|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Далеко ли от недоимки до банкротства? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)
"Учет.Налоги.Право", N 25, 2004
ДАЛЕКО ЛИ ОТ НЕДОИМКИ ДО БАНКРОТСТВА?
Налоговикам неожиданно вернули почетную обязанность - Президент доверил им представлять интересы государства в делах о банкротстве. Кроме того, недавно поменялся сам механизм возбуждения этой процедуры. Так в каких случаях и в каком порядке налоговики могут добиться того, чтобы налогоплательщик был признан несостоятельным?
Потеря статуса министерства в результате реформы исполнительной власти восполнилась для налоговых органов прибавлением полномочий. К ним в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 перешли функции упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству по представлению интересов государства в сфере банкротства (абз.3 п.14 Указа). Для налоговиков эта деятельность в принципе не нова - они участвовали в банкротствах от имени государства еще во времена действия первого в стране Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (от 08.01.1998 N 6-ФЗ). Причем делили эти полномочия все с той же ФСФО России. Однако этот тандем продолжался недолго. Новый Закон о банкротстве (от 26.10.2002 N 127-ФЗ) отнял у налоговиков "банкротные" полномочия. И вот теперь ситуация снова изменилась: органом, уполномоченным представлять интересы государства при банкротствах, назначено налоговое ведомство. Чем это обернется для налогоплательщиков?
Причины для "заявы"
Отстаивая интересы бюджета, налоговые органы вправе инициировать процедуру банкротства налогоплательщиков-должников, вступать со своими требованиями в уже начатые процедуры, участвовать в собраниях кредиторов и голосовать по тем или иным вопросам о судьбе должника.
Наибольший интерес представляет ситуация, когда налоговые органы сами начинают банкротство. Как и любой другой кредитор, они вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Сделать это можно, конечно, при наличии признаков банкротства. Для организации это просроченная в течение трех месяцев задолженность по налогам и сборам на сумму не менее 100 тыс. руб. А для предпринимателей - просроченная в течение трех месяцев задолженность не менее 10 тыс. руб., превышающая стоимость их имущества. И хотя при определении признаков неплатежеспособности в расчет берется только основная сумма долга, а задолженность по пеням и штрафам не учитывается (ст.4 Закона N 127-ФЗ), суммы все равно получаются довольно небольшие. И шанс задолжать их бюджету весьма велик. А если еще учесть тот факт, что для начала процедуры банкротства налоговикам не надо подтверждать размер задолженности в суде - им достаточно лишь собственного решения об этом (п.2 ст.41 Закона N 127-ФЗ), то шанс попасть под банкротство возрастает многократно. Заметим, что обычный, "коммерческий", кредитор может обратиться в суд с заявлением о банкротстве только если имеет на руках решение суда, подтверждающее факт и размер задолженности.
На старт, внимание...
Порядок направления налоговиками "банкротных" заявлений в суд определен в недавнем Постановлении Правительства РФ от 29.05.2004 N 257. Этот документ предписывает налоговикам работать быстро: через 30 дней (но не позднее чем через 90 дней) после направления судебному приставу постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника инспекция должна принять решение о направлении заявления о банкротстве в суд. Такое же решение должно быть принято и после получения уведомления о задолженности налогоплательщика от иных органов, представляющих государство, например таможни или внебюджетных фондов. В этом случае на принятие решения отведено 30 дней с момента получения уведомления. И еще в течение пяти дней соответствующее заявление должно быть подано в суд. А можно ли избежать банкротства, если решение уже принято, но заявление в суд еще не направлено? В правительственном Постановлении N 257 есть ответ и на это. Налоговики обязаны отложить направление заявления в суд, если должник представит в налоговый орган документы, подтверждающие, что налогоплательщик взыскивает с контрагентов дебиторскую задолженность в сумме, превышающей долг перед бюджетом. Такими документами могут быть, например, исковое заявление о взыскании долга с подтверждением направления его в суд или определение суда о назначении дела к слушанию. Кроме того, потребуется представить график погашения налогоплательщиком своего долга перед государством. А вот обжалование самого требования об уплате налогов (в суд или в вышестоящий налоговый орган) безусловной приостановки процедуры банкротства не влечет. Хотя Постановление N 257 все же разрешает налоговикам в таком случае приостановить передачу "банкротного" дела в суд. Приостановка может длиться до рассмотрения заявления (жалобы) должника, но не дольше двух месяцев. Еще одно основание для обращения налоговиков в суд с заявлением о банкротстве предусмотрено Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В ст.60 этого Закона сказано, что налоговики обязаны начать процедуру банкротства, если получат от судебного пристава уведомление об аресте недвижимого имущества, сырья и материалов, оборудования и других основных средств налогоплательщика, участвующих в производстве.
