![]() |
| ![]() |
|
Статья: Право применения упрощенной системы налогообложения: позиция налоговых органов ("Налоговое планирование", 2004, N 3)
"Налоговое планирование", N 3, 2004
ПРАВО ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
В связи с введением в действие с 1 января 2003 г. гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ территориальные управления МНС России столкнулись с жалобами налогоплательщиков на действия налоговых органов, отказывающих им в праве применения упрощенной системы налогообложения. В публикуемом материале рассмотрены самые распространенные случаи таких отказов, а также решения, принятые по каждому из них налоговыми органами <*>. ————————————————————————————————<*> Материал подготовлен на основании Информационного письма УМНС России по г. Москве от 16.09.2003 N 11-15/50875.
Наличие у организации обособленных подразделений, иных, чем филиалы и представительства, не может служить основанием для отказа в праве на применение упрощенной системы налогообложения. Как следовало из жалобы организации и представленных материалов, ей было отказано в применении упрощенной системы налогообложения на том основании, что организации, имеющие филиалы или представительства, не вправе перейти на данный специальный режим налогообложения. Организация утверждала, что не имела филиалов или представительств. Заявление организации о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями ст.ст.346.12, 346.13 НК РФ получено инспекцией 21 ноября 2002 г.
Порядок и условия начала и прекращения применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения установлены ст.346.13 НК РФ. На основании данной статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в таком заявлении сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. Подпунктом 1 п.3 ст.346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства. В соответствии со ст.55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Согласно ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Из представленных организацией материалов следовало, что организация по месту нахождения обособленного подразделения поставлена на налоговый учет в налоговом органе. В уставе организации, зарегистрированном в Московской регистрационной палате Правительства г. Москвы, указанное подразделение как филиал или представительство не указано. С учетом того, что право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и (или) представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
Подача организацией заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в произвольной форме не может служить основанием для отказа налоговым органом в праве на применение данного налогового режима. Организации было отказано в применении упрощенной системы налогообложения на том основании, что в заявлении не указана дата, с которой организация переходит на упрощенную систему налогообложения. Организация же утверждала, что она не могла указать дату, с которой переходит на упрощенную систему налогообложения, так как подавала одновременно три заявления (о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения) и на момент подачи заявления не могла знать, какого числа руководитель инспекции примет решение о государственной регистрации организации. Порядок и условия начала и прекращения применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения установлены ст.346.13 НК РФ. В соответствии с указанной статьей организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. Согласно п.2 ст.346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом следует учитывать, что формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, утвержденные Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, носят рекомендательный характер. Из представленных материалов следовало, что организацией соблюдено условие, установленное п.2 ст.346.13 НК РФ, а именно: заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет. Таким образом, отказ в праве применения упрощенной системы налогообложения являлся неправомерным.
При применении упрощенной системы налогообложения выбранный налогоплательщиком объект налогообложения не может изменяться в течение всего срока применения данного специального налогового режима. Индивидуальным предпринимателем в инспекцию подано заявление от 26.11.2002 о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором в качестве объекта налогообложения указаны доходы индивидуального предпринимателя. 5 февраля 2003 г. заказным письмом индивидуальный предприниматель направил в инспекцию заявление от 31.01.2003 об изменении выбранного объекта налогообложения (исключить - доходы индивидуального предпринимателя; считать правильным - доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов). В изменении объекта налогообложения заявителю отказано. В соответствии с п.2 ст.346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Согласно абз.2 п.1 ст.346.13 НК РФ, введенному Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ (далее - Закон N 191-ФЗ), выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Заявление от 31.01.2003 об изменении выбранного объекта налогообложения направлено в инспекцию 5 февраля 2003 г., т.е. в период применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения и после вступления в силу положений Закона N 191-ФЗ. Таким образом, действия инспекции по отказу заявителю в изменении объекта налогообложения являлись правомерными.
При решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения необходимо учитывать дату, с которой изменения, вносимые в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц. 20 ноября 2002 г. организацией в инспекцию направлено заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. Инспекцией принято решение о невозможности применения организацией упрощенной системы налогообложения. Основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения послужил тот факт, что на момент подачи организацией в инспекцию заявления учредителями организации являлись юридические лица, доля которых составляла более 25%. В соответствии с п.3 ст.346.12 НК РФ организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Как указывала организация, на основании протоколов от 17.07.2002 и от 20.09.2002 из состава учредителей организации исключены три юридических лица. На основании протокола от 20.11.2002 организацией утверждена новая редакция учредительного договора. Документы на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, направлены в инспекцию 24 декабря 2002 г. Регистрирующим органом указанные документы получены 30 декабря 2002 г. Пунктом 3 ст.52 ГК РФ установлено, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Следовательно, изменения, внесенные организацией в учредительные документы, приобрели силу для третьих лиц с 30 декабря 2002 г. Учитывая, что на момент подачи соответствующего заявления и вынесения уведомления о невозможности применения организацией упрощенной системы налогообложения у инспекции отсутствовали сведения об изменениях в учредительных документах организации и об исключении из состава учредителей организации юридических лиц, действия инспекции по вынесению указанного уведомления являлись правомерными.
Некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных в гл.26.2 НК РФ, в том числе касающихся доли участия других организаций. Организация, учрежденная в форме фонда, обратилась в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Инспекцией на основании пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ 30 декабря 2002 г. вынесено уведомление о невозможности применения организацией упрощенной системы налогообложения. Пунктом 3 ст.346.12 гл.26.2 НК РФ определены критерии по видам деятельности, среднесписочной численности работающих, по доле участия других организаций и по стоимости основных средств и нематериальных активов, в соответствии с которыми организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Указанной главой НК РФ не установлено ограничений по применению упрощенной системы налогообложения для некоммерческих организаций. В то же время согласно пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. По смыслу данного положения под "долей непосредственного участия других организаций" понимается суммарная доля участия одной или нескольких других организаций, которая не должна превышать 25%. Ввиду отсутствия у некоммерческой организации уставного капитала при определении понятия "доля непосредственного участия других организаций" в целях применения законодательства об упрощенной системе налогообложения следует руководствоваться нормами гражданского законодательства Российской Федерации. На основании положений ст.48 ГК РФ под участием в организации понимается участие в учреждении (создании) организации ее учредителей и участников, в том числе пайщиков и собственников. Кроме того, согласно п.п.2, 3 данной статьи в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении данного юридического лица, а могут и не иметь таких прав. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Поскольку в пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права, в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понимается любое участие учредителей и участников (организации) независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет. В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Согласно уставу организации, утвержденному общим собранием учредителей, источниками формирования имущества организации являются, в частности, взносы учредителей при ее учреждении. Учредителями организации являются два юридических лица. Следовательно, у организации доля участия других организаций составляет более 25%. Таким образом, уведомление о невозможности применения организацией упрощенной системы налогообложения вынесено инспекцией обоснованно. Аналогичным образом при возникновении описанной выше ситуации разрешались жалобы некоммерческих организаций, образованных в иных организационно-правовых формах.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель и вновь созданная организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году при условии подачи соответствующего заявления одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В соответствии с п.2 ст.346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Из этого следует, что законодателем введено условие, соблюдение которого влечет право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, а именно: заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет. Заявитель был зарегистрирован Московской регистрационной палатой в качестве индивидуального предпринимателя 14 января 2003 г. 16 января 2003 г. им было подано в инспекцию заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства в связи с осуществлением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано заявителем в инспекцию 17 января 2003 г. Таким образом, заявителем нарушено требование п.2 ст.346.13 НК РФ. В связи с этим уведомление инспекции о невозможности применения заявителем в 2003 г. упрощенной системы налогообложения являлось правомерным.
Подписано в печать 20.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |