Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый контроль во Франции: особенности регистрации предприятий и проведения на них проверок ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8)



"Аудиторские ведомости", N 8, 2004

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ВО ФРАНЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ НА НИХ ПРОВЕРОК

Во Франции функции регистрации хозяйствующих субъектов выполняет специальная система регистрирующих органов. При этом действует заявительный порядок регистрации предприятий и территориальный принцип регистрации хозяйствующих субъектов, т.е. по месту нахождения регистрирующегося субъекта (в каждом из 96 департаментов Франции). Регистрация производится в соответствии с принципом "одного окна": один орган, в котором зарегистрирован хозяйствующий субъект, осуществляет помощь в процессе регистрации и в дальнейшем информирует все заинтересованные органы о действующем субъекте.

Согласно французской правовой доктрине термин "предприятие" - это, скорее, экономическая категория, поэтому предприятием может признаваться как организация, так и физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, в зависимости от вида и сферы деятельности. Регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании специальных декретов, Торгового кодекса Франции и Генерального кодекса по налогам Франции.

В зависимости от вида деятельности и типа предприятия, которое создается, его регистрацией занимаются различные органы. Существует семь регистрирующих органов, к их числу относятся:

- Торгово-промышленная палата, в которой регистрируются коммерсанты и коммерческие фирмы (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кредитные организации);

- Палата ремесленников осуществляет регистрацию предприятий, занимающихся ремесленными работами;

- Национальная палата плавучих судов осуществляет регистрацию транспортных предприятия, занимающихся речными перевозками;

- Канцелярия торгового суда осуществляет регистрацию некоммерческих организаций, в том числе гражданских обществ;

- Союз свободных профессий (URSAF) осуществляет регистрацию людей свободных профессий <1>;

- Сельскохозяйственная палата осуществляет регистрацию фермеров и фермерских организаций;

- Центр регистрации Генеральной дирекции по налогам осуществляют регистрацию всех иных форм предприятий, не относящихся к компетенции перечисленных регистрирующих органов, например ассоциации, коммерческие фонды, лица, сдающие меблированные комнаты, и т.д.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> К свободным профессиям относятся профессии с преобладанием интеллектуальной деятельности (художники, врачи, архитекторы, профессии, связанные с проведением экспертизы, спортсмены и др.).

Генеральная дирекция по налогам (DGI), входящая в состав Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, решает налоговые и гражданско-правовые задачи.

В налоговые задачи входят:

- подготовка налоговых законопроектов;

- определение общей суммы налоговых поступлений (основной принцип взимания налогов во Франции заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет свои налоги);

- контроль за соблюдением законов в области налогообложения, в том числе возможное проведение экономической экспертизы.

- сбор налогов (НДС, налог на прибыль, налог на состояния и др.).

В гражданско-правовые задачи входят:

контроль и учет гражданских и земельных правоотношений (данные полномочия возложены на налоговые органы Франции; в других странах чаще всего указанную функцию осуществляют органы Министерства юстиции или Министерства внутренних дел);

ведение кадастра недвижимого имущества, информационной базы данных сделок с недвижимым имуществом (в том числе оценка недвижимого имущества), при этом регистрацию сделок с недвижимостью осуществляют нотариусы.

Кроме того, налоговые органы осуществляют управление государственной собственностью.

Организационная структура налоговых органов Франции построена по функционально-территориальному принципу. Национальный уровень - Генеральная дирекция по налогам, 9 делегированных делегатов Генерального директора, представляющие Генерального директора в округах Франции, руководят налоговыми органами и не осуществляют налоговые операции (реализуют стратегию развития низовых налоговых органов и контролируют выполнение директив Генеральной дирекции, выполняют финансовый аудит).

Органы местной компетенции: 107 дирекций на уровне департаментов, 5 из которых обслуживают парижский регион, 6 - заморские территории Франции (численность от 100 до 1800 человек), 800 налоговых центров, осуществляющих первичный налоговый контроль деклараций и производящих сбор налогов, 341 проверочная бригада, осуществляющая налоговые проверки на предприятиях, 107 бригад производят налоговые расследования, в том числе собирают информацию, которая может иметь какое-либо значение для целей налогообложения, 313 служб ведения кадастра недвижимости, 354 службы ведения информации по собственникам имущества, включая ипотеку.

Кроме того, выделены:

- 10 служб, осуществляющих финансовые ревизии;

- 10 налоговых центров национального уровня по администрированию крупнейших налогоплательщиков (осуществляющих налоговый контроль и сбор данных);

- налоговый центр, контролирующий вопросы налогообложения французских предприятий за рубежом;

- информационная служба, включающая CALL-центры;

- два центра обучения сотрудников налоговых органов.

Контроль за крупными налогоплательщиками (порядка 30 тыс.) с оборотом свыше 400 млн евро осуществляется на национальном уровне; за средними налогоплательщиками (порядка 3 млн) с оборотом от 20 млн до 400 млн евро - 10 межрегиональными дирекциями; за остальными - региональными налоговыми дирекциями.

При каждом из названных регистрирующих органов создан центр формальностей, который выполняет функции регистрирующего центра. В каждом департаменте Франции расположены, как правило, 6 регистрирующих органов (без учета налоговых органов). В числе основных задач, решаемых указанными регистрирующими органами, регистрация новых организаций и индивидуальных предпринимателей; ведение реестров по каждому регистрирующему органу, регистрация изменений в реестре (в случае изменения юридического адреса предприятия, руководителя и т.д.); регистрация ликвидаций предприятия; регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и др.

Для того чтобы зарегистрироваться в названных организациях, заявителю необходимо представить комплект документов согласно основному виду (роду) деятельности. Например, если организационно-правовая форма регистрируемого предприятия - общество с ограниченной ответственностью, то регистрацию общества будет осуществлять Торгово-промышленная палата, а если у регистрируемого предприятия основным видом деятельности является фермерская, то регистрацию данного предприятия будет осуществлять Сельскохозяйственная палата.

В каждом из регистрирующих органов комплект документов для государственной регистрации зависит от основного вида деятельности регистрируемого предприятия. Например, если у регистрируемой организации основным видом деятельности является ремесленная, то наряду с заявлением о регистрации ремесленного предприятия, устава ремесленного предприятия и документа об оплате за государственную регистрацию заявитель представляет в том числе документ (аттестат), подтверждающий прохождение курсов в образовательном центре Палаты ремесленников. Непредставление указанного аттестата является основанием для отказа в государственной регистрации.

По законодательству Франции, для того чтобы быть руководителем предприятия (вне зависимости от вида деятельности), заявителю необходимо представить в регистрирующий орган в том числе документ, подтверждающий прохождение курсов (продолжительностью 30 часов) в образовательных центрах при регистрирующих органах.

Регистрация предприятий во Франции осуществляется следующим образом. Заявитель представляет комплект документов в регистрирующий орган по месту нахождения организации <2> или по месту жительства (если регистрируется индивидуальный предприниматель). Регистрирующий орган оказывает помощь в формировании досье предприятия, в котором указываются форма предприятия, вид деятельности, учредители, место нахождение предприятия и иные данные в соответствии с законодательством. После этого регистрирующий орган вносит запись в свой реестр и направляет выписку из указанного досье (копии документов) в Национальный институт статистики и экономических исследований <3>, в налоговый орган, а также в фонд социального страхования.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Местом нахождения предприятия признается место, где принимаются (будут приниматься) решения, определяющие основные вопросы деятельности, при этом офис предприятия не может быть менее 9 кв. м.

<3> Национальный институт статистики и экономических исследований входит на правах Генеральной дирекции в состав Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.

Национальный институт статистики при получении копии документов, заверенных регистрирующим органом в течение одного дня, присваивает хозяйствующему субъекту номер (SIRET), состоящий из 14 цифр и включающий SIREN - основной номер хозяйствующего субъекта (9 цифр) и NIC - индекс внутренней классификации (5 цифр) в зависимости от департамента, в котором находится зарегистрированный субъект, и направляет указанную информацию по закрытым каналам электронной связи в регистрирующий и налоговый орган, а также уведомляет извещением (по почте) заявителя о присвоении ему SIRET. Номер SIREN является постоянным, NIC меняется при изменении местонахождения предприятия, появлении филиалов и представительств.

Налоговый орган при получении информации о присвоении SIRET хозяйствующему субъекту осуществляет сверку документов, поступивших от регистрирующего органа с информацией, направленной из Национального института статистики. После чего вносит сведения о данном хозяйствующем субъекте в реестр налогоплательщиков (BDRP). Налоговым органом налогоплательщику присваивается внутренний номер, позволяющий в дальнейшем работать с досье налогоплательщика.

