Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аудиторские комитеты при совете директоров: цели, принципы, организация ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8)



"Аудиторские ведомости", N 8, 2004

АУДИТОРСКИЕ КОМИТЕТЫ ПРИ СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ: ЦЕЛИ,

ПРИНЦИПЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о соблюдении требований независимости аудита. Одним из вариантов решения этого вопроса, предусмотренных Кодексом этики аудиторов России, является создание комитетов по аудиту, которые должны играть важную роль в управлении аудируемой организацией и регулировании качества внешнего аудита.

Обзор зарубежной практики развития аудита показывает, что создание комитетов по аудиту в составе органов управления организациями предусмотрено требованиями нормативных актов во многих государствах. В США, Австралии, Канаде, Германии, Новой Зеландии это требование носит обязательный характер, в Великобритании, Франции, Нидерландах, Японии, Китае - рекомендательный.

Роль аудиторских комитетов в экономике определяется следующими основными задачами:

- обеспечение повышения эффективности корпоративного управления;

- защита интересов акционеров и других пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- регулирование профессионально-этических отношений аудируемых лиц и аудиторских организаций.

В функции аудиторского комитета входят анализ и подробное обсуждение подготовки отчетности, контроль за деятельностью и результатами работы внешних аудиторов и внутреннего аудита, анализ финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации.

В процессе функционирования аудиторских комитетов возникает ряд проблем, которые являются следствием недостаточно четкого механизма их создания. Главными причинами неэффективной работы аудиторских комитетов за рубежом признают нарушение независимости членов аудиторских комитетов, неадекватное соотношение объема работы и ответственности, низкий уровень знаний их представителей в финансовых вопросах.

Чтобы избежать негативных последствий формального функционирования аудиторских комитетов, необходимо сформулировать принципы, положенные в основу концепции создания аудиторских комитетов. Такими принципами, на наш взгляд, могут быть:

- принцип независимости;

- принцип доверия;

- принцип профессионализма;

- принцип эффективности;

- принцип ответственности;

- принцип участия.

Эти принципы деятельности аудиторских комитетов тесно связаны с принципами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, изложенными в федеральном Правиле (стандарте) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (ФПСАД N 1), охарактеризованными и дополненными Кодексом этики аудиторов России и Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) (табл. 1).

Таблица 1

Принципы деятельности аудиторского комитета и их связь

с принципами аудиторской деятельности

     
   ——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   |     ФПСАД N 1, Кодекс этики     |     Предлагаемые принципы    |
   |  аудиторов России, Кодекс этики |   деятельности аудиторских   |
   | профессиональных бухгалтеров МФБ|           комитетов          |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Независимость — при              |Независимость — принцип       |
   |предоставлении профессиональных  |деятельности членов           |
   |услуг аудитор должен быть        |аудиторского комитета,        |
   |независим от аудируемых лиц и от |основанный на отсутствии      |
   |третьих лиц                      |прямой личной, финансовой,    |
   |Объективность — аудитор должен   |имущественной или родственной |
   |быть справедливым, на его        |заинтересованности в делах    |
   |объективность не должны влиять ни|организации. Члены            |
   |предубеждения, ни пристрастия, ни|аудиторского комитета могут   |
   |конфликт интересов, ни другие    |оказывать влияние на решения, |
   |лица, ни иные факторы            |принимаемые советом директоров|
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Честность — при предоставлении   |Доверие предполагает          |
   |профессиональных услуг аудитор   |откровенное обсуждение        |
   |должен действовать открыто и     |качества финансовой отчетности|
   |честно                           |с руководством, внутренними и |
   |                                 |внешними аудиторами           |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Профессиональная компетентность и|Профессионализм означает, что |
   |добросовестность (должная        |каждый из членов аудиторского |
   |тщательность) — аудитор          |комитета должен иметь         |
   |предоставляет профессиональные   |представление об основных     |
   |услуги с должной тщательностью,  |закономерностях деятельности  |
   |компетентностью и старанием. В   |экономического субъекта с     |
   |его обязанности входит постоянное|учетом особенностей рынка и   |
   |поддержание профессиональных     |быть ориентированным в области|
   |знаний и навыков на высоком      |аудита                        |
   |уровне, с тем чтобы аудируемые   |Эффективность — принцип,      |
   |организации или работодатели     |предполагающий получение      |
   |могли пользоваться преимуществами|максимального эффекта от      |
   |компетентных профессиональных    |деятельности аудиторского     |
   |услуг, основанных на новейших    |комитета                      |
   |разработках в области практики,  |                              |
   |законодательства и технологий    |                              |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Конфиденциальность — аудитор     |Ответственность — принцип,    |
   |должен соблюдать                 |означающий подчиненность      |
   |конфиденциальность информации,   |действий членов комитета      |
   |полученной в процессе            |интересам собственников и     |
   |предоставления профессиональных  |инвесторов организации в целях|
   |услуг, и не должен использовать  |обеспечения качественного     |
   |или раскрывать такую информацию  |раскрытия информации,         |
   |без надлежащих и конкретных на то|содержащейся в финансовой     |
   |полномочий, за исключением       |(бухгалтерской) отчетности    |
   |случаев, когда раскрытие такой   |                              |
   |информации продиктовано его      |                              |
   |профессиональными или            |                              |
   |юридическими правами или         |                              |
   |обязанностями                    |                              |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Профессиональное поведение —     |                              |
   |аудитор должен действовать таким |                              |
   |образом, чтобы это               |                              |
   |соответствовало хорошей репутации|                              |
   |профессии, и должен              |                              |
   |воздерживаться от какого—либо    |                              |
   |поведения, которое могло бы ее   |                              |
   |дискредитировать                 |                              |
   +—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Регламентирующие документы (в    |Участие — контроль за         |
   |ФПСАД отсутствует) — аудитор     |процессом внешнего аудита,    |
   |обязан выполнять профессиональные|включая вопросы выбора        |
   |услуги в соответствии с          |аудиторской организации,      |
   |применимыми профессиональными    |определения технического      |
   |правилами (стандартами). Аудитор |задания на предстоящую        |
   |обязан тщательно и               |проверку в соответствии с     |
   |квалифицированно выполнять       |интересами собственников и    |
   |указания аудируемой организации  |инвесторов организации        |
   |или работодателя в той мере,     |                              |
   |насколько они соответствуют      |                              |
   |требованиям честности,           |                              |
   |объективности и независимости    |                              |
   L—————————————————————————————————+———————————————————————————————
   

Приведенные сведения определяют место аудиторского комитета не только в структуре управления организацией, но и в аудите: это - звено, регулирующее отношения аудируемого лица и аудиторской организации в аудиторской деятельности.

Защита интересов пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, тесно связана с осуществлением функций аудиторского комитета (табл. 2).

Таблица 2

Области применения и содержание основных функций

аудиторского комитета

     
   —————————————————T————————————————T——————————————————————————————¬
   |     Функция    |     Область    |          Содержание          |
   |                |   применения   |                              |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Надзор за       |Внутренний      |Определение глубины анализа   |
   |системой        |контроль        |системы внутреннего контроля  |
   |внутреннего     |                |и рисков внешними и           |
   |контроля        |                |внутренними аудиторами        |
   |                |                |Оценка деятельности           |
   |                |                |руководства по обеспечению    |
   |                |                |функционирования системы      |
   |                |                |внутреннего контроля          |
   |                |                |Определение степени           |
   |                |                |ответственности руководства за|
   |                |                |функционирование              |
   |                |                |информационных систем         |
   |                |                |Оценка деятельности           |
   |                |                |руководства по внедрению      |
   |                |                |рекомендаций внутренних и     |
   |                |                |внешних аудиторов относительно|
   |                |                |организации системы           |
   |                |                |внутреннего контроля          |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Анализ          |Финансовая      |Анализ существенных вопросов  |
   |годовой         |отчетность      |бухгалтерского учета и        |
   |финансовой      |                |составления финансовой        |
   |отчетности      |                |отчетности                    |
   |                |                |Оценка соблюдения при         |
   |                |                |составлении финансовой        |
   |                |                |отчетности принципов          |
   |                |                |бухгалтерского учета          |
   |                |                |Определение полноты финансовой|
   |                |                |отчетности и меры ее          |
   |                |                |соответствия реальному        |
   |                |                |состоянию дел в организации   |
   |                |                |Анализ результатов внешнего   |
   |                |                |аудита годовой финансовой     |
   |                |                |отчетности                    |
   |                |                |Выяснение процедуры подготовки|
   |                |                |руководством информации о     |
   |                |                |предварительных результатах   |
   |                |                |деятельности, промежуточной   |
   |                |                |финансовой отчетности и       |
   |                |                |данных, используемых для      |
   |                |                |привлечения инвестиций и      |
   |                |                |оформления кредитов           |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Надзор за       |Требования      |Оценка соблюдения в процессе  |
   |соблюдением     |законодательства|подготовки финансовой         |
   |требований      |в области       |отчетности требований         |
   |законодательства|бухгалтерского  |законодательства              |
   |в области       |учета и         |Надзор за результатами        |
   |бухгалтерского  |налогообложения |служебных расследований по    |
   |учета и         |                |фактам мошенничества и        |
   |налогообложения |                |несоответствий в системе      |
   |                |                |бухгалтерского учета          |
   |                |                |Анализ результатов проверок,  |
   |                |                |проведенных внешним           |
   |                |                |контролирующим органом        |
   |                |                |Оценка влияния изменений в    |
   |                |                |законодательстве на           |
   |                |                |результаты деятельности       |
   |                |                |организации                   |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Содействие      |Имидж           |Оценка любых действий         |
   |созданию и      |организации     |руководства организации для   |
   |надзор за       |                |введения официального кодекса |
   |соблюдением     |                |деловой этики                 |
   |корпоративного  |                |Консультативная помощь        |
   |кодекса деловой |                |руководству организации в     |
   |этики           |                |создании кодекса деловой      |
   |                |                |этики, содержащего декларации |
   |                |                |целей, описание практических  |
   |                |                |процессов и критерии оценки   |
   |                |                |результатов                   |
   |                |                |Анализ выполнения программы   |
   |                |                |контроля за соблюдением       |
   |                |                |кодекса деловой этики         |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Участие в       |Внешний аудит   |Надзор за соблюдением         |
   |процессе        |                |требований законодательства в |
   |проведения      |                |области обязательного аудита  |
   |внешнего        |                |Выбор аудиторской организации |
   |аудита          |                |и определение ее независимости|
   |                |                |и целесообразности            |
   |                |                |долгосрочного сотрудничества с|
   |                |                |ней                           |
   |                |                |Анализ объема аудиторской     |
   |                |                |проверки, участие в процессе  |
   |                |                |разработки технического       |
   |                |                |задания с учетом интересов    |
   |                |                |всех групп пользователей      |
   |                |                |информации, подвергающейся    |
   |                |                |проверке                      |
   |                |                |Рассмотрение ошибок и         |
   |                |                |несоответствий, выявленных в  |
   |                |                |ходе аудита финансовой        |
   |                |                |отчетности                    |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Использование   |Внутренний аудит|Оценка целесообразности       |
   |работы отдела   |                |создания отдела внутреннего   |
   |внутреннего     |                |аудита                        |
   |аудита          |                |Обмен информацией, анализ     |
   |                |                |деятельности и организационной|
   |                |                |структуры службы внутреннего  |
   |                |                |аудита (при наличии           |
   |                |                |внутреннего аудита)           |
   |                |                |Анализ результативности работы|
   |                |                |отдела внутреннего аудита     |
   +————————————————+————————————————+——————————————————————————————+
   |Взаимодействие с|Совет директоров|Регулярный обмен информацией, |
   |руководством    |и другие органы |необходимой для осуществления |
   |организации при |высшего         |всех функций аудиторского     |
   |соблюдении      |управления      |комитета                      |
   |независимости   |                |Оценка соблюдения руководством|
   |                |                |организации рекомендаций      |
   |                |                |комитета по аудиту            |
   |                |                |Привлечение членов руководства|
   |                |                |организации к планированию и  |
   |                |                |оценке деятельности           |
   |                |                |аудиторского комитета         |
   L————————————————+————————————————+———————————————————————————————
   

При создании аудиторского комитета должны быть учтены факторы, влияющие на принятие решения о необходимости организации комитета, анализируемые в процессе сбора информации. Исходя из перспектив роста организации, финансовых показателей деятельности, численности работающих, потребности в проведении внешнего аудита, факта осуществляемого или предполагаемого участия в листинге акций компании на зарубежных биржах, состава собственников и наличия внешних инвесторов совет директоров организации может принять решение о создании комитета по аудиту.

