Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налог на прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)



"Учет.Налоги.Право", N 25, 2004

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Галина Валентиновна Лазарева - заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УМНС России по г. Москве.

- Мы снимаем в банке наличные деньги на хозрасходы. Банк берет какую-то сумму, как они называют, за снятие наличных сверх лимита. Скажите, это относится на затраты?

- Договором на банковское обслуживание предусмотрено, что банк взимает плату за снятие наличных с вашего расчетного счета и определена стоимость услуг банка?

- Да, конечно. Там есть табличка с процентами, которые берет банк.

- Вас смущает, что в формулировке по оплате услуг банка присутствуют слова "средства сверх лимита"?

- Да. Понимаете, мне объяснили, что у меня лимит установлен всего 4000 руб. А если я сниму на хозрасходы 60 000 или 100 000 руб., то у меня уже будет превышение. Меня интересует, если я учту оплату услуг банка в этом случае, то не будет ли ко мне претензий?

- Я считаю, что претензий не будет. Расходы по оплате услуг банка вы учитываете в составе прочих расходов, а стоимость услуг определяется условиями договора на банковское обслуживание.

* * *

- Раз в году мы платим за регистрацию доменного имени. Это вот единовременные затраты или все-таки их нужно делить на 12 месяцев?

- Если вы оплатили расходы единовременно, а будете использовать доменное имя в своей деятельности в течение 12 месяцев, то в целях налогообложения расходы следует учитывать равными долями в течение этого срока.

- А если там сумма всего 400 руб., то имеет ли смысл помнить о ней каждый месяц?

- Это нормы гл.25 НК РФ, и о них следует помнить.

* * *

- Меня интересует такой момент. Телефонный узел снимает деньги со счета 30 июня, а счет выписывает 5 июля. Это затраты какого периода?

- Все зависит от того, как вы для себя определили дату признания расходов по оплате услуг связи.

- А вот я читала совсем иное. В марте было большое письмо по налогу на прибыль, и там написано, что нужно ориентироваться на ту дату, которой выписан счет.

- По всей видимости, вы имеете в виду Письмо УМНС России по г. Москве от 13 марта 2003 г. <*>. В Письме дан ответ по конкретному запросу налогоплательщика применительно к той ситуации, когда дата осуществления услуг связи налогоплательщиком определена как дата выставления счета. Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст.272 НК РФ. Что касается услуг связи, которые по классификации, данной в гл.25 НК РФ, относятся к прочим расходам, то при определении даты признания расходов следует пользоваться нормами пп.3 п.7 ст.272.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> N 26-08/13973 (комментарий к пп.1 п.1ст.265 НК РФ).

- Ой, минуточку, я сейчас открою.

- Этот подпункт устанавливает даты признания прочих расходов, то есть и тех расходов, которые перечислены в ст.264 НК РФ. К ним относятся и услуги связи.

- Открыла...

- Итак, что гл.25 НК РФ предлагает в качестве даты признания этих расходов? Читаем с вами вместе: либо дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Тот налогоплательщик, который задавал вопрос, для себя определил, что дата признания прочих расходов - это дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, а именно дата выписки счета на оплату услуг.

- Хорошо, а где я должна это прописать? Могу ли я это отразить в учетной политике по бухгалтерскому учету?

- Нет, мы говорим о налогообложении прибыли. Бухгалтерский учет содержит иные нормы в отношении определения даты признания расходов на услуги, оказанные сторонними организациями.

- А могу ли я сделать такую запись в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету? Чтобы одинаково было в обоих учетах.

- Я считаю, что подобной записи не должно быть ни в учетной политике для бухгалтерского учета, ни в налоговой учетной политике.

* * *

- У нас очень непростой вопрос. Компания занимается строительством стендов на выставке. Для того чтобы построить стенд, нужны какие-то материалы. Стенд построили. Часть материалов к последующему применению совершенно непригодна.

- Вы изготавливаете стенды для собственных нужд или по договорам с заказчиками?

- На заказ, конечно. Допустим, заказчик поэксплуатировал стенд. После этого он разбирается. По договору мы делаем и демонтаж.

- Стенд не переходит в собственность заказчику? Вы его предоставляете во временное пользование?

- Получается, что не переходит. Стенд остается у нас. После разбора остаются материалы, которые вообще непригодны к дальнейшему использованию. Они идут на свалку.

- Их можно списать при наличии первичных документов.

- А каких?

- У вас должен быть акт на ликвидацию основного средства...

- Нет, это не основное средство. Мы его создаем всего на несколько дней, недель. А основные средства, предполагается, служат хотя бы год.

- Это не так. Основное средство - это средство труда, и не более того. Статья 257, п.1. Нет никаких ограничений ни по сроку, ни по стоимости. Ограничения по сроку использования и стоимости в гл.25 НК есть только в отношении амортизируемых основных средств (ст.256).

- Не могу с вами согласиться!

- Тем не менее позиция наша такова. Итак, стоимость материалов и комплектующих, использованных для создания стендов, может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, единовременно при вводе в эксплуатацию. Созданное вами основное средство не попадает под определение амортизируемого имущества (срок полезного использования меньше 12 месяцев). При этом имейте в виду, что стоимость материалов или иного имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Это п.13 ст.250 НК РФ.

- А когда мы будем использовать эти материалы, мы их спишем?

- Да, при создании стенда для нового заказчика стоимость данных материалов будет учтена в стоимости создаваемого объекта.

