![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бюджетное финансирование кинопроизводства ("Современный бухучет", 2004, N 8)
"Современный бухучет", N 8, 2004
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КИНОПРОИЗВОДСТВА
Бюджетное финансирование сферы культуры законодательно установлено ст.45 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и порядок государственной поддержки кинематографии определены в Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Одной из форм государственной поддержки кинематографии, определенной этим Законом, является частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов. Согласно ст.4 Закона N 126-ФЗ фильм является национальным фильмом, если: - продюсер фильма - гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации; - авторы фильма - граждане Российской Федерации; - в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры-исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации; - фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации; - не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
- иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма. В качестве национального фильма может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации. Условия и порядок государственного финансирования кинематографии определяются федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии и закрепляются соответствующими договорами между федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии и продюсером, прокатчиком, демонстратором национального фильма. Государственное финансирование не может быть использовано на иные цели, кроме тех, которые предусмотрены договором между федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии и продюсером, прокатчиком, демонстратором национального фильма. Решение о выделении продюсеру средств на производство национального фильма федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает с учетом мнения экспертных комиссий, созданных федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии и состоящих из лиц творческих профессий, продюсеров фильмов, прокатчиков фильмов и демонстраторов фильмов, в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Права на национальный фильм в случае полного государственного финансирования его производства принадлежат государству. Средства могут быть получены продюсером не только из федерального бюджета, но и из местного бюджета. В случае получения средств из местного бюджета договор составляется с распорядителем кредитов местного бюджета. Одним из источников финансирования производства аудиовизуальных произведений являются средства, выделяемые в рамках реализации городских целевых программ создания отечественных телефильмов в г. Москве. Финансирование исполнения Программы осуществляется за счет средств бюджета г. Москвы в пределах средств, ежегодно утверждаемых Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации по данному направлению расходов, а также других предусмотренных законодательством источников. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета получаемых денежных средств в рамках контрактов, заключаемых государственными органами на финансирование производства национальных фильмов, вызывает немало споров. Только правильное понимание экономической сути хозяйственной операции позволит грамотно отразить в учете данную хозяйственную операцию. Договор финансирования работ по производству аудиовизуальной продукции по своей сути является договором подряда. В роли заказчика выступает либо Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, либо Министерство культуры, которые осуществляют финансирование расходов по производству аудиовизуальных произведений в пределах суммы, определяемой лимитом затрат на производство. Именно этот лимит затрат в данном случае является ценой договора, При получении денежных средств на выполнение работ у организации возникают соответствующие обязательства перед заказчиком в рамках заключенного контракта. Поэтому все получаемые денежные средства от заказчика на финансирование работ по производству конкретного фильма должны рассматриваться как авансы и соответственно отражаться на счетах бухгалтерского учета следующей проводкой: Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Авансы полученные" - на сумму поступивших денежных средств. В тексте контрактов неоднократно упоминается о целевом использовании бюджетных средств, выделяемых на финансирование производства фильма. Многие специалисты расценивают эти средства как целевое финансирование из бюджета. По их мнению, отражать эти средства при получении следует на счете 86 "Целевое финансирование", а затем при сдаче работ заказчику и подписании актов списывать целевое финансирование в кредит счета 90 "Продажи", признавая тем самым в учете выручку от реализации работ. Рассмотрим последствия применения этой методики. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В Инструкции определено, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: - 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; - 83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; - 98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п. В соответствии с п.47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, действовавшим до 22 июля 2003 г., "остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования (из бюджета, от других организаций и граждан) отражаются но группе статей "Доходы будущих периодов". Уменьшение этих остатков осуществляется по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов (при отпуске на цели деятельности организации материально-производственных запасов, приобретенных за счет целевых средств; начислении амортизации по имуществу, приобретенному за счет указанных средств; завершении и сдаче научно-исследовательских работ и пр.)". Несмотря на отмену указанного выше Приказа, порядок отражения операций сохранился. Допустим, что срок сдачи телесериала - январь следующего года и на 31 декабря все работы по производству телесериала уже осуществлены. Тогда организация должна будет в бухгалтерском балансе на конец текущего года отразить в составе запасов сумму накопленных затрат по производству телесериала (сметную стоимость фильма), а в составе краткосрочных обязательств по статье "Доходы будущих периодов" - сумму полученного финансирования, которая при идеальном графике финансирования также составит величину, равную сметной стоимости фильма. С точки зрения баланса все уравновешено. Посмотрим на эту ситуацию с точки зрения финансового анализа. Рассчитаем стоимость чистых активов организации, воспользовавшись Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз. Для расчета примем следующие допущения: - уставный капитал организации составляет 10 тыс. руб. (внесен денежными средствами); - получено на финансирование работ по производству телесериала - 100 000 тыс. руб.; - сметная стоимость фильма составляет 100 000 тыс. руб. Все затраты по производству на конец года профинансированы в соответствии со сметой полностью. Никаких других хозяйственных операций, не связанных с производством телесериала, в отчетном периоде не было. Рассчитаем стоимость чистых активов для двух вариантов (табл.): 1) полученное финансирование отражаем на счете 86 и далее на счете 98; 2) полученное финансирование отражаем на счете 62.
