Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Улучшение инвестиционной привлекательности российских регионов (на примере Новгородской области) ("Налоговое планирование", 2004, N 3)



"Налоговое планирование", N 3, 2004

УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ

РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Предоставление льгот в налогообложении является одним из инструментов устранения диспропорций в экономическом развитии различных регионов, возникающих ввиду неравномерного распределения между регионами природных и иных ресурсов. С предоставлением налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков связано такое явление современной экономики, как офшорные (англ. offshore - находящийся вдали от берега) зоны и территории. Офшорными зонами принято называть территории (целые государства или их отдельные части), в которых действует льготный порядок налогообложения. В большинстве случаев компании, зарегистрированные в офшорных зонах, вовсе освобождаются от налогов, уплачивая лишь символические пошлины и взносы.

Ориентированность российской экономики на экспорт природных ресурсов обусловливает огромные диспропорции в экономическом потенциале российских регионов. Таре, регионы, имеющие запасы природных ресурсов, обладают значительными преимуществами перед регионами со скудной природно-сырьевой базой. Этим, а также огромной свободой в установлении налогов и сборов, предоставленной федеральной властью губернаторам и мэрам городов в 90-х годах предыдущего столетия, объясняется возникновение в Российской Федерации территорий, предоставляющих льготное налогообложение. Такие территории называются свободными экономическими зонами.

Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, в эпоху СССР. В дальнейшем развитие таких зон в России пошло по двум направлениям, что определило возникновение свободных экономических зон (СЭЗ) двух типов:

- СЭЗ первого типа - "классические офшоры" - зоны, предоставляющие налоговые льготы предприятиям, зарегистрированным на территории данного региона, но доходы извлекающим за его пределами. Примерами таких зон на территории Российской Федерации могут служить Ингушетия, Калмыкия, а также так называемые "карманные офшоры" - Мордовия, Чукотский автономный округ, предоставляющие налоговые льготы отдельным компаниям, ориентированным преимущественно на экспорт природных ресурсов. СЭЗ данного типа характеризуются слабой законодательной базой, регламентирующей предоставление льгот; низким уровнем защищенности инвесторов от внесения изменений в законодательство "задним числом"; нецелевым использованием денежных средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот;

- СЭЗ второго типа - зоны, предоставляющие налоговые и иные льготы компаниям, которые инвестируют собственные и привлеченные средства в проекты, одобренные администрацией региона, участвуют в реализации инвестиционных проектов на территории региона. Такие СЭЗ характеризуются изначально низким инвестиционным потенциалом, что вызвано отсутствием у данных регионов выдающейся минерально-сырьевой базы. Однако, предоставляя льготы в налогообложении предприятиям, осуществляющим инвестиционные проекты на их территории, они сумели подняться в число ведущих российских регионов по инвестиционному потенциалу. Отличительными чертами СЭЗ второго типа являются продуманная, проработанная законодательная база, регламентирующая предоставление льгот; высокий уровень защищенности инвесторов; прозрачность использования денежных средств, полученных в результате предоставления льгот; поддержка инвесторов в вопросах, не связанных напрямую с предоставлением льгот.

Одним из российских регионов, относящихся ко второму типу СЭЗ, является Новгородская область. Данный субъект Федерации не располагает значительными природно-сырьевыми ресурсами, которые являются катализаторами экономического роста в других регионах Российской Федерации (нефть, газ, уголь). Таким образом, для обеспечения подъема экономики области региональные власти вынуждены искать другие пути.

Первым шагом в этом направлении стало создание в 1997 г. зон экономического благоприятствования на территориях Поддорского, Батецкого, Волотовского и Маревского районов области. Основным законодательным документом, регламентирующим функционирование этих зон, являлось Постановление Новгородской областной Думы от 27.12.1996 N 472-ОД "О зонах экономического благоприятствования", включающее Положение о зонах экономического благоприятствования на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского и Поддорского районов (далее - Положение).

