Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проверка страхователей органами Фонда социального страхования ("Бухгалтерский учет", 2004, N 15)



"Бухгалтерский учет", N 15, 2004

ПРОВЕРКА СТРАХОВАТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ

ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности становятся участниками отношений в сфере обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выступая в качестве страхователей (в пользу своих работников). Страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), который законодательно наделен и функциями контроля в этой области.

Основными нормативными документами, регулирующими данную сферу отношений, являются Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" и Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого социального налога. Часть данного налога перечисляется в бюджет для целей социального страхования граждан, работающих в организации (или у индивидуального предпринимателя) на условиях трудового договора. Суммы, которые перечисляются в бюджет на эти цели, могут быть использованы работодателем для оплаты пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст.243 НК РФ).

В настоящее время часть страхователей (организаций или индивидуальных предпринимателей) применяют специальные налоговые режимы, предусмотренные соответствующими главами Налогового кодекса РФ (упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог). В этом случае работодатели выплачивают работникам пособие по временной нетрудоспособности за свой счет в части суммы, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный законом. В то же время пособие в части суммы, не превышающей одного минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц, выплачивается за счет средств ФСС РФ.

Для целей исчисления пособий размер минимального размера оплаты труда установлен на уровне 100 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). В этом случае исчисление пособия, его назначение и выплата работникам осуществляются на общих основаниях. Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, занятым в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, осуществляется за счет средств ФСС РФ (ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ).

Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе добровольно уплачивать в ФСС РФ страховые взносы на социальное страхование своих работников на случай временной нетрудоспособности. Размер таких взносов составляет 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл.24 части второй Налогового кодекса РФ для соответствующей категории плательщиков (ст.3 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ). В этом случае расходы на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности по страховым случаям, наступившим и продолжающимся в период уплаты страховых взносов, осуществляется за счет начисленных взносов, а в случае их недостаточности - за счет ФСС РФ (п.7 Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 N 144).

Для осуществления контроля органами ФСС РФ проводятся документальные выездные и камеральные проверки. Рассмотрим подробнее порядок их проведения, оформления и реализации решений, принятых на их основе.

Документальная выездная проверка страхователей в отношении правильности расходования средств на обязательное социальное страхование. Документальная выездная проверка проводится на предмет правильности расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование в соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 (далее - Методические указания N 24).

Особое внимание стоит обратить на тот факт, что органы ФСС РФ не занимаются проверкой правильности начислений и уплаты взносов в составе ЕСН (за исключением случаев добровольного страхования работников организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на специальные налоговые режимы).

Проверке подлежат расходы страхователей на осуществление таких произведенных за счет средств обязательного социального страхования выплат, как:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- пособие при усыновлении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;

- оплата путевок на оздоровление детей работников;

- расходование денежных средств на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

- расходование денежных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации.

При проведении проверок по вопросу правильности назначения, исчисления и выплаты перечисленных видов пособий особое внимание уделяется правильному документальному оформлению, подтверждающему правомерность расходования средств. Так, в п.58 Методических указаний N 24 приводятся распространенные нарушения положений Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Минздравмедпромом России и ФСС РФ от 19.10.1994 N 206/21. При наличии подобных нарушений выплаты, произведенные по такому документу, будут признаны неправомерными.

В Методических указаниях N 24 также приводится перечень документов, необходимых для осуществления выплат по тому или иному виду пособий. Перечисленные требования необходимо учитывать при осуществлении выплаты работникам пособий и иных выплат за счет средств социального страхования.

Проверкой органами ФСС РФ могут быть охвачены только три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В случае, если страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежит законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка. Срок проверки исчисляется в календарных днях и не может превышать двух месяцев.

При проведении проверок организаций-страхователей, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается не более чем на один месяц с целью проверки каждого филиала и представительства. Исполнительный орган ФСС РФ не вправе проводить повторные проверки одного и того же страхователя по одним и тем же вопросам за уже проверенный период, исключая случаи:

- реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения);

- в порядке контроля отделения Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку.