Ниже представлена последовательность действий по организации аудиторского комитета:

- сбор информации о внутренних и внешних факторах, определяющих необходимость создания аудиторского комитета при совете директоров организации;

- анализ и оценка собранной информации;

- принятие решения о создании аудиторского комитета (количественный и качественный состав комитета, определение порядка оплаты работы членов комитета, составление сметы расходов);

- разработка устава аудиторского комитета (определение общей цели и задач, связей подчиненности, штата, периодичности заседаний, прав и обязанностей членов, их квалификации и сроков полномочий, порядка взаимодействия с руководством, внутренними и внешними аудиторами, представление отчетов о проделанной работе);

- отбор членов аудиторского комитета (оценка профессиональной компетентности и независимости членов комитета);

- утверждение плана работы аудиторского комитета.

В дальнейшем совет директоров должен принять положение о деятельности аудиторского комитета, обеспечивающее основу для организации комитета и определения его полномочий. В этом документе отражаются принципы деятельности комитета, общая цель и задачи, штат, периодичность заседаний, права и обязанности членов комитета, требования к их квалификации, сроки полномочий, порядок взаимодействия с руководством, внутренними и внешними аудиторами, представление отчетов о проделанной работе. Отбор членов аудиторского комитета осуществляется советом директоров компании и утверждается учредителями организации поименно. Оплату работы членов комитета рекомендуется осуществлять за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации. Профессиональная компетентность членов комитета оценивается исходя из опыта работы в сфере управления финансовой деятельностью, наличия экономического или юридического образования, общественной оценки поведения претендента.

Для эффективного взаимодействия с внешним аудитором членами комитета по аудиту может быть разработано техническое задание, являющееся приложением к договору, учитывающее специфику деятельности аудируемого лица и охватывающее наиболее проблемные участки учета. Применение такой меры не следует считать ограничением круга вопросов, подлежащих выяснению в ходе аудита, так как внешнему аудитору предоставляется возможность самостоятельно планировать проверку и применять любые формы и методы работы. Наоборот, это даст возможность аудиторской организации оптимизировать планирование аудита и повысить его эффективность. Членами комитета по аудиту по окончании проверки может быть проведена оценка степени выполнения технического задания, что будет учитываться при определении качества аудиторских услуг.

Одним из направлений деятельности аудиторского комитета является контроль за исполнением рекомендаций по результатам аудиторской проверки, что должно способствовать совершенствованию системы внутреннего контроля в организации. Кроме того, результаты эффективного аудита могут способствовать снижению суммы выплаты штрафов и экономических санкций, определению перспектив развития организации на основании достоверных данных о ее финансовом состоянии, выявлению резервов оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности.

При проведении аудиторской проверки согласно техническому заданию исключается игнорирование показателей, влияющих на налогооблагаемую базу. Следовательно, проведенная проверка будет способствовать оптимизации системы налогообложения в организации, своевременной и полной уплате налогов и сборов. Одним из направлений бюджетной эффективности аудита может служить предотвращение налоговых и экономических преступлений, поскольку аудиторский комитет, составляя техническое задание, в наибольшей степени осведомлен о характере и частоте нарушений, ведущих к преступлениям в конкретной отрасли экономики. Кроме того, экономия средств государственного бюджета достигается путем предупреждения банкротств и неплатежей в результате обязательной проверки соблюдения принципа допущения непрерывности деятельности.

Эффективный аудит способствует снижению предпринимательских рисков и оптимизации инвестиционных процессов в экономике в целом, поскольку проверенная достоверная финансовая (бухгалтерская) отчетность пользуется большим доверием заинтересованных групп пользователей информации, в том числе инвесторов, с гарантией защиты и соблюдения их интересов, которая обеспечивается комитетом по аудиту.

Таким образом, эффективность аудита, определяемая степенью удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, тесно связана с деятельностью аудиторских комитетов и, в частности, с правильной организацией их взаимоотношений с внешними аудиторами.

Статья подготовлена в рамках исследований в этой области, осуществляемых при финансовой поддержке Министерства образования Российской Федерации.

С.В.Панкова

Д. э. н.,

декан финансово-экономического

факультета

Оренбургский государственный университет

И.В.Иванникова

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита

Оренбургский государственный университет

Подписано в печать

15.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Понятие стоимости при оценке объекта собственности ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8) >
Статья: Налоговый контроль во Франции: особенности регистрации предприятий и проведения на них проверок ("Аудиторские ведомости", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.