В Положении было указано, что данные зоны создаются в порядке эксперимента и действуют с 1 января 1997 г. для обеспечения благоприятных условий притока и размещения отечественного и иностранного капитала, экономического и социального развития, становления рыночной инфраструктуры указанных выше районов. Положение регламентировало режим налогообложения организаций, зарегистрированных в зонах экономического благоприятствования. В частности, было установлено, что в целях поддержки и развития данных районов действующие, вновь образуемые и регистрируемые в этих районах коммерческие организации (за исключением занимающихся торговлей), осуществляющие на территории этих районов свою деятельность, освобождаются от уплаты всех налогов, по которым право льготирования принадлежит областной Думе и представительным органам местного самоуправления (налог на прибыль, налог на имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной доход, плата за воду, земельный налог), транспортного налога, а также им возмещается из областного бюджета та часть налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет. Суммы денежных средств, высвободившиеся в результате предоставления льгот, подлежали направлению на развитие и совершенствование производства.

Эксперимент был признан удачным, и в 1998 г. на территории всей Новгородской области (а не только отдельно взятых районов) началось формирование законодательной среды, необходимой для создания на территории области благоприятного инвестиционного климата. Постановлением Новгородской областной Думы от 27.05.1998 N 112-ОД принят Закон "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области" (далее - Закон), в котором сказано, что настоящий закон направлен на развитие инвестиционной деятельности на территории области, создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов, устанавливает дополнительные гарантии для организаций, внедряющих инвестиционные проекты.

В Законе сведены все "правила игры" для инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты на территории области:

- права, обязанности и ответственность инвесторов;

- регулирование инвестиционной деятельности;

- льготное налогообложение; - зоны экономического благоприятствования;

- стабильность условий деятельности организаций, осуществляющих инвестиционные проекты.

Согласно Закону инвесторы, участвующие в инвестиционных проектах на территории Новгородской области, вправе:

- самостоятельно определять направления, формы и объекты инвестиций;

- на договорной основе привлекать к инвестиционной деятельности физических и юридических лиц;

- владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестиционной деятельности;

- самостоятельно использовать прибыль, полученную от реализации проекта после окончания расчетного срока окупаемости;

- передавать физическим и юридическим лицам право владения, пользования и распоряжения своей собственностью;

- осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством.

В свою очередь инвесторы обязаны:

- соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством;

- выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;

- проводить необходимые экспертизы инвестиционных проектов в случаях, установленных законодательством.

Основным методом стимулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвесторам льгот по налогам, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд. Льготы предоставляются организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные администрацией области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и. сборах и областными нормативными правовыми актами о налогах и сборах.

К организациям, претендующим на перевод на льготное налогообложение, также предъявляется ряд требований. Так, организация, рассчитывающая на получение налоговых льгот, в соответствии с Законом должна предоставить в администрацию области следующие документы:

- заявление об одобрении инвестиционного проекта (в произвольной форме);

- утвержденный претендентом бизнес-план инвестиционного проекта, демонстрирующий рентабельность проекта и социальный эффект на экономику области, прошедший независимую экспертизу (эксперт, проводящий экспертизу, выбирается претендентом);

- расчет срока окупаемости инвестиционного проекта с учетом налоговых льгот и без учета налоговых льгот;

- копии бухгалтерской годовой отчетности за последний отчетный год, включающей бухгалтерский баланс с приложениями и пояснительную записку, копии бухгалтерской отчетности за текущий период, представленные в установленном порядке в налоговые органы;

- распорядительный документ о налоговой и бухгалтерской учетной политике организации на соответствующий год;

- разрешение на строительство в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ для реализации проекта необходимо получить указанное разрешение;

- справку налогового органа об отсутствии недоимки за период свыше шести месяцев в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявления об одобрении инвестиционного проекта в администрацию области;

- заключение администрации города (района) о целесообразности предоставления организации права на пользование льготами по уплате налогов в бюджет города (района).