В исполнительном органе ФСС РФ ежеквартально составляются планы выездных документальных проверок страхователей. К числу критериев, которыми руководствуются сотрудники исполнительных органов ФСС РФ при включении того или иного страхователя в план проверки, относятся:

- значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию в проверяемом периоде;

- значительные суммы, полученные от исполнительного органа ФСС РФ на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию;

- рекомендации по результатам камеральной проверки.

По общим правилам периодичность проведения документальных выездных проверок должна быть не реже одного раза в три года.

В ходе проверки орган ФСС РФ вправе затребовать у страхователя необходимые документы, что оформляется требованием установленной формы. Истребованные документы должны быть предоставлены в течение пяти дней в виде заверенных копий.

По результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо индивидуального предпринимателя - работодателя составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в исполнительном органе ФСС РФ, а другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения), либо индивидуальному предпринимателю, либо их представителям.

При отправке по почте используются данные, предоставленные страхователем в исполнительные органы ФСС РФ. В случае наличия нескольких адресов экземпляры акта должны быть направлены по каждому известному исполнительному органу ФСС РФ адресу. Это правило применяется и при направлении страхователю любых иных документов. При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день с момента его отправки.

При несогласии страхователя с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих он имеет право в двухнедельный срок со дня получения акта представить в исполнительный орган ФСС РФ письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в двухнедельный срок передать в исполнительный орган ФСС РФ документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

Рассмотрев материалы и результаты проверки, в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для их рассмотрения, руководитель исполнительного органа ФСС РФ принимает одно из следующих решений:

- о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования;

- о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования;

- о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности;

- о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю-работодателю, применяющему специальный налоговый режим и уплачивающему добровольно в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решения не принимаются.

Копия принятого решения вручается представителю страхователя либо направляется по почте заказным письмом.

В случае вынесения решения о непринятии расходов, произведенных страхователем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от ФСС РФ на цели обязательного социального страхования, исполнительный орган ФСС РФ направляет указанному страхователю требование о возврате полученных средств. При отказе страхователя от добровольного возврата полученных средств ущерб, понесенный ФСС РФ в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке.

При выявлении задолженности по страховым взносам в ходе проверки страхователя, применяющего специальный налоговый режим и уплачивающего добровольно в ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, ему направляется уведомление о наличии задолженности по страховым взносам с указанием срока ее погашения (не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц). В случае непогашения задолженности в указанный срок исполнительным органом ФСС РФ принимается решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы.

Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, представляется исполнительным органом ФСС РФ в соответствующий территориальный орган МНС России в течение 10 дней со дня его вынесения. Полученные данные используются налоговыми органами при расчетах недоимок, пеней налогоплательщиков по единому социальному налогу.

Пример 1. В отношении ООО "Альфа" исполнительным органом ФСС РФ 20 января 2004 г. закончена выездная документальная проверка правильности расходования средств на обязательное социальное страхование. 30 января 2004 г. составлен акт, подписанный генеральным директором ООО "Альфа" и врученный последнему под роспись.

16 февраля 2004 г. руководителем исполнительного органа ФСС РФ было вынесено решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

23 февраля 2004 г. ООО "Альфа" представило в исполнительный орган ФСС РФ письмо, в котором изложило свою позицию и выразило несогласие с результатами проверки.

Однако в связи с пропуском установленного 14-дневного срока на представление возражений со стороны проверяемого субъекта (п.23 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам; п.5 ст.100 НК РФ) данное письмо было оставлено без рассмотрения, а само решение в установленный срок направлено в налоговый орган.

В сложившейся ситуации представители ООО "Альфа" смогут обжаловать вынесенное решение либо в вышестоящем органе ФСС РФ, либо в судебном порядке.

Документальная выездная проверка страхователей в отношении правильности начислений и уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие труд граждан, работающих по трудовому договору (либо на основании гражданско-правового договора, если в нем специально предусмотрена уплата страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), обязаны уплачивать взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отличие от документальных выездных проверок по средствам социального страхования, исполнительные органы ФСС РФ осуществляют контроль как за расходованием, так и за начислением и уплатой страхователями страховых взносов. При осуществлении проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительный орган ФСС РФ руководствуется Постановлением Фонда социального страхования РФ от 04.12.2003 N 134 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" в редакции Постановления от 01.03.2004 N 18.

