|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О некоторых проблемах налогообложения операций с ценными бумагами в коммерческом банке ("Бухгалтерия и банки", 2004, N 8)
"Бухгалтерия и банки", N 8, 2004
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Налогообложение ценных бумаг и особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами в коммерческом банке регулируются Налоговым кодексом РФ (ст.ст.280, 281, 282 гл.25 ). Статьей 280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами" установлен порядок признания ценных бумаг обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Вопрос отнесения той или иной бумаги к обращающимся на ОРЦБ ценным бумагам является принципиально важным для осуществления контроля за ценой сделки. Ценные бумаги признаются таковыми при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством; 2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с ценными бумагами; 3) если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено национальным законодательством. Ключевым условием является расчет рыночной цены, в качестве которой законодатель определил средневзвешенную цену ценной бумаги по сделкам через организатора торговли в течение одного торгового дня. В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, то за нее должна приниматься половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через организатора торговли. Отсюда следует, что рыночная цена конкретной ценной бумаги существует только тогда, когда совершается сделка с этой бумагой через организатора торговли. Причем эта цена (рыночная) должна находиться в интервале между максимальной и минимальной ценами, имевшими место в течение торговой сессии. Таким образом, напрашивается вывод, что если через организатора торговли торги по конкретной ценной бумаге в течение одного торгового дня не проводились, то нет данных для расчета рыночной котировки по этой ценной бумаге.
Но в данном случае законодатель в п.5 ст.280 НК РФ предусмотрел другой способ расчета рыночной котировки, суть которого сводится к следующему: при отсутствии информации об интервале цен у организатора торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает данные об интервале цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. При использовании данного способа фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг принимается в качестве рыночной только в том случае, если она находится в интервале между максимальной и минимальной ценами. Отдельно законодатель регламентировал определение рыночной цены ценной бумаги при реализации ее по цене ниже минимальной. В таком случае в целях налогообложения в качестве рыночной котировки принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. В связи с этим возникает вопрос: какую цену принимать в качестве рыночной, если бумага была продана налогоплательщиком на внебиржевом рынке по цене, превышающей максимальную? На мой взгляд, этот вопрос необходимо доработать и четко регламентировать в налоговом законодательстве во избежание неверного толкования налогоплательщиками указанного выше пункта НК РФ. Предположим, что торги по конкретной ценной бумаге организатором торговли не проводились ни в день совершения налогоплательщиком операции, ни в предыдущие 12 месяцев. В данном случае для проданной на внебиржевом рынке ценной бумаги не выполняется третье условие признания ее обращающейся на организованном рынке ценных бумаг. Таким образом, свойство обращаемости на организованном рынке ценных бумаг не является постоянным свойством какой-либо бумаги в течение продолжительного времени. И это законодателю необходимо было предусмотреть. В указанной выше ситуации рассматриваемые бумаги попадают в группу не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Следует отметить, что в обязанности налогоплательщика законодателем вменяется отслеживание операций с ценными бумагами, проводимых всеми организаторами торговли как на территории Российской Федерации, так и на зарубежных фондовых рынках. Примером в данном случае могут служить облигации внешнего займа или американские депозитарные расписки. Процесс сбора полной и достоверной информации о состоянии различных фондовых бирж является довольно трудоемким и требует от специалистов определенного уровня квалификации, а в некоторых случаях владения иностранными языками. Тем не менее налогоплательщик должен применять все необходимые действия по поиску такой информации, для того чтобы правильно квалифицировать ту или иную сделку на предмет обращаемости ценных бумаг. Иными словами, субъект налогообложения должен быть более информированными, чем налоговые органы. В противном случае налоговая база при реализации или ином выбытии ценных бумаг может быть неверно рассчитана, что повлечет за собой истолкование подобного факта как налогового правонарушения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы установили, что ценные бумаги, по которым не проводились торги за последние 12 месяцев ни у одного из организаторов торговли, относятся к категории