Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 8)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МВД РОССИИ И МНС РОССИИ

ОТ 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ,

ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

И ПРЕСТУПЛЕНИЙ">

1. Общие положения

С 1 июля 2003 г. приступила к работе Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее - ФСЭНП МВД России), которая является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России. В состав службы входят два главных управления: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (далее - ГУБЭП ФСЭНП МВД России) и Главное управление по налоговым преступлениям (далее - ГУНП ФСЭНП МВД России).

Всего за второе полугодие 2003 г. подразделениями внутренних дел субъектов Российской Федерации в результате осуществления мер по противодействию налоговой преступности выявлено 2552 преступления, из них 86,8% (2217) совершенных в крупном и особо крупном размере. Общая сумма выявленного ущерба - 15 млрд 800 млн руб. Возмещено более 3 млрд руб. Направлено в суд 515 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 650 лиц. По большинству уголовных дел следственные мероприятия продолжаются и осуществляется их оперативное сопровождение.

Для сравнения: за второе полугодие 2002 г. ФСНП России выявлено 8133 налоговых преступления, ущерб составил 9 млрд 667 млн руб., возмещен 1 млрд 606 млн руб.

Таким образом, наряду с уменьшением по ряду объективных и субъективных причин количества выявленных преступлений значительно превышены показатели по выявленному и возмещенному государству ущербу в результате совершенных налоговых преступлений.

В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", вступившим в действие с 1 июля 2003 г., в ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) и в ст.ст.32 и 36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены изменения и дополнения.

Органы внутренних дел могут в настоящее время участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц согласно законодательству Российской Федерации.

Одними из основных функций ГУНП ФСЭНП МВД России являются:

- участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Возможность участия в таких проверках предоставлена ст.36 НК РФ и Законом N 1026-1 и регламентирована совместной с МНС России Инструкцией;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России оперативного документирования преступлений в сфере налогообложения и взаимодействия в необходимых случаях с налоговыми органами.

Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п.1 ст.36 НК РФ и п.33 ст.11 Закона N 1026-1.

В настоящее время взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов при проведении совместных налоговых проверок регулируется также Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".

2. Основания для проведения совместных налоговых проверок

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении (в случае осуществления повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления).

Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о внесении дополнений в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки с учетом требований ст.ст.87 и 89 НК РФ.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для направления вышеуказанного мотивированного запроса могут служить:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки вышеуказанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п.2 ст.36 НК РФ;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья вышеуказанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Таким образом, со стороны органов внутренних дел в выездной налоговой проверке могут участвовать сотрудники оперативных подразделений (основная форма участия), сотрудники подразделений документальных проверок, специалисты экспертных и оперативно-технических подразделений, сотрудники подразделений, обеспечивающих физическую защиту конкретных должностных лиц (быстрого реагирования).

3. Содержание запроса налогового органа об участии

сотрудников органов внутренних дел в налоговой проверке

Запрос налогового органа должен содержать:

- полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации, место жительства физического лица; вопросы проверки (виды налогов (сборов), по которым проводится проверка); период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика-плательщика сбора, налогового агента;

- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке, в том числе описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих;

- предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;

- предполагаемые сроки проведения проверки.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут служить:

- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

4. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов

и органов внутренних дел

В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки посредством осуществления полномочий, предоставленных им Законом N 1026-1 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.

Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы - должностное лицо налогового органа.

Участие сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке не изменяет ее статуса. Основания, условия и порядок проведения, методика выявления правонарушений, закрепление результатов проверки остаются такими же, как если бы проверка проводилась без привлечения сотрудников органов внутренних дел.

Участие сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках, проводимых по инициативе налоговых органов, носит вспомогательный характер и направлено на повышение результативности данной проверки, достигаемой посредством реализации полномочий, отсутствующих у налоговых органов.

Выездная налоговая проверка может проводиться и по инициативе органов внутренних дел с целью осуществления мероприятий, находящихся вне их компетенции (например, инвентаризации имущества).

Методика назначения и проведения выездных налоговых проверок определена ведомственными нормативными актами МНС России.

Еще раз подчеркнем, что участие сотрудников органов внутренних дел не влияет на тактику и порядок действий сотрудников налоговых органов.

При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов, принимают меры по пресечению противоправных деяний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанное положение реализуется на основании ст.10 Закона N 1026-1 и Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

При выявлении в ходе проверки фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющие производят исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируют предложения о привлечении налогоплательщиков к налоговой, уголовной и административной ответственности.

При направлении материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам.

Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст.ст.100 и 101 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, (за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку), а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (их представителями).

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. Вышеуказанные лица вправе изложить свое мнение по спорному вопросу, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки и другие документы, составленные в ходе проведения налоговой проверки, в орган внутренних дел не направляются.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу (их представителям) в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вынесения решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия организацией или индивидуальным предпринимателем денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел.

О принятом в соответствии со ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган внутренних дел уведомляет налоговый орган в трехдневный срок с момента вынесения указанного решения.

При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

И.Н.Соловьев

К. ю. н.,

Начальник

Управления судебно-правовой защиты

ГПУ МВД России

В.Г.Волков

Инспектор по особым поручениям

УСПЗ ГПУ МВД России

Подписано в печать

07.07.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к главе 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (льготы и освобождение от налогообложения)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 8) >
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 "Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций"> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.