Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог, сбор, пошлина: экономическая сущность и правовое содержание ("Налоговое планирование", 2004, N 3)



"Налоговое планирование", N 3, 2004

НАЛОГ, СБОР, ПОШЛИНА:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятий "налог", "сбор", "пошлина".

Мы являемся свидетелями ситуации, когда экономическая категория облекается в правовую форму без уяснения ее сущности. Определив не все признаки экономического явления, мы оставляем за рамками экономического и правового анализа существенные его черты.

"Налог"

Строго говоря, налог может быть рассмотрен не только с позиции его правовой природы, но и с позиции юридической техники. В принципе, между данными подходами не может быть противоречий, так как законы (в нашем случае НК РФ, где даются определения налога и сбора) не должны противостоять праву, т.е. быть "беззаконными".

Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на его уплату. С этой позиции изучается правовая природа налога.

Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Например, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10.01.1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете.

Тем самым главная черта налога - односторонний характер его установления. Налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия "налог" следует исключить всякий элемент взаимности услуг. Отметим, что налог является экономической категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования являются экономическими. На практике существуют и личные пожертвования, например служба в форме воинской повинности, но с экономической категорией данное пожертвование ничего общего не имеет.

Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория (например, процент по кредиту) характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.

Правовым регулированием экономических общественных отношений занимается гражданское право. Если налог относится не ко всем экономическим отношениям, а к финансовым, подлежат ли данные отношения регулированию гражданским законодательством? В соответствии с п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, налоговые отношения в отличие от частноправовых имеют властный характер. Принципы данных отношений полностью противоположны принципам гражданского оборота. Согласно абз.1 ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.

Следовательно, такие нормы-принципы гражданского права, как "неприкосновенность собственности" и "свобода договора", не применяются в налоговом законодательстве. "О налогах не договариваются" - главный принцип налогового права. Исключением можно считать используемые в сфере налогообложения некоторые договорные формы. Речь идет о соглашениях, связанных с изменением срока уплаты налогов и сборов, а также с залогом и поручительством как средствами обеспечения исполнения налоговой обязанности. Таким образом, методом налогового права является метод властных предписаний. Приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

Возможность уплаты налога одним лицом за другое ограничивается случаями, прямо указанными в НК РФ (налоговые агенты, наследники налогоплательщика, правопреемники по реорганизуемым организациям), и осуществляется исключительно за счет имущества самого налогоплательщика. Какие-либо соглашения об уступках или переводе налоговых обязанностей между налогоплательщиком и третьими лицами - так называемая налоговая оговорка - являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.

Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Были случаи, когда органами власти вводились обязательные платежи, которые были налоговыми по сути, но неналоговыми по названию. Такие платежи называются "поборами". Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия "налог" достаточно сложно.

Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.

Следует отметить, что в данном определении собственность отчуждается у юридических и физических лиц. В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под организацией в налоговом праве понимается не только юридическое лицо, но и иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, а под "лицом" - организация и (или) физическое лицо. Таким образом, собственность отчуждается у организаций и физических лиц. Так будет корректнее.

В определении отмечается, что налог обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Строго говоря, любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения. Принципиальное отличие платежей, которые воздействуют на поведение плательщика (иногда их называют "регулирующими налогами"), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Поскольку такие платежи не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова.

Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Этим фактом они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными или местными органами государственной власти. Такие платежи называются "парафискалитетами" и взыскиваются, например, в пользу различных технических и профессиональных организаций также на основе принуждения, поэтому их установление, как и установление налогов, возможно только законодательным путем (во Франции, например, возможно устанавливать данные парафискалитеты актами органов исполнительной власти).

Из определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Данное положение корреспондирует с бюджетным законодательством. В соответствии с абз.2 ст.35 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Из каждого правила есть исключения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П отмечено, что "как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением отдельных налоговых платежей. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения, отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со ст.44 Закона РФ от 01.04.1993 "О государственной границе Российской Федерации" средства, полученные от взимания сбора за пограничное оформление, поступают в целевой федеральный бюджетный фонд развития Федеральной пограничной службы".

Интерес к данному Постановлению объясняется и тем, что в определении понятия "налог" Конституционный Суд РФ опередил законодателя. Он указал, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

До вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г.) фактически все обязательные платежи в бюджеты объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Включение "других платежей" в сферу правового регулирования налогового законодательства не оставляло сомнения в их налоговом характере. Примечательно, что в тексте указанного Закона все вышеперечисленные платежи охватывались понятием "налог", используемым как обобщающая категория. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.

В действующем налоговом законодательстве также закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В данном определении уточнено, что налог взимается с организаций и физических лиц и форма платежа обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Применительно к специальным налоговым режимам предусматривается натуральная форма. Следует сразу отметить, что любой специальный налоговый режим налогом не является и не входит в налоговую систему России. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" по согласованию сторон налог на прибыль может уплачиваться инвестором в натуральной или стоимостной форме. Подобная система налогообложения при выполнении концессионных договоров и соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам, закрепленным в ст.18 НК РФ.

Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В действующем определении налога отсутствует положение относительно регулярности налогового платежа, однако именно данным элементом любой налог отличается от такого понятия, как "сбор".

В определении налога, приведенном в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.

Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Данный момент вызвал наибольшее число споров. Так, В.Г. Пансков отмечает, что "взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит Конституции РФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда" <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов, 4-е изд., доп. и перераб. - Международный центр финансово-экономического развития, 2002.

В практике Конституционного Суда РФ уже возникал вопрос о законности принудительного изъятия налога в бесспорном порядке. Не нарушается ли при этом закрепленный в ст.35 Конституции РФ принцип неприкосновенности частной собственности, согласно которому никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (реквизиция)?

В Постановлении N 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Взыскание налога - не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В последнее время становится модным говорить о первичности права собственности перед налогообложением. Однако, если рассматривать налоговые отношения не изолированно, а вкупе с бюджетными, становится очевидным, что налогоплательщику противостоит здесь не только (и не столько) государство, устанавливающее и взимающее налоги, а бюджетополучатель - конечная инстанция налоговых платежей. Иными словами, праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, обеспечиваемый бюджетным финансированием. Итак, право собственности в аспекте налогообложения ограничивается в конечном счете правами других лиц (бюджетополучателей) получать свою долю национального дохода посредством перераспределения.

Таким образом, налог - обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий характера наказания и контрибуции платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

"Пошлина" и "сбор"

Кроме налогов, существуют такие понятия, как "пошлина" и "сбор".

Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Естественно, что данный принцип не всегда соблюдается на практике. Не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

Сходство пошлин и налогов состоит в том, что и те и другие носят принудительный характер, различия же заключаются в следующем.

1. Уплачивая налоги, налогоплательщик не получает от государства никакого эквивалента, кроме общих удобств жизни в государственном союзе. Вслед за уплатой пошлины следует непременно какое-либо специальное одолжение плательщику со стороны государства.

2. Налоги сообразуются (по крайней мере должны) с податной способностью каждого; пошлины, уплачиваемые в случае нужды в услугах государства, соразмеряются со степенью пользования государственными учреждениями.

3. Взимая налог, государство не имеет в виду прямой выгоды плательщика; взимая пошлину - обязывается произвести известные для плательщика действия.

К несомненным достоинствам пошлин следует отнести:

- ничтожность расходов по взиманию пошлин, ибо они взимаются учреждениями, которые, строго говоря, должны были бы существовать независимо от всяких фискальных интересов;

- легкость и простоту контроля за точной уплатой пошлин;

- необременительность для плательщика, так как сопровождается приобретением известных услуг от государства.

Недостатками пошлин является то, что они часто не сообразуются ни с доходом, ни с имуществом плательщика и нарушают основной принцип обложения. В некоторых странах пошлины также затрагивают капитал, например, пошлины с наследства.

Размер пошлины или сбора должен быть обоснован. При его определении нельзя исходить только из финансовых соображений - суммы необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены данные платежи. Кроме того, размер пошлины не должен ограничивать возможность использования гражданами основных конституционных прав, получения от государственных органов тех или иных услуг, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения платежей.

В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственные, регистрационная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение в соответствии с Патентным законом Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1.

Сравнительный анализ правовых категорий "платеж" и "взнос" позволяет сделать вывод об их соотношении как части и целого, т.е. платеж - это взнос в денежной форме.

Согласно положениям Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются таможенные платежи, перечень которых включает:

- НДС;

- таможенную пошлину;

- акцизы;

- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах.

Таким образом, в таможенном законодательстве под таможенным платежом понимаются как налоги, так и сборы.

В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (фискальные таксы), такие платежи являлись пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой уплачивался (чиновничьи таксы), его называли сбором,

В НК РФ понятие "сбор" имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины. Это можно объяснить тем, что в таком же значении понятие "сборы" употреблено в ст.57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных формах. Поэтому в дефиниции сбора, закрепленной ст.8 НК РФ, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

Перечень сборов определен ст.ст.13 - 15 НК РФ. Однако указанные статьи вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы и до указанного срока должны будут уплачиваться сборы, предусмотренные и введенные в соответствии со ст.ст.19 - 21 Закона об основах налоговой системы.

Вместе с тем часть налоговых платежей, определенных как сборы, из установленного перечня не подпадает под определение сбора, данное в НК РФ. Например, в соответствии со ст.20 Закона об основах налоговой системы к региональным сборам относится сбор на нужды образовательных учреждений, плательщиками которого являются юридические лица всех организационно-правовых форм, зарегистрировавшие свою деятельность на территории соответствующего региона. Подпунктами "ж", "к" п.1 ст.21 данного Закона в числе местных сборов предусмотрены целевые сборы с граждан и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования, сбор с владельцев собак, объектом обложения которых является фактическое содержание владельцем собаки в городе. Таким образом, при уплате указанных сборов каких-либо юридически значимых действий со стороны уполномоченных органов и должностных лиц в отношении плательщиков не совершается.

