|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Документация коммерческих банков в соответствии с требованиями внутреннего контроля ("Бухгалтерия и банки", 2004, N 8)
"Бухгалтерия и банки", N 8, 2004
ДОКУМЕНТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Впервые основные требования к системе внутренней банковской документации были сформулированы в положениях о создании в банках службы внутреннего контроля; в них указывалось на необходимость наличия пакета документов, регулирующих деятельность банка, проверку которого следовало осуществлять службе внутреннего контроля. С принятием Положения N 509 "Об организации внутреннего контроля в банках", утвержденного Приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. N 02-372, и Положения N 510 "Указания о порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участницах финансовых рынков", утвержденного Приказом ЦБ РФ от 29 августа 1997 г. N 02-378, перед руководством банков встал вопрос документального воплощения положений о проведении банковских операций, политики привлечения и размещения средств, а также ряда документов, касающихся распределения функций, полномочий между сотрудниками банка и процедур принятия решений. Недостаточное развитие методической базы коммерческих банков и отсутствие практического опыта в формировании пакета внутрибанковских документов способствовали тому, что осуществление внутреннего контроля и приведение в соответствие внутренних документов банка осуществлялось либо в рамках создаваемой в банках службы внутреннего контроля, либо руководителями соответствующих подразделений. Например, составление положения о распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах составлялось отделом информационных технологий. Безусловно, от составителей столь сложных документов требовались глубокие знания банковских технологий, регламентов работы, распределения функциональных обязанностей, наличия и распределения средств технического оснащения многих подразделений. В деятельности банков впервые возникла необходимость создания комплексов документов (правил, процедур, положений, распоряжений, приказов, должностных инструкций, регламентов), объединяющих и координирующих деятельность многих подразделений с определенной целью: в приведенном примере - это обеспечение информационной безопасности. Наметившаяся тенденция к созданию целевых комплексов внутренних документов и выделению в банках ответственных сотрудников по целевым направлениям подтвердилась с принятием Федерального закона от 28 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Следует отметить, что при выделении ответственных сотрудников возникала несогласованность с организационной подчиненностью, поскольку сфера их деятельности, выходя за рамки какого-либо одного подразделения, охватывала банк в целом. Кроме того, в службу внутреннего контроля данные сотрудники также не могли быть включены, поскольку они не осуществляли контроль, а исполняли требования законодательства и внутреннего контроля.
В действующем в настоящее время Положении от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" наряду со значительно возросшими требованиями в отношении внутренних документов предусматриваются и изменения в организации внутреннего контроля. В Положении говорится, в частности, о введении системы органов внутреннего контроля, в состав которой предложено включить: ответственного сотрудника (структурное подразделение) "по противодействию легализации (отмыванию) доходов...", контролера - профессионального участника рынка ценных бумаг (комплаенс-контролера) и ответственного сотрудника по правовым вопросам, которые и будут непосредственно отвечать за внутреннюю документацию коммерческих банков. Следовательно, именно на системе органов внутреннего контроля сегодня лежит ответственность за качество и полноту основных внутренних документов банка. Таким образом, на сегодняшний день системой органов внутреннего контроля осуществляется как составление (ответственными сотрудниками), так и проверка (службой внутреннего контроля) внутренних документов. Такое решение организационного аспекта проблемы внутренней банковской документации привело к тому, что законодатель вынужден был в Положении N 242-П сделать ряд оговорок по поводу возможности включения ответственных сотрудников в саму службу внутреннего контроля, чтобы разделить нормотворческие, исполнительские и контрольные функции. Требования внутреннего контроля к внутренней банковской документации обусловлены также изменением целей службы внутреннего контроля: кроме обеспечения контроля законодательных требований, банковских рисков, разрешения конфликта интересов, в качестве цели провозглашено "осуществление внутреннего контроля и содействие в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации". Поскольку под эффективностью понимается выполнение заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимальное выполнение объема работ при заданном объеме ресурсов, то, видимо, службе внутреннего контроля предписывается заниматься в том числе и контролем затрат и результатов, оценкой управленческих решений на предмет их эффективности, что возможно только после внедрения управленческого учета. Таким образом, на сегодняшний день, создавая структуры внутреннего контроля, банки некоторым образом компенсируют недостатки в банковском управлении, вызванные недостаточной методологической базой и отсутствием комплекса внутрибанковской документации и управленческого учета. Поскольку применение управленческого учета в практической деятельности банков законодательно не регламентируется, то установленные требования внутреннего контроля косвенно способствуют началу работы в данном направлении. Внедрение системы управленческого учета могло бы стать альтернативой расширению органов и функций внутреннего контроля. В целях внедрения управленческого учета в банках может быть создана специальная структура (группа, комитет), которая будет включать в себя всех ответственных сотрудников (согласно Положению N 242-П), а также будет методологически и организационно проводить управленческий учет затрат и результатов в целях принятия управленческих решений и обеспечения эффективности деятельности банков. Данное подразделение может стать основным информационно-технологическим центром, который с помощью данных управленческого учета и единых технологий составления банковских документов способен будет координировать работу подразделений и обеспечивать менеджеров банка необходимой информацией для принятия эффективных управленческих решений. Создание такой структуры позволит выделить из системы органов внутреннего контроля специалистов, которые непосредственно контроль не осуществляют, а занимаются созданием банковских технологий, методик и документов, а контрольные функции оставить непосредственно службе внутреннего контроля. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о взаимосвязи проблем документации коммерческих банков, внутреннего контроля, управленческого учета и о целесообразности совместного их решения в целях совершенствования банковской деятельности.
О.Шустрова Подписано в печать 19.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |