Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обособленные подразделения организации: правовые и налоговые аспекты деятельности (Начало) ("Все о налогах", 2004, N 8)



"Все о налогах", N 8, 2004

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

ПРАВОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятия обособленного подразделения организации, используемые для целей гражданского и налогового законодательства, не идентичны. Этими понятиями определяются, с одной стороны, правоспособность соответствующего подразделения, а именно возможность заключения от имени юридического лица хозяйственных договоров, осуществления отдельных хозяйственных операций, а с другой - необходимость исчисления и уплаты налогов по месту фактического нахождения подразделения.

Обособленные подразделения организации

в гражданском законодательстве

Согласно положениям гражданского законодательства выделяются такие обособленные подразделения организаций, как представительства и филиалы.

В соответствии со ст.55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, включая функции представительства.

Представительства и филиалы организаций не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Созданные организациями представительства и филиалы в обязательном порядке указываются в их учредительных документах (уставе, положении и др.), и при этом сами представительства и филиалы юридического лица не являются его органами. На это, в частности, указывается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.09.1997 N 435/96.

Необходимо учитывать, что любое обособленное структурное подразделение юридического лица должно быть отнесено либо к филиалу, либо к представительству, так как иного варианта действующее гражданское законодательство не предусматривает. При этом не имеет значения наименование данного структурного подразделения (бюро, отделение и т.п.).

При определении обособленности того или иного структурного подразделения организации необходимо учитывать почтовые адреса зданий и помещений, в которых располагаются указанные подразделения. Если структурное подразделение организации (в частности, отдел, цех и т.п.) расположено по тому же почтовому адресу, что и администрация организации, такое структурное подразделение не может быть признано обособленным, поэтому нет необходимости придавать ему статус филиала или представительства.

В Письме Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87 разъяснено, что территориальная обособленность от места нахождения организации (т.е. от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах) может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Представительства могут создаваться в том числе и за рубежом с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства и (или) положений заключенных Российской Федерацией международных соглашений.

Согласно п.3 ст.55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, в которой определяются, полномочия руководителя. Соответствующих указаний в учредительных документах юридического лица недостаточно (п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

В выданной на имя руководителя обособленного подразделения доверенности могут определяться, в частности, следующие права:

- на открытие банковских счетов с указанием прав по распоряжению средствами;

- на заключение хозяйственных договоров, а также иных сделок с возможным ограничением их максимального размера;

- на распоряжение имуществом обособленного подразделения.

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверять совершение действий, на которые он уполномочен выданной юридическим лицом доверенностью, с соблюдением правил, установленных ст.187 ГК РФ. В частности, передоверие возможно только в случае, если это допускается самой доверенностью. В исключительных случаях передоверие может производиться, если лицо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, а ее срок не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Руководитель обособленного подразделения, передавший полномочия другому лицу, должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о том, кому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные.

Следует учитывать, что на созданные в установленном порядке организациями представительства не распространяются правила ст.184 ГК РФ о коммерческом представительстве, так как коммерческое представительство осуществляется на основании заключенного сторонами гражданско-правового договора.

Как отмечено в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 N 34, обособленные подразделения могут предъявлять иски только от имени юридических лиц, которыми они созданы.

В связи с этим к исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

К обособленному подразделению иски предъявляться не могут. В любом случае по обязательствам обособленного подразделения должно отвечать создавшее его юридическое лицо.

Если в ходе судебного слушания выяснится, что у руководителя структурного подразделения имеются полномочия на предъявление иска или на участие в арбитражном процессе от имени юридического лица, истцом или ответчиком по делу по решению судебного органа должно признаваться юридическое лицо.

Решение о выделении обособленного подразделения на самостоятельный баланс, открытии им банковских счетов принимается юридическим лицом с учетом удаленности обособленного подразделения, характера и объемов осуществляемой деятельности, а также иных факторов, которые оно сочтет существенным.