При проведении проверки, в частности, проверяется соответствие состава выплат, произведенных в пользу работников, на которые страхователем начислялись взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Перечень выплат, на которые страховые взносы в Фонд социального страхования РФ не начисляются, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.

В настоящее время страхователи самостоятельно выплачивают лишь пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и оплачивают отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Эти выплаты учитываются в счет уплаты страховых взносов.

Расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п.10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).

Порядок оформления результатов выездной проверки по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (составление акта, порядок его вручения страхователю и т.д.) аналогичен рассмотренному выше для случаев проведения документальной выездной проверки по средствам обязательного социального страхования.

Так же как и в случае выездных документальных проверок по средствам обязательного социального страхования, проверки проводятся по утверждаемым планам. Критерии включения страхователя в план проверки аналогичны приведенным выше с одним исключением: к ранее рассмотренным критериям добавлен еще один - наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в ФСС РФ.

Результатом рассмотрения материалов документальной выездной проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является вынесение решения. Могут быть приняты следующие решения:

- о направлении страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени;

- о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данные решения принимаются в течение 10 дней с момента истечения срока рассмотрения материалов проверки. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем исполнительного органа ФСС РФ не принимается. Копия решения вручается представителю страхователя под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем, или направляется по почте заказным письмом.

В 10-дневный срок с момента вынесения решения о направлении страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также пени страхователю направляется требование об уплате. Недоимка и пени могут быть взысканы со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя (ст.22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица исполнительный орган ФСС РФ вправе взыскать недоимку по страховым взносам и пени за счет иного имущества. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества осуществляется исполнительным органом ФСС РФ в порядке, определенном ст.47 НК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", через службу судебных приставов.

Порядок взаимодействия Фонда социального страхования РФ, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при принудительном исполнении постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования РФ утвержден совместным Приказом Минюста России и Фонда социального страхования РФ N 317/280 от 10.12.2003.

Срок предъявления к исполнению постановления исполнительного органа ФСС РФ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя составляет 6 месяцев со дня возвращения банком или кредитной организацией инкассового поручения с отметкой о полном или частичном неисполнении взыскания.

В течение трех дней с момента принятия решения исполнительным органом ФСС РФ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя должно быть вынесено соответствующее постановление, имеющее силу исполнительного листа. В тот же срок оно должно быть направлено судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника. Несоблюдение 3-дневного срока влечет недействительность постановления, и исполнительный орган ФСС РФ утрачивает право на взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователя через службу судебных приставов-исполнителей. В этом случае исполнительный орган ФСС РФ может взыскать недоимку по страховым взносам и пени в судебном порядке.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пени со страхователей - физических лиц осуществляется исключительно в судебном порядке. Исковое заявление направляется в суд не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

В решении о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователю предлагается добровольно перечислить суммы штрафов на банковский счет ФСС РФ в установленные сроки. При выявлении одновременно и недоимки по страховым взносам в решении указывается о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

Привлечение страхователя к ответственности осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (п.1 ст.19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

На основании решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительный орган ФСС РФ направляет страхователю требование об уплате штрафных санкций. Данное требование фактически можно рассматривать в качестве предложения о добровольном, досудебном урегулировании спора. Это необходимо, так как в соответствии со ст.104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган (а в данном случае исполнительный орган ФСС РФ) обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Если страхователь добровольно не уплатил сумму штрафа в срок, установленный в требовании об уплате штрафной санкции, исполнительный орган ФСС РФ обращается в суд с исковым заявлением о взыскании штрафа. Исковое заявление должно быть направлено в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения и составления соответствующего акта. В случае подачи искового заявления с нарушением шестимесячного срока такое заявление хотя и будет принято арбитражным судом к рассмотрению, но будет оставлено без удовлетворения, так как указанный шестимесячный срок является пресекательным.

Камеральная проверка страхователей. Помимо документальных выездных проверок исполнительными органами ФСС РФ в качестве механизма контроля за деятельностью страхователей по всем видам страхования используются камеральные проверки. Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа ФСС РФ путем проверки представленной страхователями отчетности и иных документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на указанные цели.