В то же время в системе налоговых платежей имеются платежи, которые по существу являются сбором, но в законодательстве определены как налог. Например, ст.19 Закона об основах налоговой системы предусмотрен налог на операции с ценными бумагами. Согласно ст.2 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" объектом налогообложения данным налогом является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Учитывая, что сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии, можно сделать вывод о том, что уплата налога является одним из оснований регистрации эмиссии (совершения юридически значимого действия) уполномоченным органом.

Кроме того, есть ряд платежей, которые фактически соответствуют определению налогового сбора, но формально таковыми не являются. Так, ст.9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что при оформлении паспорта гражданин Российской Федерации подает заявление в соответствующий орган и к заявлению прилагаются документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории Российской Федерации) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации). Таким образом, за одно и то же действие - оформление паспорта - взимается два платежа, различных не только по названию, но и по их статусу: в соответствии со ст.19 Закона об основах налоговой системы государственная пошлина является налоговым платежом (сбором), размеры и порядок уплаты которого установлены Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", а консульский сбор налоговым платежом не является. Помимо консульского сбора взимаются сборы за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, тарифы которых утверждены Приказом МИД России от 26.11.1998 N 14383. Причем названный Приказ утверждает тариф сборов не за оказание паспортно-визовых услуг, а за фактические расходы, связанные с оказанием этих услуг, и, кроме того, тариф не учитывает взимание государственной пошлины, которая добавляется к соответствующему виду консульской услуги.

Следует также обратить внимание на судебную практику при рассмотрении споров по поводу уплаты тех или иных сборов и, в частности, позицию Верховного Суда РФ по вопросу лицензионных сборов. Как уже отмечалось, ст.ст.13 - 15 НК РФ в качестве федеральных, региональных и местных налогов предусмотрены соответствующие лицензионные сборы (которые в настоящее время не введены в действие). Согласно ст.15 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) за выдачу лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, взимается лицензионный сбор. При этом установлено, кто уплачивает сбор, максимальный размер сбора (конкретные размеры должны определяться Правительством РФ при утверждении положений об отдельных видах лицензионной деятельности) и куда направляются суммы сбора.

В августе 1999 г. Кассационной коллегией Верховного Суда РФ были рассмотрены материалы по жалобе охранного предприятия. Суть жалобы заключалась в следующем. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" была введена плата (не сбор) за выдачу лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности, при этом размеры платы было поручено утвердить Минфину России. Во исполнение данного поручения Минфином России было издано Письмо от 23.10.1992 N 99, в котором устанавливались ставки сбора на уровне 35 - 90-кратного размера минимальной оплаты труда (МРОТ). При рассмотрении данного дела Кассационная коллегия отнесла платеж за выдачу лицензии к лицензионным налоговым сборам (которые, как уже говорилось, в настоящее время еще не введены в действие). Как предусмотрено ст.15 Закона N 128-ФЗ, размеры таких сборов не могут превышать 10-кратного размера МРОТ и, кроме того, они не могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти. В связи с этим Определением Верховного Суда РФ от 31.08.1999 N КАС 99-23 Письмо Минфина России в части установления ставок сбора за выдачу лицензий признано незаконным (недействительным).

Решением Верховного Суда РФ от 06.04.1999 N ГКПИ 99-221 не были признаны налоговым платежом консульские сборы, поскольку они не предусмотрены действующим налоговым законодательством и являются платой за оказанные консульские услуги. Однако оказание таких услуг можно рассматривать и как совершение юридически значимых действий уполномоченными органами.

Кроме того, имеются платежи, которые никак не могут быть отнесены к налоговым, но имеют наименование сбора. Например, исполнительский сбор, предусмотренный ст.81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", взимаемый в случае неисполнения исполнительного документа без уважительной причины, можно рассматривать как санкцию.

Вполне справедливо полагать, что от статуса налогового платежа зависят и налоговые последствия. Так, неуплата сбора не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст.122 НК РФ. Однако неуплата обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, поименованного "сбор", но подпадающего под определение налога, при наличии указанных в ст.122 обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (такой вариант в качестве рекомендаций для судов рассматривался при подготовке Постановления Пленума ВАС РФ по применению части первой НК РФ) <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2001 N А38-15/60-2001.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость определения правового статуса сборов, взимаемых как с юридических, так и с физических лиц, поскольку согласно ст.57 Конституции РФ, ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Е.А.Лысов

Аудитор, налоговый консультант

Подписано в печать

20.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Должна ли организация, принявшая на свой баланс подакцизные товары с баланса ликвидируемой организации, уплачивать акциз при их реализации? ("Адвокат", 2004, N 7) >
Статья: Улучшение инвестиционной привлекательности российских регионов (на примере Новгородской области) ("Налоговое планирование", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.