Таким образом, получение льгот по налогообложению возможно только после одобрения предполагаемого инвестиционного проекта администрацией области. Решение по инвестиционному проекту принимается администрацией области в течении двух месяцев после представления документов, полностью соответствующих требованиям Закона, и оформляется распоряжением администрации области, согласованным с Новгородским территориальным управлением МАП России. В случае отказа в одобрении инвестиционного проекта администрация области направляет в адрес организации мотивированное письменное уведомление. Основанием для предоставления налоговых льгот, помимо распоряжения администрации области об одобрении инвестиционного проекта, являются также расчеты фактического периода окупаемости инвестиционного проекта и сумм налогов, подлежащих льготированию, представляемые в налоговые органы по месту регистрации организации в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для представления квартальной отчетности.

Организация, реализующая инвестиционный проект, одобренный администрацией области, утрачивает право на применение налоговых льгот с 1-го числа месяца, следующего за датой окончания фактического периода окупаемости проекта. Если фактический период окупаемости инвестиционного проекта превышает расчетный, организация утрачивает право на применение налоговых льгот с первого числа месяца, следующего за датой окончания расчетного периода окупаемости. Ежегодно, не позднее 90 дней после окончания отчетного года, организация, реализующая инвестиционный проект, обязана представить в комитет финансов области расчет даты окончания фактического периода окупаемости.

Помимо льгот компаниям, осуществляющим инвестиции в экономику Новгородской области, Законом предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций банкам, кредитным организациям и лизинговым компаниям, осуществляющим лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. Снижение ставки налога на прибыль на 4% в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, банкам, кредитным организациям и лизинговым компаниям, осуществляющим лизинговую деятельность на территории Российской Федерации, производится при условии, что объем выданных кредитов или объем финансирования по лизингу под инвестиционные проекты, одобренные администрацией области, составляет 10% и более от общей суммы кредитов, а для лизинговых компаний - остаточной стоимости основных средств, отражаемых в балансе и переданных в лизинг.

В настоящее время льготы по налогообложению для инвесторов Новгородской области состоят в следующем.

1. Организации, осуществляющие производственную деятельность (за исключением торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта) и удовлетворяющие всем перечисленным выше условиям, освобождаются от уплаты в областной бюджет налога на имущество организаций и земельного налога. Им также снижается на 4% ставка налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет.

2. Организации, осуществляющие функции поддержки и развития малого предпринимательства, у которых удельный вес оказываемых работ (услуг) субъектам малого предпринимательства составляет не менее 50% общего объема реализованных работ (услуг), освобождаются от уплаты в областной бюджет налога на имущество организаций, ставка налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, также снижается на 4%.

3. Банкам, кредитным организациям и лизинговым компаниям снижается на 4% ставка налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, при условии, что объем выданных кредитов или объем финансирования по лизингу под инвестиционные проекты, одобренные администрацией области, составляет 10% и более от общей суммы кредитов, а для лизинговых компаний - остаточной стоимости основных средств, отражаемых в балансе и переданных в лизинг.

4. Лизинговые компании, осуществляющие лизинговую деятельность на территории Российской Федерации, в отношении имущества, переданного в лизинг организациям, указанным в п.п.1 и 2, освобождаются от уплаты в областной бюджет налога на имущество организаций.

5. Организации, осуществляющие производственную деятельность (за исключением торговли, общественного питания, материально-технического снабжения и сбыта), вкладывающие собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных администрацией области конкретных инвестиционных проектов, до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости, период которого должен быть не менее одного года, рассчитанного в соответствии с Правилами расчета момента достижения полной окупаемости вложенных средств, уплачивают транспортный налог в размере 50% установленной ставки.

Организации утрачивают право на льготы в следующих случаях.

1. При образовании недоимки свыше шести месяцев по налоговым платежам и сборам хотя бы в один из бюджетов или государственных внебюджетных фондов с 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором срок возникновения недоимки превысил 6 месяцев.

2. Если фактический объем капитальных вложений по окончании срока реализации инвестиционного проекта, предусмотренного в бизнес-плане, нарастающим итогом с начала реализации инвестиционного проекта составит менее 70% утвержденного по проекту. Сумма налогов подлежит внесению в областной бюджет в полном объеме за период с начала реализации проекта в течение шести месяцев со дня окончания срока реализации инвестиционного проекта, предусмотренного распоряжением администрации области.

3. При непредставлении в комитет финансов области отчетности по расчету даты окончания фактического периода окупаемости по форме и в сроки, установленные Правилами расчета момента достижения полной окупаемости вложенных средств, расчетного срока окупаемости и определения иных особенностей применения льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Новгородской области, утвержденными областной Думой. Сумма налогов подлежит внесению в областной бюджет в полном объеме за тот период, за который отчетность не представлена, в течение трех месяцев со дня окончания срока представления отчетности.

Предоставление налоговых льгот инвесторам, вкладывающим денежные средства в проекты на территории Новгородской области, стало одним из факторов, определивших резкое увеличение объема привлеченных средств, а также рост инвестиционного потенциала и снижения инвестиционного риска Новгородской области.

По мнению консалтинговой компании "McKinsey", "Новгородская область является редким примером успешной экономической политики региональных органов власти. Ей удалось привлечь больше прямых иностранных инвестиций на душу населения, чем подавляющему большинству российских регионов, включая расположенный рядом Санкт-Петербург. Причина успеха - упрощение административных процедур и процедур получения земельных участков, а также предоставления налоговых льгот инвесторам. В результате такой политики начиная с 1995 г. в области наблюдается экономический рост, а более половины выпускаемой промышленной продукции обеспечивается сегодня высокопроизводительными компаниями с иностранными инвестициями".

За период с 1994 по 2001 гг. размер иностранных инвестиций, привлеченных в экономику Новгородской области, составил 586,6 млн долл. Помимо предоставления налоговых льгот ключевыми факторами такого роста объема привлеченных средств стали гарантии инвесторам и повышение инвестиционной привлекательности региона. Исполнительные органы области оказывают содействие инвестиционной деятельности путем создания системы гарантий иностранным инвесторам. Применяется практика сопровождения перспективных проектов администрациями области, городов и районов, оказания содействия в разрешении различных проблем, в том числе касающихся прохождения через "коридоры федеральной власти". Среди иностранных инвесторов Новгородской области присутствуют такие известные в своих отраслях компании, как "Кэдбери", "Дэнди", "Зоммер", "Фляй-дерер", "Амкор Ренч" и др. Всего же в регионе действуют около 100 предприятий с участием иностранного капитала, на которых работают примерно 16 500 человек.

Введением льгот по налогообложению, созданием законодательной базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность региона, власти Новгородской области добились впечатляющих результатов. Так, рейтинг инвестиционного климата Новгородской области по оценкам ведущего российского рейтингового агентства РА "Эксперт", составляет ЗА (низкий потенциал - минимальный риск). Таким образом, Новгородская область вошла в число ведущих российских регионов по инвестиционной привлекательности, несмотря на свой низкий потенциал (1998 г. - 63 место по Российской Федерации, 2003 г. - 64 место). Это стало возможным во многом благодаря минимизации инвестиционных (в том числе законодательных) рисков в регионе.

Подводя итог, необходимо отметить, что предоставление льгот в налогообложении является мощным инструментом улучшения инвестиционной привлекательности регионов с низким экономическим потенциалом. Однако эффективное его применение в Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий:

- предоставление льгот только тем компаниям, которые инвестируют собственные и привлеченные средства в проекты, одобренные администрацией региона, участвуют в реализации инвестиционных проектов на территории региона;

- использование денежных средств, возникающих в результате предоставления льгот, на развитие инфраструктуры региона;

- жесткий контроль за целевым использованием полученных денежных средств;

- создание законодательной базы, регламентирующей вопросы предоставления льгот.

А.А.Пацык

Международный университет "Дубна"

Подписано в печать

20.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налог, сбор, пошлина: экономическая сущность и правовое содержание ("Налоговое планирование", 2004, N 3) >
Статья: Право применения упрощенной системы налогообложения: позиция налоговых органов ("Налоговое планирование", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.