Шансы принятия решения
Как видно, по вновь утвержденной процедуре вопрос об обращении в суд решается не выборочно, а в отношении каждого должника и в четко оговоренные сроки. Но значит ли это, что налоговики поставят банкротства на поток? На самом деле по новому Закону государству не очень выгодно банкротить хозяйствующих субъектов, и вот почему. Прежний Закон предусматривал пять очередей кредиторов, в которой интересы государства занимали четвертое место, а все прочие "коммерческие" кредиторы - пятое. Поэтому у государства был значительный шанс получить задолженность за счет имущества должника. Ведь, как правило, требования кредиторов трех первых очередей (долги в результате причинения вреда, по заработной плате, а также обеспеченные залогом обязательства) весьма незначительные. Теперь же очередей всего три, и государство оказалось в составе последней, третьей, наряду с прочими кредиторами (ст.134 Закона N 127-ФЗ). Соответственно и имущество должника по завершении банкротства придется делить между всеми кредиторами пропорционально заявленным требованиям. В такой ситуации вероятность полного расчета с бюджетом гораздо ниже. Есть и еще один ощутимый момент, который помешает налоговым органам банкротить несостоятельных налогоплательщиков. Статья 227 Закона о банкротстве разрешает подавать заявление в отношении отсутствующих должников только тогда, когда есть средства для финансирования процедур банкротства. На сегодняшний день единственный, пожалуй, источник таких средств - это имущество самого должника. А в отношении налогоплательщиков, место фактического нахождения которых неизвестно, как правило, отсутствуют и сведения о каких-либо активах.
Голосование
Если же процедура банкротства возбуждена, то налоговики имеют право присутствовать на собраниях кредиторов и участвовать в принятии решений о делах должника (ст.12 Закона N 127-ФЗ). Количество голосов, которыми они смогут распоряжаться, определяется пропорционально заявленным им требованиям по уплате обязательных платежей, учтенным в реестре. Поэтому налоговики, как и прочие кредиторы, тоже нуждаются в признании их требований и включении в общий реестр, который ведет арбитражный управляющий (подробнее см. "УНП" N 9, 2004, с. 12 "Как попасть в реестр к банкроту"). Размер задолженности определяется по данным не только налоговых, но других органов власти, которые обязаны представлять налоговикам такую информацию в недельный срок после получения их запроса. Эта суммированная и внесенная в реестр задолженность и берется при расчете голосов государства. При этом пени и штрафы во внимание не принимаются. Не участвуют в расчете и текущие платежи - задолженность, сформировавшаяся уже после возбуждения дела о банкротстве. Зато такие долги погашаются прежде всех очередей. Один из наиболее важных вопросов собрания кредиторов - выбор дальнейшей процедуры банкротства, следующей за наблюдением (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение). И при решении этого вопроса налоговая служба не свободна в своем выборе. Голосуя за ту или иную процедуру, она должна учитывать мнение органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления (п.16 Постановления Правительства РФ N 257). Причем если позиция этих органов обеспечена поручительством, то налоговики обязаны проголосовать именно за те процедуры, на которых настаивают власти.
Т.В.Старостина Эксперт "УНП" Подписано в печать 12.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |