Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Репатриация и обязательная продажа валютной выручки ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 29)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 2004

РЕПАТРИАЦИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

В Законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), который вступил в силу 18 июня 2004 г., имеется специальная глава "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки". Толкование термина "репатриация" в Законе отсутствует, но смысл его определяется содержанием статей данной главы: речь идет об обязанности резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту и валюту Российской Федерации, причитающуюся им по договорам с нерезидентами, а также обеспечивать возврат в Российскую Федерацию денежных средств, переведенных нерезидентам, в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.

В ранее действовавшем Законе от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" также содержались положения о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, хотя термин "репатриация" в нем отсутствовал. Однако следует обратить внимание на то, что согласно Закону зачисления на счета в уполномоченных банках экспертной выручки и возврат переведенных нерезидентам денежных средств в случае неисполнения ими контрактных обязательств должны быть осуществлены в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами.

В то же время Закон содержит закрытый перечень случаев, когда резиденты имеют право не зачислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации на счета в уполномоченных банках:

во-первых, когда выручка используется для исполнения резидентами своих обязательств перед нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств. В этом случае выручка зачисляется на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц, открытые в зарубежных банках;

во-вторых, в том случае, когда эти средства направляются на расчеты по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) или ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) на срок свыше двух лет;

в-третьих, резиденты, осуществляющие строительство объектов на территории иностранных государств, на период строительства могут зачислять полученные от нерезидентов средства на зарубежные счета и покрывать за счет этих средств свои местные расходы, связанные с сооружением объектов. По окончании строительства оставшиеся средства должны быть переведены в уполномоченные банки;

в-четвертых, резиденты, получающие иностранную валюту от проведения за рубежом выставок, спортивных, культурных и других аналогичных мероприятий, могут покрывать за счет полученных средств свои расходы, связанные с проведением конкретного мероприятия. В этом случае на период проведения мероприятия требование о репатриации не применяется.

Кроме того, резиденты - транспортные организации и резиденты, осуществляющие рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации, имеют право проводить зачет встречных требований по обязательствам с нерезидентами. В случае проведения зачета требование о репатриации не применяется.

До 1 января 2007 г. сохраняется требование обязательной продажи части экспортной выручки в иностранной валюте. Закон устанавливает предельный норматив обязательной продажи в размере 30%. Банку России предоставлено право в этих пределах устанавливать иной размер обязательной продажи. В настоящее время экспортеры должны продавать 25% валютной выручки.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причитающаяся им от нерезидентов по сделкам, предусматривающим передачу в пользу нерезидентов товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, выполнение работ, оказание услуг. При этом не имеет значения, заключена ли сделка самим резидентом или от его имени посредником: обязательная продажа части валютной выручки по указанным сделкам производится в любом случае.

В Законе содержится закрытый перечень операций, на которые не распространяется требование обязательной продажи части валютной выручки:

поступления в иностранной валюте в пользу Правительства Российской Федерации, уполномоченных им органов исполнительной власти, Банка России от операций и сделок, осуществляемых в пределах их компетенции непосредственно ими самими или от их имени;

поступления в пользу уполномоченных банков от банковских операций и иных сделок, осуществляемых ими в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ);

поступления по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг, в том числе прав на них;

валютная выручка резидентов в пределах той суммы, которая необходима для исполнения ими обязательств по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок более двух лет.

Закон не устанавливает перечень валют, подлежащих обязательной продаже. В соответствии с Законом он определяется Банком России. Банк России определяет и порядок осуществления обязательной продажи. Однако Законом установлено, кому может быть продана валюта: непосредственно уполномоченным банкам, на бирже, Банку России.

Обязательная продажа осуществляется на основании распоряжения резидента (юридического лица или физического лица - индивидуального предпринимателя) через уполномоченные банки по курсу иностранных валют по отношению к валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

В соответствии с Законом льготы по обязательной продаже и освобождение от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме перечисленных норм прямого действия в отношении обязательной продажи валюты Законом установлен перечень затрат, оплачиваемых в иностранной валюте, которые вычитаются из выручки при расчете суммы валюты, подлежащей обязательной продаже:

оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

оплата вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов;

выплаты комиссионного вознаграждения кредитным организациям, оплата исполнения ими функций агентов валютного контроля.

Следует иметь в виду, что перечисленные расходы должны быть связаны с соответствующей сделкой, часть валютной выручки от которой подлежит обязательной продаже. Кроме того, оплата этих расходов в иностранной валюте не должна противоречить нормам данного Закона, установленным в отношении расчетов между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами. Банку России предоставлено право расширить этот перечень за счет иных расходов и платежей в иностранной валюте.

Законом установлен и общий срок обязательной продажи валюты резидентом: она должна быть осуществлена не позднее чем через 7 рабочих дней со дня ее поступления.