После получения информации о присвоении регистрационного номера Национальным институтом статистики налоговый орган должен в течение не более трех недель направить хозяйствующему субъекту письмо, которое подтверждает факт постановки на налоговый учет.

Кроме того, в указанный период налоговые органы должны определить налоговый режим, в соответствии с которым данный хозяйствующий субъект будет уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговую отчетность; при наличии филиалов определяется возможная доля налоговых отчислений, которые они будут уплачивать по месту своего нахождения.

Если в соответствии со своим налоговым режимом предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость (TVA), то налоговые органы присваивают единый общеевропейский регистрационный номер. В соответствии с законодательством ЕС данный номер должен указываться на документах, которые прямо или косвенно могут влиять на налоговые обязательства хозяйствующего субъекта. По существу, без названного номера предприятие не может открывать счета в банках, заключать гражданско-правовые договоры (указывается два номера: SIRET и единый общеевропейский регистрационный номер).

Форма коммерческой деятельности позволяет определить режим налогообложения. В зависимости от возможного оборота предприятия можно выделить несколько налоговых режимов:

- микрорежим (маленькие предприятия с численностью до 10 человек);

- упрощенный (предприятие с оборотом от 230 тыс. евро в год без учета сумм НДС);

- нормальный (предприятия торговли и промышленности с оборотом от 1,5 млн и менее 2 млн евро в год; для фирм, оказывающим услуги, в том числе консалтинговые, - до 500 тыс. евро в год);

- специальные налоговые режимы (крупные предприятия, налоговое администрирование которых осуществляется налоговыми органами национального или межрегионального уровня).

В зависимости от вида налогового режима производится уплата основных налоговых платежей (НДС, налог на прибыль и др.), формируется система бухгалтерского учета, устанавливается необходимость иметь консультанта по ведению бухгалтерского учета, определяются периодичность и состав налоговой отчетности, иные процедурные особенности. Например, предприятия с оборотом свыше 15 млн евро обязаны представлять налоговые декларации и налоговую отчетность в электронном виде, предприятия с меньшим оборотом имеют это право, но не обязанность.

После внесения записи в BDRP и проведения всех необходимых процедур налоговый орган извещает по почте заявителя о том, что он состоит на учете и направляет свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, а также направляет по электронным каналам связи информацию о постановке на учет в налоговом органе в регистрирующий орган. Регистрирующий орган при получении указанной информации выдает заявителю свидетельство о регистрации.

Формально моментом создания хозяйствующего субъекта является присвоение Национальным институтом статистики SIRET. Однако фактический хозяйствующий субъект может осуществлять предпринимательскую деятельность после постановки на учет в налоговом органе и получения свидетельства о регистрации от регистрирующего органа. Кроме того, руководитель предприятия, прошедшего регистрацию в регистрирующем органе и поставленного на учет в налоговом органе, обязан сообщить основные сведения о своем предприятии специальной службе при Торговом суде. Служба при Торговом суде размещает указанные сведения в специальный информационный ресурс "www.infogreffe.fr.". Данная служба действует на общественных началах на условиях самофинансирования. Любое заинтересованное лицо вправе по сети Интернет обратиться к infogreffe за получением сведений об организации (названии, месте нахождении, дате создания, основном виде деятельности, годовом обороте, активах и пассивах, полученной прибыли, имеющейся задолженности (поиск осуществляется по номеру SIRET или названию предприятия). Информация предоставляется за плату в зависимости от ее объема.

Налоговые органы при наличии непогашенной недоимки у предприятия, как и иной любой кредитор, вправе разместить в infogreffe информацию о долге предприятия. Указанная служба при Торговом суде при выставлении в infogreffe подобной информации проверяет необходимые документы у кредитора о несвоевременном погашении долга для исключения соответствующей информации у должника о погашении долга.

При возникновении любых изменений в положении или статусе предприятия (места нахождения, реорганизации, ликвидации, юридической формы, владельцев предприятия, состава управляющих и т.д.) обязанностью управляющего предприятием является извещение об этом регистрирующего органа и внесение изменений в infogreffe.

Налоговые органы Франции обладают правом ликвидации предприятия. Процедура ликвидации предприятия по требованию налоговых органов строится по следующей схеме. В случае розыска предприятия налоговые органы обращаются в регистрирующий орган для помощи в его поиске. Если поиск результатов не дал, то налоговые органы собранную информацию передают в секретариат коммерческого суда, который предпринимает меры для поиска управляющего органа предприятия (рассылает уведомления по известным адресам и т.д.). Если в течение трех месяцев не последует ответа от органа управления предприятием, то секретариат суда в административном порядке принимает решение о ликвидации предприятия, которое доводится до регистрирующего органа. Он направляет информации о ликвидации предприятия в Национальный институт статистики, а также вычеркивает такое предприятие из реестра. Налоговые органы исключают ликвидированное предприятие из реестра налогоплательщиков BDRP. Если у налоговых органов имеется информации о том, что предприятие осуществляет коммерческую деятельность, то процедура ликвидации не будет осуществляться до исполнения обязанностей по уплате налогов.

В настоящее время налоговые органы Франции администрируют около 3,7 млн налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), из них: 1,1 млн торговых предприятий (к ним относятся адвокаты и нотариусы); 1,3 млн индивидуальных предпринимателей; 640 тыс. лиц, занимающихся свободными профессиями; 627 тыс. фермеров. В год подается 34 млн деклараций по подоходному налогу, 21 млн деклараций по НДС (TVA).

В соответствии с реализацией налоговой доктрины сумма налога, исчисленная налогоплательщиком и отраженная в декларации, поданной в налоговый орган, признается налоговыми органами Франции как подлинная и не подвергается сомнению.

Если вновь созданное предприятие не подает декларацию по тому или иному налогу, то налоговый орган высылает уведомление о необходимости подать декларацию. В случае отсутствия реакции налогоплательщика налоговый орган на основании имеющейся у него информации заполняет декларацию и направляет ее налогоплательщику. Налог исчисляется налоговым органом на основе информации, сопоставимой с другими предприятиями, занимающимися аналогичными видами деятельности (производственной площадью, численностью занятых, расходами на оплату труда и т.д.). Кроме того, информация о таком предприятии передается бригадам, которые проводят специальные налоговые расследования.

Налогоплательщик подписывает полученную декларацию или представляет в налоговый орган документы о получении убытков либо о том, что в налоговом периоде им не осуществлялась деятельность. Если налогоплательщик не уплачивает сумму налога, то налоговые органы вправе, выполнив ряд формальностей, списать сумму налога с известного им банковского счета налогоплательщика, при этом сам счет не блокируется. Данным правом налоговые органы пользуются крайне редко, так как налогоплательщики добровольно по первому требованию выполняют уведомления, направляемые в их адрес налоговыми органами. Кроме того, такое предприятие включается в программу налоговых проверок.

Ежегодно не более 1% налогоплательщиков вызывают подозрения в их добросовестности у налоговых органов Франции. Налоговой проверке с выходом на предприятие подвергается около 50 тыс. налогоплательщиков. Региональными дирекциями на основе анализа данных, влияющих на поступления налогов по региону, формируется общий план налоговых проверок налогоплательщиков данного региона, в котором определяются индивидуальные для каждого региона приоритеты контрольной работы на текущий год. Для определения конкретного налогоплательщика для проведения у него налоговой проверки изучается налоговое досье, по результатам этого анализа принимается решение о проведении в отношении него налоговой проверки и выбирается ее тип.

Налоговая проверка налогоплательщика включает взаимосвязанные операции, осуществляемые налоговыми органами:

- проверка финансового досье налогоплательщика и представленной им налоговой отчетности (аналог российской камеральной проверки);

- проверка на самом предприятии, когда соответствующая бригада выходит на само предприятие (аналог российской выездной налоговой проверки).

Среди типов налоговых проверок, осуществляемых на самом предприятии, выделяют:

- общую проверку, когда в результате проверки проверяются исчисление и уплата всех основных налогов (НДС, налог на прибыль, профессиональный налог);

- целевую проверку, когда в уведомлении налогового органа о проведении проверки указывается конкретная цель предстоящей проверки (например, финансово-хозяйственные операции, по которым производится возмещение НДС, потери, которые повлияли на размер налогооблагаемой прибыли и т.д.);

- простой контроль, который проводится по одному из налогов, уплачиваемых предприятием.

В соответствии с законодательством налоговые органы самостоятельно определяют вид налоговой проверки, объект проверки (категорию налогоплательщика), сроки проверки. При проверке на самом предприятии у каждого из членов бригады свой индивидуальный план проверки. Кроме того, при подаче предприятием в регистрирующий орган заявления о своей самоликвидации налоговые органы направляют на данное предприятие проверочную бригаду для налоговой проверки.

Продолжительность срока проведения налоговых проверок законодательно не установлена. Проверкой на самом предприятии, как и российской выездной налоговой проверкой, может быть охвачены три года, предшествующие году проведения проверки. Повторную проверку может проводить тот же налоговый орган. Сроки налоговой проверки с выходом на само предприятие, как правило, не превышают 200 дней для крупного предприятия, в среднем налоговая проверка предприятия не превышает 90 дней. Кроме того, налоговый орган за 30 дней до начала проверки уведомляет налогоплательщика о предстоящей проверке. Разрешение на проверку на самом предприятии дает руководитель налогового органа. За подписью налогового инспектора, который будет проводить проверку, направляется налогоплательщику предупреждение о проверке, в котором отражаются виды проверяемых налогов и налоговые периоды, а также представляются материалы, разъясняющие права налогоплательщика.

В ходе проверки исследованию подвергаются данные налоговых деклараций с позиции их соответствия показателям бухгалтерского учета. Устанавливается, соответствует ли отчет о прибылях и убытках предприятия данным бухгалтерской отчетности и заключениям аудиторских проверок. Учитывается эффективность внутреннего контроля предприятия. Любые расхождения данных бухгалтерской отчетности и деклараций, поданных в налоговый орган, подлежат особому исследованию. Действующее налоговое законодательство Франции не регламентирует права и обязанности сотрудников налоговых органов и представителей налогоплательщика при проведении данного вида налогового контроля. Сотрудники проверочной бригады в письменной форме обращаются за представлением объяснений, документов по наиболее важным вопросам, возникающим при проведении проверки. Если, по мнению проверяющих, информация, собранная в ходе налоговой проверки, не убедительна или вызывает подозрение в добросовестности налогоплательщика, то они вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, провести опрос третьих лиц и т.д. Проведение данных процедур регламентируется законодательством.

Во Франции налоговые органы вправе совмещать налоговую проверку предприятия (например, общую проверку) с персональной налоговой проверкой частного лица, прежде всего руководителя предприятия. В процессе осуществления персональной налоговой проверки частного лица налоговые органы имеют вправо получить информацию о состоянии личного банковского счета руководителя предприятия <4>, об увеличении его личной собственности (данная информация сопоставляется с данными, полученными в результате проверки предприятия).

     
   ————————————————————————————————
   
<4> В рамках данной налоговой процедуры налоговые органы вправе получить информацию за последние три года.

В соответствии с законодательством банки обязаны предоставлять налоговым органам информацию об открытии (закрытии) счетов предприятиями, однако информация о движении средств по счету предоставляется при наличии специального ордера. В настоящее время в Генеральной дирекции по налогам создано подразделение, специализирующееся на проверках налогоплательщиков, заподозренных в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов или укрывательстве налогов. Согласно решениям ЕС на официальный запрос сотрудников таких подразделений о предоставлении информации не может быть получен отказ ни от одного банка, действующего на территории ЕС.

По результатам проверки налогоплательщику направляется уведомление о выявленных нарушениях. Налогоплательщик может представить возражения в течение 30 дней. Налоговый инспектор для руководителя налогового органа делает отчет о проверке, при наличии возражений налогоплательщика они прилагаются к отчету. Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными по результатам проверки, он вправе подать заявление на рассмотрение его дела специальной комиссией территориальной дирекции. Также возможна апелляция налогоплательщиков на действия налоговых органов в административном порядке (обращение к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку) и в судебном порядке.

В заключение отметим, что преобразования, проводимые в сфере налогового администрирования, направлены на изменение приоритетов работы налоговых органов, сегментации налогоплательщиков для более углубленного налогового контроля, улучшение обслуживания налогоплательщиков, упрощение исполнение налоговых обязательств, оптимизацию организационной структуры и внутренних функций, использование современных информационных технологий.

Д.Г.Бурцев

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

15.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудиторские комитеты при совете директоров: цели, принципы, организация ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8) >
Вопрос: ...Я предприниматель без образования юридического лица. В октябре 2003 г. я открыла компьютерный клуб для детей и подростков. В октябре были поданы документы на применение с 2004 г. УСНО. Однако распоряжением руководителя областной ИМНС применять УСНО по отношению к компьютерным клубам запрещено. Правомерны ли подобные распоряжения? Имеет ли право индивидуальный предприниматель, владелец компьютерного салона, на применение УСНО? ("Интернет-сайт МНС России", 2004)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.