Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 13)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 13, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.06.2004 N 58-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ">

Последние воспоминания о МНС скоро канут в Лету. 29 июня 2004 г. президент подписал Федеральный закон N 58-ФЗ, который по сути прекращает полномочия Министерства по налогам и сборам. Появление Закона связано с начавшейся весной этого года нашумевшей административной реформой. Наконец действующее законодательство приведено в соответствие с новой структурой государственного управления.

Новый документ уточняет положения десятков нормативных актов. В том числе и тех, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятий. Учитывая, что большинство поправок носит сугубо технический характер, мы не ставим перед собой цель осветить каждую из них. В комментарии речь пойдет об изменениях, которые могут непосредственно повлиять на практическую работу бухгалтеров. Это поправки, внесенные в налоговое законодательство.

Статья 54 Закона N 58-ФЗ корректирует отдельные статьи первой части Налогового кодекса. С их новой редакцией вы можете ознакомиться выше.

Статья 62 Закона N 58-ФЗ уточняет некоторые статьи второй части Кодекса - об этих поправках мы расскажем в комментарии.

Кроме того, мы обратим ваше внимание на проблемы, которые могут возникнуть в переходном периоде во взаимоотношениях организаций с обновленными госструктурами.

Новый друг лучше старых двух

Напомним, что Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 был создан новый финансово-хозяйственный блок в нынешнем правительстве страны. Он представлен Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. Министерства по налогам и сборам в структуре исполнительной власти больше нет. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая состоит в подчинении у Минфина.

Поэтому поправки, внесенные в Налоговый кодекс, в основном сводятся к замене упоминаний о МНС ссылками на Минфин. Точнее, либо на Минфин, либо на "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов". Столь витиеватая формулировка позволяет предположить, что законодатели не уверены в окончательном завершении административной реформы. Видимо, они подстраховались на случай очередной реорганизации и, чтобы потом опять не уточнять Кодекс, не стали прямо упоминать вновь созданную Федеральную налоговую службу.

Между тем "раздвоенные" ссылки на Минфин и ФНС, присутствующие в обновленной версии Налогового кодекса, имеют определенный смысл. Дело в том, что новая структура государственного управления четко разделяет функции этих ведомств. Оба они являются федеральными органами исполнительной власти. Однако задачи Минфина ограничиваются тем, что он будет формировать и регулировать государственную политику в области финансов и налогов. Заниматься контрольно-надзорной деятельностью министерству запрещено. ФНС, наоборот, обязана следить за соблюдением налогового законодательства, но не имеет права вмешиваться в его создание.

Конкретные функции Минфина перечислены в Постановлении Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". В частности, Минфин должен:

- подготавливать нормативные акты в области бюджетного, налогового, валютного и бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей;

- утверждать формы налоговых деклараций, методических рекомендаций и других нормативных актов по применению налогового законодательства, а также в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Четкого перечня функций Федеральной налоговой службы пока нет. Нет и положения о ФНС, в котором должны быть зафиксированы права и обязанности нового ведомства и его чиновников. Тем не менее Закон N 58-ФЗ был официально опубликован 1 июля. Его ст.ст.54 и 62, которые вносят изменения в Налоговый кодекс, вступают в силу с 1 августа 2004 г. И если к этому времени полномочия всех участников налоговых правоотношений со стороны государства не будут определены, то поправки "забуксуют".

Письма налоговиков обесценены

Что же должно произойти 1 августа?

Во-первых, начнет работать новая система налоговых органов. Впрочем, слово "новая" в данном случае не совсем подходит. Ведь по сути изменения формальны и скорее всего сведутся к очередной смене вывесок. В состав налоговых органов войдут Федеральная налоговая служба и ее структурные подразделения, об этом сказано в п.3 ст.9 Налогового кодекса. Видимо, это будут те же региональные налоговые управления и территориальные налоговые инспекции. Только аббревиатуры УМНС и ИМНС сменятся на УФНС и ИФНС.

Во-вторых, изменится порядок получения информации о действующих правилах уплаты налогов. Правда, сказать, как он будет выглядеть на практике, пока трудно. Положения п.п.1 и 2 ст.21, а также пп.4 п.1 ст.32 Налогового кодекса написаны недостаточно четко. К тому же пока нет и обновленного положения о Министерстве финансов, где должны быть определены структура этого ведомства и полномочия его территориальных подразделений.

С одной стороны, давать письменные разъяснения по применению федерального налогового законодательства вправе только Минфин (ст.34.2 НК РФ). Разъяснять содержание региональных и местных нормативных актов по налогам и сборам могут лишь соответствующие финансовые органы (министерства, департаменты, управления) в субъектах РФ, районах или населенных пунктах.

С другой стороны, налогоплательщики вправе обращаться с запросами о порядке исчисления и уплаты налогов в ИФНС по месту своего учета. И налоговые инспекции обязаны письменно отвечать на эти запросы (пп.4 п.1 ст.32 НК РФ). Однако проблемы, связанные с исчислением налогов, чаще всего возникают из-за различных толкований налогового законодательства. По каким критериям налоговики будут определять, входит ли в их компетенцию ответ на то или иное письмо, непонятно. Вариантов может быть два, причем оба вряд ли удовлетворят бухгалтеров.

Первый - если инспекции станут пересылать вопросы налогоплательщиков непосредственно в Минфин России или в его структурные подразделения на местах. В этом случае об оперативности ответов можно будет позабыть. Особенно на первых порах, пока финансовые органы не обзаведутся достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных ежемесячно отвечать на тысячи писем.

Второй вариант - если инспекции станут самостоятельно вести разъяснительную работу. Оперативности в этом случае, может, и прибавится, но ответы налоговиков нельзя будет признать официальными. По крайней мере избежать ответственности за неправильное исчисление налога с их помощью не удастся. Об этом свидетельствуют поправки, внесенные в ст.111 Налогового кодекса, где говорится об обстоятельствах, исключающих вину предприятий в совершении налогового правонарушения.

Раньше в пп.3 этой статьи упоминались письма налоговых органов. Выполнив любое, даже ошибочное разъяснение территориальной инспекции или УМНС, налогоплательщик освобождался от ответственности за нарушение налогового законодательства. Теперь в ст.111 речь идет о письмах финансовых органов. Таким образом, даже если налоговая инспекция согласится с неправильными действиями бухгалтера, фирма не сможет избежать штрафа, если в дальнейшем они будут признаны нарушением или если Минфин даст противоположный ответ. А документов, в которых мнение Минфина идет вразрез с позицией МНС, в последнее время было немало - наши постоянные читатели легко могли в этом убедиться.

Единственное, что можно будет получить в инспекции без особых проблем, - это текущую информацию: сроки уплаты налогов, права и обязанности налогоплательщиков и инспекторов, реквизиты необходимых нормативных актов и т.п. Кроме того, в Кодексе сохранена обязанность налоговиков бесплатно снабжать плательщиков формами налоговой отчетности и инструкциями по их заполнению.

Обязательную публикацию сведений о региональных и местных налогах отменили (ст.16 НК РФ).

Фонды - вне налогов

Из первой части Налогового кодекса исключены почти все упоминания о государственных внебюджетных фондах. Таким образом, любые попытки сотрудников ПФР, ФСС или ФОМС воспользоваться полномочиями налоговиков после 1 августа 2004 г. станут абсолютно незаконными. Единственные нормы Налогового кодекса, которых они должны придерживаться, - это положения ст.78, где говорится о зачете или возврате излишне уплаченных сумм.

Порядок привлечения к ответственности за неправильное начисление пенсионных взносов и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве регулируют отдельные нормативные акты, которые не относятся к налоговому законодательству. Впрочем, не исключено, что со следующего года налоговики расширят свои полномочия и получат право не только контролировать правильность начисления пенсионных взносов, но и взыскивать с работодателей недоимку и пени. Такие поправки предусмотрены в законопроекте об изменениях по единому социальному налогу.

Формы авансовых расчетов и деклараций по пенсионным взносам после 1 августа будет утверждать Минфин.

Что не отменено, то разрешено

С 1 августа 2004 г. все новые налоговые нормативные акты, в том числе формы отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина. Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (т.е. требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из ст.4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать "приватные" указания и рекомендации, которые вроде бы и не признавались нормативными актами, но были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров. В обновленной редакции исключение сделано лишь для некоторых вспомогательных форм: налоговых уведомлений, требований об уплате налога, актов налоговых проверок, заявлений о постановке на налоговый учет и т.п. Образцы этих бланков поручено утверждать Федеральной налоговой службе.

Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего подобные документы будут выходить и впредь с грифом "для служебного пользования", как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному и поток арбитражных споров существенно не сократится.

Обратите внимание: новый порядок принятия нормативных актов вовсе не означает, что Минфин сразу же бросится дезавуировать все приказы, выпущенные МНС. Статьей 78 Закона N 58-ФЗ установлено, что все документы, принятые прежними ведомствами до вступления этого Закона в силу, действуют как и раньше. Они будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций. Таким образом, нормативными актами МНС, прошедшими государственную регистрацию до 1 августа 2004 г., нужно будет руководствоваться и впредь.

У Федеральной налоговой службы появились некоторые новые функции. В частности, Минфин передал ей право определять "страну происхождения" доходов налогоплательщика (ст.42 НК РФ) и предоставлять рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (ст.63 НК РФ). Кроме того, новая служба включена в перечень органов валютного контроля. Соответствующие поправки внесены в п.14 ст.7 Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Часть вторая...

Перераспределение функций МНС и Минфина отразилось и на содержании второй части Налогового кодекса. Главным образом, изменения связаны с порядком утверждения различных документов, необходимых для налогового контроля. Поправки объединены в ст.62 Закона N 58-ФЗ. Назовем лишь некоторые из них.

После 1 августа 2004 г. Минфин будет:

- утверждать формы уведомлений об использовании права на освобождение от уплаты НДС (п.3 ст.145 НК РФ);

- устанавливать перечень иностранных государств, российские представительства которых освобождаются от уплаты НДС при аренде служебных и жилых помещений (п.1 ст.149 НК РФ);

- определять порядок представления специальных реестров для традиционных экспортеров (пп.3 п.1 ст.165 НК РФ);

- согласовывать форму расчетных писем для применения нулевой налоговой ставки по НДС на железнодорожном транспорте (пп.1 п.5 ст.165 НК РФ). Новый порядок подтверждения права на льготу вводится с 1 января 2005 г.;

- устанавливать правила выдачи свидетельств о регистрации лиц, совершающих сделки с нефтепродуктами (п.3 ст.179.1 НК РФ);

- утверждать порядок хранения алкогольной продукции на акцизных складах и порядок работы постоянно действующих налоговых постов (ст.ст.197 и 197.1 НК РФ);

- утверждать формы и порядок представления реестров счетов-фактур для вычета по акцизам при проведении операций с нефтепродуктами (п.8 ст.201 НК РФ);

- устанавливать перечень иностранных государств, граждане которых освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (п.2 ст.215 НК РФ);

- утверждать формы налоговых карточек по учету доходов физлиц (N 1-НДФЛ), а также порядок передачи сведений о доходах на дискетах или по электронной почте. Формы справок о доходах физлиц (N 2-НДФЛ) будет утверждать Федеральная налоговая служба (ст.30 НК РФ);

- устанавливать формы отчетов об использовании средств целевого финансирования (п.14 ст.250 НК РФ);

- устанавливать порядок формирования страховых резервов в страховых компаниях. Раньше это входило в функции Росстрахнадзора (п.2 ст.294 НК РФ);

- утверждать формы заявлений иностранных организаций о возврате налогов, удержанных в Российской Федерации (п.2 ст.312 НК РФ).

Обратите внимание: согласовывать порядок расчета налогооблагаемой прибыли при наличии у зарубежной компании нескольких отделений будет ФНС (п.4 ст.307 НК РФ). Кроме того, новой службе доверено утверждать форму налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям и удержанных налогах (п.4 ст.310 НК РФ).

И последнее. У Минфина появилась еще одна функция, которая не отражена в Налоговом кодексе. Это ведомство также будет утверждать инструкции по применению Закона от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".

В.И.Мещеряков

Руководитель авторского коллектива

книги "Годовой отчет"

Подписано в печать

09.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Имеем ли мы право получить в налоговой инспекции сведения об ИНН нашего поставщика? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 13) >
Статья: <Комментарий к главе 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.