На основании Закона Банком России разработана и утверждена Инструкция от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", в которой определен порядок осуществления обязательной продажи валюты в соответствии с прямыми нормами Закона (далее - Инструкция). Она вступила в силу с 18 июня 2004 г.

В Инструкции помимо норм прямого действия, установленных Законом по вопросу обязательной продажи части валютной выручки, содержатся следующие положения.

Норматив обязательной продажи установлен в размере 25% суммы валютной выручки. Определен перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже. К ним относятся австрийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.

Обязательная продажа части выручки в перечисленных иностранных валютах производится через транзитный валютный счет резидента, открываемый ему одновременно с открытием текущего валютного счета: каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют, за исключением клиринговых, должен соответствовать транзитный валютный счет.

На транзитный валютный счет резидента зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в его пользу, за исключением зачисляемых сразу на текущий валютный счет, минуя транзитный, следующих денежных средств:

перечисляемых с одного текущего валютного счета на другой текущий валютный счет, открытые в одном и том же уполномоченном банке;

поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, на основании заключенного между ними договора;

поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытые в одном и том же уполномоченном банке.

Круг операций по списанию денежных средств с транзитного валютного счета резидента ограничен. С этого счета денежные средства могут быть использованы на следующие цели:

1) для осуществления продажи валюты - как обязательной, так и добровольной;

2) для оплаты расходов в иностранной валюте, связанных с исполнением внешнеторговой сделки, разрешенных Законом или Инструкцией;

3) для перечисления на текущий валютный счет этого резидента в этом же уполномоченном банке:

поступлений иностранной валюты, не подлежащих обязательной продаже;

части валютной выручки, оставшейся после продажи валюты;

средств в иностранной валюте, перечисляемых в порядке компенсации разрешенных валютных расходов, связанных с исполнением соответствующей внешнеторговой сделки, если оплата этих расходов производилась с текущего валютного счета резидента;

4) для перечисления на текущий валютный счет этого резидента в другом уполномоченном банке (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет):

поступлений иностранной валюты, не подлежащей обязательной продаже, с отметкой в платежном документе "Обязательной продаже не подлежит";

части валютной выручки, оставшейся после продажи валюты, с отметкой в платежном документе "Обязательная продажа произведена";

средств в иностранной валюте, перечисленных в порядке компенсации разрешенных валютных расходов, связанных с исполнением соответствующей внешнеторговой сделки, если оплата этих расходов производилась с текущего валютного счета резидента; при этом в платежном документе должна быть проставлена отметка: "Компенсация расходов и иных платежей по пункту 1.3 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И";

5) для возврата по назначению ошибочно поступивших денежных средств на основании распоряжения владельца счета;

6) для зачисления на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте, открытый в этом уполномоченном банке в соответствии с нормативным актом Банка России о видах специальных счетов.

Порядок осуществления обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации предусматривает следующие основные этапы.

1. Не позднее следующего рабочего дня после зачисления поступившей валюты на транзитный валютный счет резидента банк направляет ему уведомление по форме с приложением выписки. Форма уведомления с указанием всех реквизитов устанавливается банком. В уведомлении указывается срок подачи документов банку; он определяется исходя из нормы Закона, согласно которой все операции по продаже валюты занимают не более 7 рабочих дней.

2. Не позднее даты, указанной в уведомлении банка, резидент представляет банку следующие документы:

составленное по форме распоряжение на обязательную продажу валюты, перечисление рублевой выручки от продажи на свой рублевый банковский счет, а суммы иностранной валюты, оставшейся после продажи, и тех сумм, которые не являются объектом продажи, - на свой текущий валютный счет;

справку об идентификации поступивших сумм валюты по видам валютных операций по форме, установленной нормативным актом Банка России.

3. Банк проверяет правильность расчета суммы валюты, подлежащей обязательной продаже. Не позднее следующего рабочего дня от даты получения документов уполномоченный банк депонирует сумму валюты, подлежащую обязательной продаже: списывает ее с транзитного валютного счета резидента и переводит на отдельный лицевой счет "Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Остальная сумма валюты зачисляется на текущий валютный счет резидента.

4. В течение 2 рабочих дней после зачисления суммы валюты, подлежащей обязательной продаже, на отдельный лицевой счет банк продает валюту и рублевую выручку от продажи валюты зачисляет на текущий валютный счет резидента.

Пример. 17 июня 2004 г. на транзитный валютный счет российского экспортера в уполномоченном банке поступило 100 000 евро в оплату за экспортный товар. 18 июня от уполномоченного банка получено уведомление о поступлении валюты. Последний день представления документов уполномоченному банку - 21 июня 2004 г. 20 июня экспортер представил уполномоченному банку распоряжение на обязательную продажу и идентификационную справку.