Расчет стоимости чистых активов
тыс. руб. ——————————————————————————————T——————————————T—————————T—————————¬ | Наименование показателя | Код строки |Вариант 1|Вариант 2| | |бухгалтерского| | | | | баланса | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ | I. Активы | +—————————————————————————————T——————————————T—————————T—————————+ |1. Нематериальные активы | 110 | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |2. Основные средства | 120 | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |3. Незавершенное | 130 | | | |строительство | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |4. Доходные вложения | 135 | | | |в материальные ценности | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |5. Долгосрочные и | 140 + 250 | | | |краткосрочные финансовые | | | | |вложения | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |6. Прочие внеоборотные активы| 150 | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |7. Запасы | 210 | 100 000 | 100 000 | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |8. Налог на добавленную | 220 | | | |стоимость по приобретенным | | | | |ценностям | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |9. Дебиторская задолженность | 230 + 240 | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |10. Денежные средства | 260 | 10 | 10 | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |11. Прочие оборотные активы | 270 | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |12. Итого активы | | 100 010 | 100 010 | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ | II. Пассивы | +—————————————————————————————T——————————————T—————————T—————————+ |13. Долгосрочные | 510 | | | |обязательства по займам | | | | |и кредитам | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |14. Прочие долгосрочные | 520 | | | |обязательства | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |15. Краткосрочные | 610 | | | |обязательства по займам | | | | |и кредитам | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |16. Кредиторская | 620 | | 100 000 | |задолженность | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |17. Задолженность участникам | 630 | | | |(учредителям) по выплате | | | | |доходов | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |18. Резервы предстоящих | 650 | | | |расходов | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |19. Прочие краткосрочные | 660 | | | |обязательства | | | | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |20. Итого пассивы | | | 100 000 | +—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————+ |21. Стоимость чистых активов | | 100 010 | 10 | |акционерного общества | | | | L—————————————————————————————+——————————————+—————————+—————————— Из таблицы видно, что величина стоимости чистых активов в случае отражения полученного финансирования на счете 86 и далее на счете 98 на конец года не соответствует действительной стоимости чистых активов. Она явно завышена на величину сметной стоимости фильма. Чистые активы являются денежным выражением собственного капитала организации и служат обеспечением интересов кредиторов в случае ухудшения финансового состояния организации. Собственный капитал организации отражается в разд.III Бухгалтерского баланса "Капитал и резервы". У небольших кинопроизводящих организаций величина собственного капитала складывается в основном из величины уставного капитала и суммы нераспределенной прибыли. В нашем случае собственный капитал организации составит 10 тыс. руб., следовательно, и величина стоимости чистых активов должна составить 10 тыс. руб. (а не 100 010 тыс. руб.). Этот пример показывает, что неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственной операции приводит к искажению показателей финансовой отчетности организации. В том случае, когда получаемое финансирование от заказчика будет учитываться как обязательства и, следовательно, отражаться в балансе как кредиторская задолженность перед заказчиком, то величина стоимости чистых активов будет соответствовать действительной стоимости собственного капитала. Таким образом, получение денежных средств от Министерства культуры или Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации связано с возникновением обязательств перед ними и соответственно с необходимостью их погашения. Как было отмечено выше, возникновение обязательств отражается проводкой: Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Авансы полученные". Аналогичный учет будет и в случае, когда заказчиком выступит не государственная организация, а частная компания, к примеру, телевизионная компания. Поэтому с позиций теории бухгалтерского учета источником финансирования в данном случае является кредиторская задолженность организации перед заказчиком.
Ю.А.Бабаев Академик МИА, заслуженный деятель науки РФ, д. э. н., профессор
Т.А.Мартынова Главный бухгалтер ООО "Универсальные идеи" Подписано в печать 20.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |