|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Применение районного коэффициента к заработной плате работников организаций, находящихся в районе Крайнего Севера, является обязательным либо может устанавливаться в добровольном порядке? Уменьшают ли указанные надбавки налог на прибыль? ("Бухгалтерия и банки", 2004, N 8)
"Бухгалтерия и банки", N 8, 2004
Вопрос: Применение районного коэффициента к заработной плате работников организаций, находящихся в районе Крайнего Севера, является обязательным либо может устанавливаться в добровольном порядке? Уменьшают ли указанные надбавки налог на прибыль?
Ответ: Согласно ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены, в частности, Законом от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (с изм. от 10 января 2003 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии со ст.7 указанного Закона работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Таким образом, выплата районного коэффициента к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и является элементом заработной платы. В соответствии с абз.3 ст.10 Закона N 4520-1 районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы. Таким образом, районные коэффициенты и северные надбавки начисляются на фактический заработок, в состав которого включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда. Аналогичная позиция выражена в Разъяснении Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)".
Размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты, согласно ст.316 ТК РФ, должны быть установлены федеральным законом. До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий размер районного коэффициента в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок его выплаты, не принят. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 право давать разъяснения по вопросам начисления процентных надбавок к заработной плате и районных коэффициентов предоставлено Министерству труда и социального развития РФ. По сообщению этого министерства в связи с тем что до настоящего времени районные коэффициенты к заработной плате работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и порядок их начисления не утверждены в законодательном порядке, указанные коэффициенты применяются в размерах, установленных постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС (за исключением субъектов Российской Федерации, где районные коэффициенты установлены решениями Правительства РФ). Кроме того, согласно ст.423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ действуют иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего СССР в части, не противоречащей ТК РФ. В настоящее время при определении вопроса о районных коэффициентах должно применяться Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76, согласно которому были введены районные коэффициенты в повышенных размерах. Пунктом 13 указанного Постановления предоставлено право советам министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Главой 25 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда, принимаемым в целях налогообложения в составе расходов, связанных с производством и реализацией, относятся, в частности, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам, производимые в соответствии с законодательством РФ. Учитывая, что Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 является действующим нормативным актом законодательства, организации могут включать в состав расходов, связанных с производством и реализацией, выплаты по районным коэффициентам в размере, установленном этими нормативными актами. Однако, по мнению Минфина России, выраженному в ответе на частный запрос в Письме от 1 апреля 2002 г. N 04-02-06/1/57, расходы в виде районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов должны осуществляться за счет средств организаций, остающихся после налогообложения, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не должны уменьшать налоговую базу для исчисления налога на прибыль. Мы не согласны с точкой зрения Министерства финансов. На наш взгляд, указание в п.13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. на то, что затраты на выплату коэффициентов осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов субъектов и местных бюджетов, не регулирует вопросов налогообложения (в Постановлении не указывается на собственные средства, оставшиеся после уплаты налога на прибыль, да и как документ постановление не является актом налогового законодательства). Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ст.10 которого предусматривает, что районный коэффициент устанавливается законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства РФ, прямо не отменил ранее установленные размеры коэффициентов. Таким образом, коэффициент к заработной плате является установленным законодательством Российской Федерации. В этой связи считаем, что выплаты сумм коэффициента к оплате труда в размере, предусмотренном законодательством, в полном объеме уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Отметим, что если организация решит придерживаться указанной точки зрения, то существует вероятность возникновения спора с налоговыми органами.
А.Каргаполова Консультант ЛИСТИК И ПАРТНЕРЫ Подписано в печать 19.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |