![]() |
| ![]() |
|
Статья: Либерализация валютного регулирования в Российской Федерации ("Банковское право", 2004, N 3)
"Банковское право", N 3, 2004
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ подписан Президентом РФ 10 декабря 2003 г. Основная часть его положений вступит в силу через полгода после официального опубликования Закона. В преамбуле Закона обозначены цели его принятия: "Обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества". По мнению некоторых авторов, "направленность на переход от разрешительного принципа проведения валютных операций к уведомительному" должна способствовать достижению целей либерализации валютного регулирования. В чем же заключается процесс либерализации валютного регулирования в России? Для ответа на этот вопрос рассмотрим то новое, что позволяет назвать последнюю редакцию Закона принципиально новым законом. Прежде всего, вносится ясность в понятийный аппарат. Кроме конкретизации и уточнения имевшихся и ранее понятий вводятся новые, а именно: специальный счет, внешние и внутренние ценные бумаги и др. Драгоценные металлы и драгоценные камни исключаются из понятия валютных ценностей, которыми теперь являются лишь иностранная валюта и внешние ценные бумаги (ст.1). Новым Законом предусматривается разграничение валютных операций только в зависимости от состава их участников. Соответственно выделяют: операции между резидентами, между нерезидентами и между резидентами и нерезидентами. Введение такой классификации не случайно - она соответствует положениям Соглашения с МВФ и ряда других международных договоров в этой сфере. Важно, что в рассматриваемом Законе закреплены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в России (ст.3): 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Ключевым принципом является "исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов". На этой основе базируется новая система ограничений. По общему правилу, валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, исчерпывающий перечень которых закреплен в Законе. Перечень ограничений также является закрытым и содержит лишь: - требование об использовании специального счета; - требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции на определенный срок; - требование об открытии счета в уполномоченном банке. К операциям, которые можно совершать только посредством использования специальных счетов, относят такие, как: привлечение кредитов и займов за рубежом; операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); операции кредитных организаций, за исключением банковских операций (ст.8). Суть резервирования заключается в том, что средства в иностранной валюте в определенном процентном отношении к сумме сделки как бы "замораживаются" на счетах на определенный срок (до двух лет). Это новшество является достаточно прогрессивным, так как посредством резервирования сглаживается удар по рублю, если резко возрастет спрос на валюту при колебаниях курсов валют. Целью введения указанных ограничений является предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации. При этом отмечается, что "указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление" (ст.6). Примечательно, что срок применения данных ограничений истекает 1 января 2007 г. Новым положением Закона явилась возможность физических лиц (резидентов и нерезидентов) в течение календарного года осуществлять сделки с внешними ценными бумагами на сумму до 150 тыс. долл. США (ч.9 ст.8), в то время как действующий Закон лимитирует сумму таких сделок 75 тыс. долл. США. Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохранилось. Норма обязательной продажи по-прежнему составляет 30%. При этом Центральный банк может устанавливать пониженный размер обязательной продажи части валютной выручки. Закон содержит перечень валютных операций, которые не входят в объект обязательной продажи (например, сделки в иностранной валюте, по которым предусматривается передача эмиссионных ценных бумаг - ч.3 ст.21). Закреплены также те расходы и платежи, которые учитываются для уменьшения валютной выручки, подлежащей продаже (ч.5 ст.21). Это оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов, уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов, выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля и др. Новый Закон предусматривает полную отмену обязательной продажи части валютной выручки с 1 января 2007 г. Следует отметить, что резервирование, также как и требование об обязательной продаже части валютной выручки, позволяет избежать резкого нарушения баланса спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, а также способствует поддержанию определенной стабильности курса рубля к другим валютам. С радостью можно отметить и тот факт, что либерализация валютного законодательства непосредственно коснулась и простых граждан. Во-первых, снимается требование об идентификации личности при купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте. То есть, иными словами, при покупке или продаже валюты предъявление паспорта не требуется. Однако "сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица" (ч.2 ст.11). Во-вторых, физические лица вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории государств, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Членами вышеназванных организаций являются практически все наиболее развитые страны. При этом, однако, необходимо в течение месяца с момента открытия счета уведомить об этом российские налоговые органы (ст.12). Либерализация проявляется и в том, что резидент - физическое лицо может вывезти из страны до 10 тыс. долл. США (или эквивалентную сумму в другой валюте) без разрешений. Сумма иностранной валюты свыше 3 тыс. долл. США подлежит обязательному декларированию на таможне. Отметим, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется без ограничений (ч.1 ст.15). Итак, обозначенные нововведения устраняют устаревшие ограничения, делая валютное регулирование в России более прозрачным, что должно укрепить внешнеэкономические связи, привлечь иностранные инвестиции и оздоровить экономику страны в целом. При этом некоторые авторы называют либерализацию валютного регулировании "опасной", указывая на проблему оттока капитала за рубеж. Действительно, экспортная выручка и импортные авансы являются "самыми распространенными лазейками для вывоза капиталов", однако не следует забывать, что новый Закон как раз включает их в список операций для государственного регулирования. К тому же, как было справедливо отмечено, при возможности свободного пересечения границы капиталом вряд ли кто-то будет стремиться его вывозить. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что за исключением ряда положений, новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" вступает в силу лишь спустя полгода со дня его официального опубликования - это время необходимо органам валютного контроля для приведения внутриведомственных актов в соответствие с новым Законом.
С.В.Игнатьева Д. ю. н., профессор
А.В.Шуваев Ст. лейтенант милиции Подписано в печать 20.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |