![]() |
| ![]() |
|
Статья: Как организовать системный контроллинг в коммерческой организации ("Налоговое планирование", 2004, N 3)
"Налоговое планирование", N 3, 2004
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Внутренний контроль: кому и зачем он нужен?
Что такое корпоративный контроль? До сих пор многими российскими менеджерами контроль воспринимается как категория государственного управления. Понятие "контроль" зачастую отождествляют с надоедливыми ревизорами и налоговыми инспекторами. О существовании же системы внутреннего, или корпоративного, контроля в компаниях многие знают лишь из западной литературы. Постараемся внести некоторую ясность в отношении понятия внутреннего управленческого контроля. Для чего собственно нужен контроль и какие конкретные цели он преследует? Очевидно, что сегодня контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления предприятием, и обеспечивает оптимальный ход бизнес-процессов на всех стадиях процесса управления (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). Внутренний контроль призван помогать менеджерам грамотно управлять бизнес-процессами. Основными целями системы внутреннего контроля (СВК) являются: - снижение финансовых потерь;
- своевременная адаптация коммерческой организации к изменениям во внутренней и внешней среде; - сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов организации. Кто же осуществляет (или должен осуществлять) контроль в организации? Контроль - неотъемлемая часть менеджмента, поэтому контролем (в числе прочего) в той или иной мере должны заниматься все менеджеры. Строго говоря, контроль осуществляют работники или участники (владельцы) организации при исполнении возложенных на них обязанностей либо только на основании соответствующих прав. Поэтому всех субъектов управленческого контроля с точки зрения их значимости в контроле целесообразно распределить следующим образом: - субъекты контроля 1-го уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно, т.е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов; - субъекты контроля 2-го уровня - в их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу необходимости они выполняют и контрольные функции (например, рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования); - субъекты контроля 3-го уровня - выполняют контрольные функции для реализаций тех функций, которые за ними закреплены непосредственно (например, работники планово-экономического отдела, отдела кадров); - субъекты контроля 4-го уровня - в их обязанности входят как контрольные, так и другие функции (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности); - субъекты контроля 5-го уровня - в их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии или ревизоры, сотрудники отдела технического контроля и т.п.). Результативность контроля характеризует экономия потерь, обусловленная функционированием системы внутреннего контроля. Очевидно, что эту систему организуют с учетом отдачи от нее или, точнее говоря, затраты на создание и поддержание функционирования системы определенной степени сложности вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на ее создание и поддержание, не должны превышать ожидаемых убытков от ее отсутствия.
С чего начать: технология формирования и анализа контрольной системы
Наличие эффективного внутреннего контроля в зарубежных компаниях в последние годы стало в глазах инвесторов одним из основных признаков должного уровня корпоративного управления компанией. Но поможет ли внутренний контроль российским предприятиям наладить более эффективный менеджмент? Нужен ли он нашим менеджерам вообще, возможен ли он в условиях России? Вопрос далеко не праздный, если учесть стереотипное мышление многих руководителей, сложившееся еще в советские времена. Создание эффективно функционирующей СВК в российских условиях в общем случае зависит от отношения руководства к внутреннему контролю (т.е. на сколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией, на сколько оно полагается на интуицию и нерыночный "опыт" ведения бизнеса), внешних условий функционирования организации, ее размеров, оргструктуры, масштабов и видов деятельности, количества и региональной неоднородности (разветвленности) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний, стратегических установок, целей и задач, степени механизации и компьютеризации деятельности, ресурсного обеспечения, уровня компетентности кадрового состава. В любом случае организация СВК является сложным процессом, включающим следующую последовательность процедур. 1. Критический анализ целей функционирования компании, определенных для прежних условий хозяйствования, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики и сопоставление их с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с возможностями (потенциалами) организации. 2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей конъюнктуре рынка) деловой концепции компании (что собой представляет компания, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способных привести согласно разработанной деловой концепции к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Документами, отражающими деловую концепцию организации, являются положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны быть разработаны на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах (элементах) политики. 3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Разработка (уточнение) положения об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. 4. Прогнозная оценка действенности (эффективности) СВК. 5. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, а также оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений. Организация контрольных звеньев (создание отдела внутреннего аудита или другого специализированного контрольного подразделения). Как видно, данная последовательность процедур создания СВК органически взаимосвязана с формированием самой системы управления компанией. Но как обосновать и проанализировать необходимость создания полноценной СВК в принципе? Формализуем решение этой проблемы на примере прогнозной оценки действенности СВК. Как говорилось выше, основной целью СВК является снижение финансовых потерь, возникающих по различным причинам. Чем более развита и структурирована СВК, тем выше результат ее действия. В абсолютном выражении результат действия СВК представляет собой сумму экономии потерь, возникшую в связи с функционированием СВК:
R = Lо - L1, (1)
где R - результат функционирования СВК; Lо- - потери (убытки) в условиях отсутствия СВК; L1 - потери (убытки) при действующей СВК. Однако для создания СВК требуются определенные затраты. Без учета инвестиций в создание СВК экономия предприятия от ее внедрения представляет собой разницу между результатом функционирования СВК и стоимостью ее поддержания:
Е = R - С, (2)
где Е - экономия потерь (эффективность); С - стоимость СВК. Очевидно, что применение СВК принесет выгоду только в случае, если результат ее функционирования будет превышать стоимость ее содержания:
Е > 0, или R > С.
Мы описали лишь элементарные положения управленческого контроля. Поэтому предложенный перечень может быть расширен как на основе детализации рассмотренных вопросов, так и с учетом иных многочисленных аспектов СВК. Одной из основных задач в области исследования вопросов менеджмента является разработка типовых программ организации, развития и совершенствования контрольных систем для компаний, различных в плане организационно-правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления. Данные программы должны быть многочисленны и разнообразны, так как они зависят от различных начальных условий и возможностей организаций. Многое также определяют тенденции развития экономики страны в целом, действующие механизмы ее функционирования, сложившиеся национальные и местные традиции. В этих программах также должен учитываться менталитет персонала. Со временем в России должны быть созданы "библиотеки" таких программ для различных типовых начальных условий. В заключение необходимо отметить, что в современных условиях, характеризуемых усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом промышленном производстве и торговле, вовлеченностью крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных обеспечить конкурентоспособность компаний.
В.В.Бурцев Д. э. н., профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова, аудитор ЗАО "Ин-Аудит" Подписано в печать 20.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |