Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Доходы от реализации услуг (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 29)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 2004

ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ

Гостиничный бизнес - это разветвленная сеть услуг, предоставляемых клиентам. В составе гостиниц, как правило, есть бары и рестораны, тренажерные залы, экскурсионные бюро, прачечная и химчистка, камера хранения, аптечные киоски, киоски по продаже газет и журналов и др. Кроме того, гости могут заказать дополнительные услуги в номер, например прокат различной техники (если в номерах нет телевизоров или холодильников, их можно взять напрокат, так же как и факс, компьютер и пр.). Естественно, при столь разноплановом наборе предоставляемых услуг вести бухгалтерский, а особенно налоговый учет в гостиницах достаточно сложно. Поэтому гостиничный комплекс - это в основном целый ряд юридических лиц, каждое из которых осуществляет определенный вид деятельности (например, торговля, общественное питание, химчистка и т.д.). При этом значительно проще правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет. Если же весь комплекс предоставляемых услуг оказывает одно юридическое лицо, то для упрощения учета целесообразно вести раздельный учет по каждому виду деятельности. Такого требования нет ни в гл.25 "Налог на прибыль организации", ни в гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Поэтому, если по всем осуществляемым видам деятельности применяется одинаковый порядок налогообложения (т.е., например, какие-то из них не переведены на уплату единого налога), то раздельный учет вести желательно, но не обязательно. Все зависит от того, каким образом удобнее организовать учет, чтобы производимые затраты можно было обосновать как экономически оправданные. Однако нужно помнить, что непосредственно к организации бухгалтерского учета по разным видам деятельности предъявляются разные требования. Так, достаточно специфичны требования к бухгалтерскому учету в общественном питании. Поэтому, несмотря на видимые дополнительные сложности ведения раздельного учета, все же рекомендуем его организовать.

Требования, предъявляемые к гостиницам,

по предоставлению информации для потребителей

К организации непосредственно гостиничного бизнеса предъявляются специальные требования. Так, в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 N 490 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.10.1999 N 1104, от 15.09.2000 N 693) (далее - Правила предоставления гостиничных услуг), гостиницы обязаны довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске.

В помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте в обязательном порядке должна быть размещена информация об услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора:

Правила предоставления гостиничных услуг;

сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;

свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась;

сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший его, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, зарегистрировавший ее);

сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;

цена номеров (мест в номере);

перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;

сведения о форме и порядке оплаты услуг;

предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;

порядок проживания в гостинице;

сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;

сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется;

сведения о вышестоящей организации.

Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами. Эта информация должна доводиться до сведения потребителей на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Сертификация гостиничных услуг

Гостиницы могут пройти добровольную сертификацию своих услуг. Она проводится на основании Постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.09.2001 N 82 "О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию". На основании пп.2 п.1 ст.264 гл.25 НК РФ расходы, произведенные гостиницей за прохождение сертификации, в полном объеме можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Учет предоставляемых гостиницами льгот

Гостиницы обязаны обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, которые имеют право на такие льготы на основании законов и иных нормативных правовых актов. В настоящее время эти льготы не закреплены федеральным законодательством. Однако они могут предусматриваться в региональных или местных нормативных актах. Если предоставляются льготы по оплате гостиничных услуг определенным категориям граждан (например, ветеранам Великой Отечественной войны), то в учете отражается доход в полном объеме, т.е. без учета льгот.

Пример. В городе, около которого проходили тяжелые бои во время Великой Отечественной войны, местными органами власти предоставлены льготы при размещении участников ВОВ в гостинице, в размере 40% установленного тарифа. Тариф на размещение одного человека в двухместном номере - 590 руб. (в том числе НДС). В учете гостиницы предоставление льгот будет отражено следующими записями:

Дебет 50 "Касса", Кредит 90-1 "Выручка" - 354,00 руб. - отражена реализация гостиничных услуг по размещению гостей по установленному тарифу;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по льготам с населением за счет средств бюджета", Кредит 90-1 "Выручка" - 236,00 руб. - отражена льгота, предоставляемая участнику ВОВ местными органами власти;

Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - 90,00 руб. - начислен НДС;

Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 86, субсчет "Расчеты по льготам населению" - 236,00 руб. - оплачена задолженность по льготному размещению участника ВОВ из средств бюджета;

Дебет 86, субсчет "Расчеты по льготам населению", Кредит 76, субсчет "Расчеты по льготам с населением за счет средств бюджета" - 236,00 руб. - средства финансирования направлены на соответствующие цели.

Штрафные санкции, выплачиваемые гостиницами

потребителям своих услуг

Если были нарушены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, исполнитель (гостиница) уплачивает потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в размере 3% суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги, если ее можно определить. Иными словами, если с потребителем услуг был заключен договор на его размещение, но по каким-то причинам, не зависящим от потребителя, размещение не производится, ему должна быть выплачена данная неустойка. Следует обратить внимание на то, что 3% уплачивается от суточной цены номера даже в том случае, если в гостинице определена почасовая оплата услуг (п.22 Правил предоставления гостиничных услуг (в ред. от 15.09.2000 N 693).

Точно так же за нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% суточной цены забронированных мест. Если исполнитель нарушил сроки начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему выбору вправе:

назначить исполнителю новый срок;

потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;

расторгнуть договор об оказании услуги.

Данные санкции для гостиницы являются внереализационными расходами и учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль (пп.13 п.1 ст.265 НК РФ).

Оформление документов

В гостиничном бизнесе используются специально разработанные формы документов, которые необходимо оформлять при размещении гостей. Так, исполнитель обязан заключить с потребителем (гостем) договор на предоставление услуг во всех случаях, кроме тех, когда отсутствует возможность предоставления услуг (например, нет свободных номеров). Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя.

При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий факт заключения договора на оказание услуг, который должен содержать:

наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

фамилию, имя, отчество потребителя;

сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

цену номера (места в номере);

другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.

Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее. Кроме того, исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.

Исполнитель может установить предельный срок проживания в гостинице, однако он должен быть одинаковым для всех потребителей.

Порядок определения доходов

Как уже указывалось, гостиницы могут иметь доходы от размещения гостей, организации общественного питания, торговли, оказания бытовых услуг и пр. Такие доходы в соответствии с гл.25 НК РФ являются доходами от реализации (ст.249 НК РФ). Кроме того, существует особая услуга - бронирование. В Правилах предоставления гостиничных услуг указано, что организация (индивидуальный предприниматель) (далее - исполнитель) вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. Таким образом, бронирование номера (места в номере) - это одна из предоставляемых услуг, и, следовательно, это доход от обычных видов деятельности. Кроме того, данная услуга на общих основаниях подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди. Таким образом, доход от бронирования не может быть включен в выручку гостиницы до факта его фактической оплаты. Это подтверждается также тем, что услуга считается оказанной по факту подписания акта приемки-сдачи. Кроме того, в соответствии с п.3 ст.271 НК РФ датой получения дохода при методе начисления признается дата реализации. Реализацией же услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Учитывая, что лицо, в пользу которого производилось бронирование номера, может отказаться от данной услуги либо приехать в момент, когда бронь уже аннулирована, услуга не может считаться оказанной. Что касается определения доходов и расходов при кассовом методе, то в данном случае датой получения дохода является день поступления средств. Следовательно, при любой налоговой учетной политике датой определения дохода по оказанию услуг по бронированию номеров фактически является дата передачи потребителю квитанции по форме N 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету".

(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2004)

С.Бакина

Генеральный директор

ООО "ПроАудит"

Подписано в печать

14.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Товарный кредит ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 29) >
Статья: <Документы для бухгалтера от 14.07.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.