в Приказы МНС России от 11 ноября 2003 г. N БГ-3-02/614 и от 29 декабря 2001 г. N БГ-3-02/585" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 27, 2004. Декларация и Инструкция по ее заполнению в редакции настоящего Приказа опубликованы в журнале "Документы и комментарии" N 14 - 15, 2004.

Налоговики обновили декларации 3-НДФЛ и 4-НДФЛ

МНС России утвердило новые формы деклараций по налогу на доходы физических лиц - 3-НДФЛ и 4-НДФЛ и инструкции по их заполнению (Приказ от 15 июня 2004 г. N САЭ-3-04/366@ утвержден Минюстом России 9 июля 2004 г.).

По форме 3-НДФЛ физические лица должны будут отчитаться о доходах, полученных с 1 января 2004 г.

Причем данную декларацию придется заполнять как резидентам, так и нерезидентам.

А форму 4-НДФЛ следует использовать только по доходам, полученным с 1 января 2005 г. И пригодится она предпринимателям, нотариусам и адвокатам только в определенных случаях.

Теперь более подробно о новых формах.

В бланке декларации 3-НДФЛ для налога, который должны уплатить нерезиденты, - по ставке 30 процентов - предназначен разд.5. Резиденты же должны показать налоги со своих доходов в разд.3 (по ставке 13%), разд.4 (по ставке 35%) и разд.6 (по ставке 6%). Основное нововведение заключается в том, что теперь расчет налога, подлежащего уплате или возврату из бюджета, придется показывать несколько раз - в каждом разделе с 3-го по 6-й.

Такой расчет состоит из нескольких этапов. Сначала приводят общий доход, облагаемый по той ставке, которой посвящен раздел. Тут же эту величину расшифровывают: показывают, сколько получено от источников в Российской Федерации и сколько - за пределами нашей страны (к нерезидентам это, конечно, не относится).

Затем расписывают налоговые вычеты по видам: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Раньше показывали лишь их общую сумму.

Далее из общей суммы дохода вычитают общую сумму налоговых вычетов. Результат умножают на ставку налога. Итог - это налог к уплате.

И наконец, величину налога к уплате корректируют. Во-первых, здесь учитывают суммы, которые удержал налоговый агент. Во-вторых, перечисленные авансы, если декларацию заполняет человек, занимающийся частной практикой. В-третьих, суммы, уплаченные в иностранных государствах (это делают только резиденты).

Надо отметить, что в декларации больше нет особого раздела для расчета авансовых платежей, которые перечисляют предприниматели, нотариусы и все остальные, занимающиеся частной практикой. Специально для этих целей в разд.3 предусмотрена строка 120.

Кроме того, в форму декларации добавлены строки, где надо указывать коды согласно Классификаторам. Например, в разд.1 нужно записать код бюджетной классификации (КБК), по которому следует перечислить налог, а также код административно-территориального деления (ОКАТО). В Приложении Б, посвященном доходам от источников за пределами Российской Федерации, следует отразить код страны, в которой получен доход. Определяют его по Общероссийскому классификатору стран мира ОКСМ.

В форме 4-НДФЛ предприниматели, частные нотариусы и адвокаты, открывшие свой кабинет, указывают сумму предполагаемого дохода от своей деятельности.

Представлять декларацию нужно в двух случаях. Во-первых, это необходимо сделать в течение пяти дней с того момента, когда был получен доход. Налоговики исходя из заявленного предполагаемого дохода рассчитывают суммы авансовых платежей по налогу на текущий год. И во-вторых, сдать декларацию надо, если в течение года доход значительно (более чем на 50%) увеличился или уменьшился. Тогда налоговики пересчитывают суммы еще не перечисленных авансовых платежей.

Приказ МНС России от 15 июня 2004 г. N СА3-04/366@ "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 28, 2004.

Подписано в печать

21.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Малый бизнес: грядут перемены ("Главбух", 2004, N 14) >
Статья: Оптимизируем расходы на доставку ("Главбух", 2004, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.