При этом если филиал (представительство) наделяется правом ведения самостоятельного баланса, его штатная структура должна предусматривать бухгалтерские должности (если только ведение учета не будет поручено головной организации или сторонней организации на основании заключенного с ней гражданско-правового договора).

Заработная плата работникам обособленного подразделения может выплачиваться как по месту их работы, так и через головную организацию. При этом выбор организации должен быть произведен с учетом необходимости уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование по месту осуществления выплат заработной платы.

Обособленные подразделения организации

в налоговом законодательстве

Несколько иное, отличное от положений гражданского законодательства, понятие обособленного подразделения организации используется для целей налогового законодательства.

Так, в соответствии с положениями ст.11 НК РФ под обособленным подразделением организации для целей налогообложения понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В свою очередь, под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Указанное понятие содержится, в частности, в ст.209 Трудового кодекса РФ.

Исходя из приведенного в ст.11 НК РФ понятия обособленного подразделения, для его признания таковым для целей налогообложения необходимо создание как минимум двух рабочих мест. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01 <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Практика судов по данному вопросу не однозначна. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 суд отметил, что под обособленным подразделением понимается и одно рабочее место. Позиция МНС России по этому вопросу отражена в Письме от 28.04.2004 N 09-3-02/1912, в котором разъяснено, что создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки такого обособленного подразделения на учет в налоговом органе.

К понятию рабочего места не относятся обязанности, которые определяются заключенным с физическим лицом гражданско-правовым договором.

Обособленное подразделение организации может быть признано таковым в целях налогового законодательства и в том случае, когда работники организации направляются в служебную командировку сроком свыше 1 месяца (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2002 N А05-9651/01-491/14).

Обособленное подразделение может быть признано для целей налогообложения, если оно находится на территории, налоговый учет и налоговый контроль на которой осуществляет другой налоговый орган, в котором организация уже состоит на налоговом учете.

При этом различные почтовые адреса головной организации и обособленного подразделения в одном населенном пункте при отсутствии системы раздельной регистрации юридических лиц применительно к внутреннему административному делению населенного пункта не создают у организации обязанности повторной постановки на учет, так как его место нахождения и место нахождения его подразделения одинаково (Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2002 N КА-А40/8039-01).

По всем созданным на территории Российской Федерации обособленным подразделениям юридические лица обязаны представить в налоговый орган по месту учета данные об их создании, реорганизации или ликвидации. Согласно п.2 ст.23 НК РФ информация об обособленных подразделениях организации представляется в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

При этом, как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 24.09.2001 N Ф09-2287/01-АК, месячный срок исчисляется с момента регистрации внесения изменений в учредительные документы лица, создающего обособленное подразделение.

Являясь структурными подразделениями организаций, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения в целом ряде случаев обязаны исполнять обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту своего фактического нахождения. Сами обособленные подразделения не признаются участниками налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Учитывая данное обстоятельство, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее обособленное подразделение (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9).

Согласно п.2 ст.23 НК РФ организации обязаны в 10-дневный срок сообщать в налоговые органы сведения об открытии или закрытии счетов. При этом, как разъяснено в Письме МНС России от 06.02.2004 N 24-1-10/93, налогоплательщик-организация обязан письменно сообщать об открытии (закрытии) счетов в банках, в том числе открытых обособленным подразделением, в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Регистрация обособленных подразделений

Согласно ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация обязана встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений, принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Соответственно, сколько бы у организации ни было обособленных подразделений, по месту нахождения каждого из них она должна быть поставлена на учет в налоговых органах.

В ряде случаев в силу принципа "одного окна" для того, чтобы встать на учет в соответствующих налоговых органах и в государственных внебюджетных фондах, представление заявления о постановке на учет, а также иных любых документов от организации не требуется.

Если обособленное подразделение находится по месту нахождения головной организации (в местности, отнесенной к ведению того территориального органа налоговой инспекции, где состоит на учете головная организация), организация не обязана вставать на учет по тому основанию, что у нее имеется обособленное подразделение. На это, в частности, указано в п.39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.