* * *

- Скажите, пожалуйста, есть какие-то нормы расходов на обучение сотрудников? Я читаю Кодекс и не могу таких найти.

- Расходы на обучение начиная с 1 января 2002 г. не относятся к нормируемым расходам. Все, что касается перечня и условий отнесения расходов на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, - это пп.23 п.1 и п.3 ст.264 НК РФ.

- Так, а совместителей можно обучать?

- В ст.264 говорится только о штатных сотрудниках.

- Но они же тоже сотрудники. Только работают по совместительству.

- Положения о работе по совместительству имеются в Трудовом кодексе. Совместительство - это выполнение другой регулярной работы в свободное от основной работы время. Работники, работающие по совместительству, не являются штатными сотрудниками.

* * *

- Мы заказали для сотрудников визитки. Там указаны фамилия, имя, отчество, телефоны и информация о том, что мы продаем, какие услуги мы предлагаем. Могу я эти расходы принять для налогообложения?

- Можете, но в том случае, если изготовление визитных карточек связано с производственной деятельностью работников организации, которые должны поддерживать контакты со сторонними организациями. То есть это входит в их должностные обязанности, определенные соответствующими должностными инструкциями. Это изложено в Письме МНС России от 22.09.2003 N 02-4-08/546-А3415.

- У меня расходов на эти визитки всего 400 руб. А если я не приму их как расходы на рекламу, то мне не придется платить налог на рекламу?

- Не нужно увязывать возможность учета этих расходов для налога на прибыль и начисление налога на рекламу.

* * *

- Вопрос по документам для списания программного продукта на расходы. Исключительного права на него у нас нет.

- Для списания данных расходов вам необходимо иметь следующие документы: договор на передачу прав на использование объекта авторского права, карточку пользователя и инструкцию. При этом помните, что если в договоре срок пользования программой не оговорен, то расходы по приобретению программы вы принимаете в целях налогообложения единовременно. Если же у вас нет всех этих документов, то в целях налогообложения вы можете учесть только стоимость материального носителя, то есть дискеты.

* * *

- Недавно заключили с подрядчиком договор на устройство дороги. Раньше дорога была грунтовая, мы заказали сделать ее асфальтированной. Вот что это для нас будет: ремонт или строительство?

- Эта дорога используется вашим предприятием? Она числится у вас на балансе в составе основных средств?

- Да, она на нашем балансе, и мы ее используем в своей производственной деятельности.

- Теперь попробуем классифицировать произведенные расходы: ремонт или капитальные вложения. Для решения этого вопроса хотелось бы ознакомиться со сметой.

- А по каким признакам можно квалифицировать эти расходы?

- Я бы вам посоветовала посмотреть Положение по бухгалтерскому учету от 7 мая 1976 г. N 30. Оно старое и сейчас уже не действует. Но там очень хорошее определение всех видов ремонта основных средств. Возможно, это вам поможет определиться. В общем случае ремонт - это замена изношенных частей на новые, когда функционально для основного средства ничего не меняется, не расширяются его возможности, не улучшаются технические характеристики.

- То есть?

- Например, у вас была деревянная дверь, ее заменили на пластиковую. Функционально не изменилось ничего, дверь продолжает выполнять те же функции, что и изначально. Правда, изготовлена из нового более технологичного материала. И вторая ситуация: не было двери, вы сделали проем и поставили дверь, в этом случае произошли определенные изменения в отношении помещения.

- Принцип мне понятен. Спасибо большое!

* * *

- Московская торгово-промышленная палата нам выдала сертификат надежного предприятия г. Москвы. Так вот, сертификация добровольная. В связи с этим вопрос: могу ли я уменьшить на эти расходы налог на прибыль?

- Уточните: этот документ подтверждает деловую репутацию, имидж фирмы?

- Ну да. Что-то вроде этого.

- Вы знаете, вообще в отношении добровольной сертификации мнение следующее. Как следует из Закона о техническом регулировании, сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Поскольку законом предусмотрена возможность проведения добровольной сертификации, то данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Но при условии, что они удовлетворяют положениям ст.252 НК РФ, то есть они экономически оправданы и связаны с деятельностью предприятия, направленной на получение дохода. В вашем случае, я считаю, это те расходы, которые не следует учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли.

- Понимаете, мы же торгуем...

- А если у вас не будет этого сертификата, то это как-то повлияет на вашу деятельность? Какие показатели, характеризующие вашу деятельность, существенно изменились после получения организацией сертификата? Увеличилось число покупателей, увеличился товарооборот и т.п.?

- Нет. И все-таки можно ли эти расходы учесть?

- Вы можете пойти на определенный риск, включив данные затраты в расходы, учитываемые при налогообложении. Но при этом у вас должны быть достаточно веские аргументы, основанные в том числе и на анализе деятельности, подтверждающие, что наличие данного сертификата привело к тому, что улучшились показатели хозяйственной деятельности организации.

Подписано в печать

12.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Мы реализуем продукцию, облагаемую НДС по ставке 10 процентов. Но для ее производства приобретаем материалы, облагаемые НДС по ставке 18 процентов. Имеем ли мы право зачесть уплаченный поставщику налог в полной сумме? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25) >
Вопрос: Каким образом лизинговая компания учитывает сумму дохода по договору лизинга для целей исчисления налога на прибыль? Вправе ли налоговая инспекция проконтролировать величину лизинговых платежей, указанных в договоре? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.