Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: С завтраком или нет? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)



"Учет.Налоги.Право", N 25, 2004

С ЗАВТРАКОМ ИЛИ НЕТ?

Гостиницы категории "три звезды", ориентированные в основном на командировочных, сталкиваются с нежеланием гостей оплачивать завтрак. Здесь встает вопрос о соблюдении норм закона о защите прав потребителей: насколько правомерно включать в стоимость проживания питание? Не ущемляет ли это права потребителей? Существуют аргументы как за, так и против. Чтобы избежать конфликтов, многие гостиницы предлагают завтрак как дополнительную услугу. В этом случае придется отслеживать, воспользовался гость этой услугой или нет.

Аргументы в поддержку гостиниц

Включать стоимость завтрака в цену проживания или нет - вопрос ценовой политики гостиницы.

Правила оказания гостиничных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490, далее - Правила) предусматривают наличие услуг, входящих в стоимость проживания, и дополнительных услуг. Так, согласно п.4 Правил, исполнитель обязан своевременно представлять потребителю необходимую информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. А именно: перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере), перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.

Таким образом, гостиница, формируя стоимость проживания с учетом питания, определяет стоимость не дополнительной услуги, а услуги, входящей в стоимость проживания. Можно провести аналогию с пользованием холодильником или телевизором, которые входят в стоимость проживания в номере, и никто не рассматривает их как дополнительную услугу.

Поэтому если гостю не нравится, что гостиница предлагает ему проживание с учетом питания, то в таком случае гость вправе отказаться от предоставляемых услуг и выбрать гостиницу, которая будет соответствовать его представлению об услугах.

Доводы потребителей

Вместе с тем п.2 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Таким образом, гость вправе предъявить претензию о том, что услугу по проживанию он может приобрести только если заплатит за питание. А в случае предъявления такой претензии гостиница должна будет вернуть стоимость завтрака, то есть продать номер по стоимости, уменьшенной на сумму завтрака.

Во избежание конфликтных ситуаций с клиентами некоторые гостиницы составляют два прейскуранта цен на услуги гостиницы: с учетом питания и без учета питания.

Разный учет питания

В зависимости от того, включается завтрак в стоимость номера или же предоставляется как отдельная услуга, различается и порядок учета оплаты, поступившей за питание.

Если гостиница включает завтрак в стоимость проживания, то независимо от того, ел гость или не ел, стоимость питания не возвращается, а услуга считается оказанной. Следовательно, гостиница зачисляет стоимость завтрака в выручку от оказания гостиничных услуг как для бухгалтерского, так и для налогового учета (п.12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", ст.249 НК РФ).

Если гостиница предоставляет завтрак как дополнительную услугу, то ей необходимо отслеживать посещение гостей для учета тех, кто оплатил стоимость завтрака, однако им не воспользовался.

Выручки от реализации услуги в данном случае не возникает ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п.12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п.1 ст.39, ст.249 НК РФ). В такой ситуации у гостиницы образуется аванс на сумму не оказанной гостю услуги. Для целей бухгалтерского учета он должен быть учтен по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Авансы полученные".

Если образовавшаяся переплата не востребована гостем при выезде или в течение трех лет, то по истечении трех лет аванс будет списан во внереализационные доходы как кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (ст.196 ГК РФ, п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п.8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п.18 ст.250 НК РФ).

К.А.Куркина

Е.А.Козлова

Специалисты отдела аудита

гостиничного бизнеса АКГ МКПЦН

Подписано в печать

12.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бронь и простой номера ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25) >
Статья: Трудовые будни студентов и школьников ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 25)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.