При расчете суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, экспортером были учтены транспортно-экспедиторские расходы в сумме 19 850 евро, оплаченные ранее с текущего валютного счета, и комиссия банка за выполнение функций агента валютного контроля в сумме 150 евро, включая НДС (22,88 евро - НДС).

Таким образом, сумма валюты, подлежащей обязательной продаже, составляет: (100 000 - 19 850 - 150) х 25% = 20 000 евро.

21 июня уполномоченный банк депонировал указанную сумму валюты на отдельном счете для осуществления продажи, а остальная сумма валюты (100 000 - 20 000) зачислена на текущий валютный счет экспортера.

25 июня банк произвел продажу валюты по рыночному курсу 34 руб/евро и полученную рублевую выручку зачислил на расчетный счет экспортера, удержав комиссию в размере 1% суммы проданной валюты.

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете российского экспортера следующим образом.

17 июня курс, установленный Банком России, составлял (условно) 33,5 руб/евро.

Д-т 52, субсчет "Транзитный валютный счет", К-т 62 - 3 350 000 руб. (100 000 евро х 33,5 руб.) - поступила валютная выручка;

Д-т 76, К-т 52, субсчет "Транзитный валютный счет" - 5025 руб. (150 евро х 33,5 руб.) - удержана сумма комиссии банка за выполнение функций агента валютного контроля;

Д-т 91-2, К-т 76 - 4259 руб. (127,12 евро х 33,5 руб.) - сумма комиссии без НДС отражена в составе операционных расходов;

Д-т 19, К-т 76 - 766 руб. (22,88 евро х 33,5 руб.) - отражен НДС с суммы комиссии на основании счета-фактуры;

Д-т 68, К-т 19 - 766 руб. - принят к вычету НДС.

21 июня курс, установленный Банком России, составлял 33,7 руб/евро.

Д-т 57, К-т 52, субсчет "Транзитный валютный счет" - 674 000 руб. (20 000 евро х 33,7 руб.) - депонирована банком сумма валютной выручки, подлежащей обязательной продаже;

Д-т 52, субсчет "Текущий валютный счет", К-т 52, субсчет "Транзитный валютный счет" - 2 690 945 руб. (79 850 евро х 33,7 руб.) - оставшаяся часть валютной выручки, включая компенсацию произведенных экспортером расходов, зачислена на текущий валютный счет;

Д-т 52, субсчет "Транзитный валютный счет", К-т 91-1 - 19 970 руб. ((33,7 - 33,5) х 99 850 евро) - отражена положительная курсовая разница.

25 июня курс, установленный Банком России, составлял 33,8 руб/евро.

Д-т 91, К-т 57 - 676 000 руб. (20 000 евро х 33,8 руб.) - списана с баланса проданная валюта;

Д-т 51, К-т 91-1 - 680 000 руб. (20 000 евро х 34 руб.) - зачислена рублевая выручка от продажи валюты;

Д-т 57, К-т 91-1 - 2000 руб. ((33,8 - 33,7) х 20 000 евро) - отражена положительная курсовая разница;

Д-т 76, К-т 51 - 6760 (200 евро х 33,8 руб.) - списана комиссия банка за обязательную продажу валюты;

Д-т 91-2, К-т 76 - 6760 руб. - списанная комиссия банка отражена в составе операционных расходов;

Д-т 91-9, К-т 99 - 14 951 руб. ((680 000 + 19 970 + 2000) - (676 000 + 4259 + 6760)) - отражена прибыль от обязательной продажи валюты.

В целях налогообложения прибыль от продажи валюты и положительная курсовая разница включаются во внереализационные доходы, а комиссионное вознаграждение банку за обязательную продажу и исполнение функций налогового агента - во внереализационные расходы.

Если экспорт осуществляется через посредника-комиссионера (или агента) и соответственно выручка поступает на транзитный валютный счет посредника, продажу валюты может осуществить как посредник, так и комитент (принципал). Но в любом случае посредник обязан представлять в банк справку об идентификации поступивших валютных средств.

Если продажу осуществляет посредник, то оставшуюся после продажи часть валютной выручки он должен перечислить либо на текущий валютный счет комитента (принципала), если они имеют счета в одном банке, либо на транзитный валютный счет комитента (принципала), если их счета находятся в разных банках.

Н.Шалашова

К. э. н.

Всероссийская академия

внешней торговли

Подписано в печать

14.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Следует ли пересчитать сумму НДФЛ, если поступила информация о не известных прежде акционерах? ("Финансовая газета", 2004, N 29) >
Вопрос: ...Организация приобрела место в гараже, отразив затраты на счете 08. В феврале получено свидетельство о регистрации прав собственности. В марте организация подписала договор купли-продажи и акт приемки-передачи места. Документы поданы для регистрации в учреждение юстиции. Нужно ли по дате получения свидетельства принять место в гараже к бухучету как ОС, если затем оно передано контрагенту, но переход права собственности еще не произошел? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.