Порядок проведения камеральных проверок утвержден Постановлением ФСС РФ от 29.07.2003 N 87 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности в ФСС РФ.

Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в исполнительный орган ФСС РФ, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов. Такой небольшой срок (10 дней) объясняется необходимостью оперативного выделения денежных средств для осуществления выплат застрахованным лицам (работникам).

При выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, страхователю предлагается внести исправления в отчетность в срок не более трех рабочих дней. При наличии оснований полагать, что страхователем допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, а также в случае отказа внести исправления в предоставляемую отчетность, страхователь рекомендуется для включения в план документальных выездных проверок.

Если в результате камеральной проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении страхователем нарушений при расходовании средств обязательного социального страхования, исполнительным органом Фонда в 10-дневный срок выносится решение о непринятии к зачету расходов на цели обязательного социального страхования, и в течение 10 дней со дня вынесения оно направляется в соответствующий налоговый орган.

При выявлении у страхователя по результатам камеральной проверки недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительный орган Фонда принимает решение о направлении страхователю требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени. В случае выявления нарушений, за которые к страхователю должны быть применены штрафные санкции, выносится решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов. Соответствующие решения принимаются исполнительным органом Фонда в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки.

Порядок исполнения принимаемых решений аналогичен порядку, рассмотренному выше для случаев проведения документальной выездной проверки.

Пример 2. 24 октября 2003 г. ООО "Бета" предоставило исполнительному органу ФСС РФ расчетную ведомость по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В момент сдачи расчетной ведомости была проведена камеральная проверка, в ходе которой было установлено нарушение ООО "Бета" установленного срока представления отчетности (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

В присутствии представителя страхователя был составлен Акт камеральной проверки, в котором было зафиксировано данное нарушение. Акт был вручен представителю ООО "Бета" под роспись.

3 ноября 2003 г. руководителем исполнительного органа ФСС РФ было вынесено решение о наложении взыскания в виде штрафа в размере 1000 руб. (в порядке ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). В решении предлагалось в срок до 1 марта 2004 г. добровольно уплатить штраф.

Решение было направлено страхователю по почте на его юридический адрес, который был указан в представленной расчетной ведомости по средствам ФСС РФ. Однако страхователь при постановке на учет известил исполнительный орган ФСС РФ о наличии фактического (почтового) адреса, отличного от юридического. По фактическому адресу решение исполнительного органа ФСС РФ направлено не было.

В связи с непоступлением суммы штрафа от ООО "Бета" исполнительный орган ФСС РФ 22 марта 2004 г. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы штрафа. При подготовке искового заявления было установлено наличие сведений о фактическом адресе ООО "Бета". Исковые заявления были направлены по обоим адресам. Вместе с исковым заявлением по фактическому адресу было направлено решение от 3 ноября 2003 г.

В ходе судебного заседания 20 апреля 2004 г. судом было установлено, что исполнительным органом ФСС РФ были нарушены требования ст.104 НК РФ. До обращения в суд исполнительный орган ФСС РФ был обязан предложить ООО "Бета" добровольно уплатить соответствующую сумму штрафных санкций. Однако то, что исполнительный орган ФСС РФ не направил по известному ему фактическому адресу ООО "Бета" такого предложения до обращения в суд, рассматривается как основание для оставления иска без рассмотрения. Поскольку ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

В тот же день исполнительным органом ФСС РФ было принято решение о продлении срока для добровольной уплаты ООО "Бета" штрафа до 30 апреля 2004 г. Представитель ООО "Бета" был извещен об этом под роспись.

5 мая 2004 г. исполнительный орган ФСС РФ вновь обратился в суд с иском к ООО "Бета". Однако на основании ст.15 НК РФ в иске было отказано, так как 24 апреля 2004 г. истек 6-месячный срок для обращения исполнительного органа ФСС РФ в суд с иском о взыскании штрафной санкции.

С.Е.Крюков

Юрист

Подписано в печать

15.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Упрощенная система налогообложения: практика применения ("Бухгалтерский учет", 2004, N 15) >
Статья: Учет управляющей организацией расчетов за техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда ("Бухгалтерский учет", 2004, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.