Однако до момента постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения, местам нахождения обособленных подразделений и местам нахождения имущества организация обязана получить документы, подтверждающие ее государственную регистрацию.

Государственная регистрация юридических лиц производится в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации утверждена Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 юридические лица в связи с осуществлением деятельности через свое обособленное подразделение представляют сведения о наименовании организации, ее ОГРН, ИНН/КПП, серии и номере свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, дате постановки на учет, наименовании и адресе места нахождения обособленного подразделения, сведения о руководителе и главном (старшем) бухгалтере организации, сведения о руководителе и главном (старшем) бухгалтере обособленного подразделения.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

- учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;

- выписка из ЕГРЮЛ;

- положение об обособленном подразделении;

- распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Полномочия обособленного подразделения по уплате налогов по месту его нахождения должны быть подтверждены соответствующими документами.

При постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленных подразделений ему присваивается код причины постановки на учет (КПП).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов.

Месячный срок для подачи заявления о постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе отсчитывается с момента составления справки, фиксирующей создание организацией стационарных рабочих мест. При этом договор аренды, например, не свидетельствует о создании обособленного подразделения, а наряду с другими может служить одним из доказательств факта деятельности подразделения, на что указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2001 N А56-10005/01.

Согласно ст.11 НК РФ и определения рабочего места, приведенного в ст.209 Трудового кодекса РФ, месячный срок подачи заявления о постановке на учет обособленного подразделения исчисляется со дня начала осуществления им деятельности, а не со дня издания приказа о его создании (Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2001 N Ф09-1520/2001-АК).

Постановка на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств согласно п.5 ст.83 НК РФ производится на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрацию транспортных средств. При этом организации присваиваются соответствующие коды КПП.

Налоговые органы в силу требований ст.84 НК РФ обязаны произвести постановку на учет в течение пяти дней со дня поступления соответствующих сведений и в тот же срок выдать или направить по почте свидетельство и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с п.2.1.6 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, обязаны сообщать по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода КПП в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

Необходимо учитывать, что иногда у организаций могут возникнуть обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом отсутствовать основания для постановки их на учет в налоговом органе. В таких случаях учет организаций в налоговых органах осуществляется в соответствии с Письмом МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410.

Особенности учета в налоговых органах Российской Федерации иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, определены Приказом МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426.

В установленном действующим законодательством порядке организации, а также и их обособленные подразделения должны встать на учет и в государственных внебюджетных фондах в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация организаций в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда РФ в 5-дневный срок с момента представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержден Постановлением Правления ПФР от 19.03.2003 N 33п. В соответствии с п.2 разд.II указанного Порядка организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, регистрируются в качестве страхователей по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые организации выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация страхователей из числа юридических лиц осуществляется в 5-дневный срок с момента представления в исполнительные органы ФСС РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений из единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, организации должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также и по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Порядок регистрации организаций в ФСС РФ регламентирован Постановлениями ФСС РФ от 04.12.2000 N 119 и от 05.01.2004 N 1.

Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации утвержден Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27.

Регистрация организаций-страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется согласно ст.9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

Регистрация организации производится в 5-дневный срок с момента представления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений из государственного реестра юридических лиц. Организации должны быть также зарегистрированы по месту нахождения их обособленных подразделений, и при этом регистрация осуществляется на основании заявления о регистрации, представляемого не позднее 30 дней со дня создания соответствующего подразделения.

(Окончание см. "Все о налогах", N 9, 2004)

И.В.Самойлов

Подписано в печать

08.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В каком размере в 2002 - 2004 гг. должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности? ("Все о налогах", 2004, N 8) >
Статья: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров и субсидиарное применение норм национального права по вопросу недействительности договора ("Внешнеторговое право", 2004, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.