не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Налоговый кодекс РФ признает фактическую цену реализации данных бумаг в качестве рыночной котировки только при выполнении хотя бы одного из следующих условий: 1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев; 2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. Поскольку п.6 ст.280 НК РФ не дает разъяснения понятия "аналогичная ценная бумага", то понимать его следует только как "идентичная ценная бумага" либо "однородная ценная бумага". Обратимся к ст.40 НК РФ, которая дает определение идентичного и однородного товара: - идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться; - однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Перечисленные выше два определения являются единственными имеющими юридическую силу. Но, по моему мнению, применение этих норм к ценным бумагам может натолкнуться на значительные трудности, поскольку ценная бумага является в определенном смысле товаром особого рода. Как будут преодолеваться эти трудности, покажет только практика. Следует отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями МНС России к гл.25 НК РФ под идентичными (аналогичными) ценными бумагами понимаются ценные бумаги одного и того же вида, имеющие одинаковые основные характеристики (вид бумаги, валюта платежа, номинал, вид заявленного дохода, срок и условия обращения). Кроме того, добавлено, что они должны иметь одинаковый номинал. Рассуждения налоговых органов по данному вопросу выглядят довольно логично, однако как это все будет применяться на практике по отношению к конкретной ценной бумаге? Помимо всего прочего необходимо помнить, что любые толкования термина аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги не могут иметь юридическую силу, кроме тех, которые перечислены в Налоговом кодексе. Законодатель дает иной способ расчета рыночной котировки, принимаемой в целях налогообложения. Так, в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если указанная цена отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения, цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. В частности, для определения расчетной цены акции может быть использована стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию. Для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте. Данный способ определения рыночной котировки, принимаемой в целях налогообложения, представляется более приемлемым, однако и здесь возникают некоторые вопросы. К примеру, для определения расчетной цены акции исходя из стоимости чистых активов налогоплательщику необходимо рассчитать и сам показатель стоимости чистых активов эмитента. Данная величина рассчитывается по формуле:
стоимость активы за вычетом количество чистых = всех долгов : выпущенных активов и издержек акций.
Как видим, для осуществления подобного расчета налогоплательщику необходимо иметь соответствующие документы бухгалтерской отчетности эмитента за соответствующий период. Что касается расчетной цены по долговым ценным бумагам, то Методические рекомендации МНС России предлагают в качестве рыночной ставки ссудного процента использовать ставку рефинансирования ЦБ РФ. Однако рыночная ставка ссудного процента не может отождествляться со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, поскольку последняя не является рыночной ставкой и применяться для оценки совершаемых банками сделок не может (ставка рефинансирования призвана регулировать денежно-кредитную политику коммерческого банка и оказывать опосредованное влияние на уровень ссудного процента). Подводя итоги нашему анализу налогового законодательства в области налогообложения операций с ценными бумагами, проводимых коммерческим банками, можно сделать следующие выводы: - недостаточно четко регламентирован порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами: не совсем ясен порядок определения рыночной котировки ценных бумаг, которые отнесены законодателем к категории обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, торги по которым на дату совершения сделки не проводились, но имеются котировки хотя бы за один день из предшествующих 12 месяцев; - недостаточно проработан вопрос отнесения какой-либо ценной бумаги к категории обращающейся или не обращающейся на ОРЦБ. Данный вопрос предоставлен на самостоятельное его решение налогоплательщиками; - отсутствует четкое определение понятия "аналогичная ценная бумага", которое законодатель отождествляет с понятиями "идентичный" и "однородный товар". Дающиеся в ст.40 НК РФ определения двух последних понятий, на мой взгляд, к ценным бумагам применены быть не могут в силу особенностей ценной бумаги как товара. Подобные неясности и неточности в налоговом законодательстве могут привести к неверному толкованию налогоплательщиками статей НК РФ, что, несомненно, является предпосылкой к возникновению налоговых правонарушений, влекущих за собой искажение финансовой отчетности организации.
М.Малышевская Подписано в печать 19.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |