![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к главе 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (льготы и освобождение от налогообложения)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 8)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 8, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 30 "НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЛЬГОТЫ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ)>
В рамках реформирования имущественного налогообложения юридических лиц большое значение имеет введение в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) гл.30 "Налог на имущество организаций". Главой 30 НК РФ определены не только плательщики вышеуказанного налога, объект и прочие элементы налогообложения, но и установлены льготы по налогу, предоставляемые отдельным налогоплательщикам на федеральном уровне, а также четко заявлены случаи освобождения от обложения налогом на имущество организаций.
1. Применение льгот по налогу на имущество организаций
1. Льгота, установленная п.1 ст.381 НК РФ для организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций. Уголовно-исполнительная система включает: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) центральный орган уголовно-исполнительной системы. По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы", далее - Закон N 5473-1). Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Задачами уголовно-исполнительной системы являются: 1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; 2) обеспечение в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, правопорядка и законности безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; 3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; 4) обеспечение охраны здоровья осужденных; 5) содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность; 6) конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам; 7) конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств Российской Федерации. Таким образом, не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных ст.ст.1, 2 Закона N 5473-1. 2. Льгота, установленная п.2 ст.381 НК РФ в отношении имущества религиозных организаций. К религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п.1 ст.6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон N 125-ФЗ). При этом под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст.8 Закона N 125-ФЗ). Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст.19 Закона N 125-ФЗ). Таким образом, не подлежат обложению налогом на имущество организаций культовые здания и сооружения, иные места и объекты, относящиеся к основные средствам и специально используемые для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций. К таким объектам относятся церкви, монастыри и иные культовые здания, сооружения и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии и иные образовательные учреждения (включая технические средства). При этом освобождению от обложения налогом на имущество организаций подлежит все имущество, составляющее (входящее в) вышеуказанные объекты. При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что в отношении иного имущества льгота, установленная непосредственно п.2 ст.381 НК РФ, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации. Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом N 125-ФЗ (п.2 ст.13 Закона N 125-ФЗ). 3. Льгота, установленная п.3 ст.381 НК РФ в отношении имущества общероссийских общественных организаций инвалидов. Под общественными организациями инвалидов понимаются созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов организации, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций (ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу, установленную непосредственно п.3 ст.381 НК РФ, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации. 1. Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчетного и налогового периода) среди членов этих организаций (включая структурные подразделения). При этом к законным представителям относятся один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель (гл.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)). 2. Организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов (при этом среднесписочная численность инвалидов среди работников должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), при установлении возможности применения льготы в отношении имущества, используемого этой организацией для производства и (или) реализации товаров, необходимо обратить внимание на следующее. Льгота не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, приведенных в Перечне товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 N 90. При определении состава подакцизных товаров необходимо руководствоваться ст.181 НК РФ, которой определен перечень подакцизных товаров. 3. При установлении возможности применения льготы по налогу учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общероссийские общественные организации инвалидов, в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее. Под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст.120 ГК РФ). В соответствии со ст.296 ГК РФ имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. При этом льгота по налогу на имущество организаций предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых является общероссийская общественная организация инвалидов, на основании учредительских документов (решения учредителя о создании организации, устава, положения), в которых содержатся сведения о собственнике имущества данной организации, а также при наличии в них записи о том, что организация создана для достижения образовательных и (или) культурных и (или) лечебно-оздоровительных и (или) физкультурно-спортивных и (или) научных и (или) информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Учреждение обязано обеспечить раздельный учет имущества, используемого для достижения вышеуказанных целей и для иной деятельности. Виды деятельности учреждения, единственным собственником имущества которого является общероссийская общественная организация инвалидов, должны соответствовать кодам видов деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. 4. Льгота, установленная п.4 ст.381 НК РФ для организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Льгота предоставляется организациям по производству вышеуказанных ветеринарных препаратов при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 500. В целях предоставления вышеуказанной льготы организации обязаны обеспечить раздельный (обособленный) учет имущества, используемого для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. 5. Льгота, установленная п.5 ст.381 НК РФ в отношении находящихся на балансе организаций объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения. Под объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (ст.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", далее - Закон N 73-ФЗ). К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст.3 Закона N 73-ФЗ). Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: 1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия); 2) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; 3) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов. В целях предоставления льготы организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования (ст.29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такие основные средства, относящиеся к памятникам истории и культуры, также не подлежат обложению налогом на имущество организаций. При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что согласно п.3 ст.63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются впредь до включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр. Таким образом, в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр, охранные обязательства не выдаются. В этом случае для подтверждения права на льготу следует использовать паспорт объекта культурного наследия, который выдается собственнику вышеуказанного объекта и содержит необходимые сведения. Кроме того, в целях предоставления льготы по налогу по объектам, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган из уполномоченного Правительством РФ государственного органа документ о внесении памятника истории и культуры в реестр федерального имущества. 6. Льгота, установленная до 1 января 2006 г. п.6 ст.381 НК РФ в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты; дома маневренного фонда; жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами; жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа; специальные дома для одиноких престарелых; дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т.д.); квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания (Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"). При этом под недвижимостью в жилищной сфере понимается недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы. Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами (п.5 ст.28 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ). На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройству территорий (п.13 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150). Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, а именно: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включаются в состав зданий начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Проводки электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (в том числе ящик и муфты), или проходных втулок (в том числе сами втулки). В этой связи к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся вышеназванные сооружения, расположенные в границах земельных участков жилых зон. Финансированием за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов следует считать целевое направление средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на содержание конкретных объектов (затрат организации или убытка). 7. Льгота, установленная до 1 января 2006 г. п.7 ст.381 НК РФ в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы рекомендуется руководствоваться ОКОФ, поскольку объекты в данном Классификаторе сгруппированы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. 1. Вышеуказанная льгота предоставляется налогоплательщикам любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиками для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению. При этом под объектами культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения подразумевается единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется Уставом (Положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не для указанных нужд, в том числе полностью сдаваемые в аренду. 2. Если деятельность организации, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и организация не осуществляет иные виды деятельности, то основные средства, используемые в целях культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, находящиеся на балансе данной организации, не подлежат обложению налогом на имущество организаций. В то же время так называемые отдельно стоящие объекты: административные здания, гаражи, столовые, рестораны, магазины, транспортные средства (за исключением специально оборудованных транспортных средств, в том числе медицинской лаборатории, реанимации, скорой помощи) и иные аналогичные объекты - подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Пример. Общеобразовательная школа, интернат, детский сад, оздоровительный лагерь для отдыха детей и подростков, районная поликлиника, медицинское учреждение, колледж, спортивная школа, институт повышения квалификации, театр, музей, библиотека, клуб осуществляют исключительно уставную деятельность в соответствующей сфере (в том числе оказывают соответственно своему профилю платные услуги) и имущество (объект основных средств) в аренду не сдают. В этом случае все основные средства, находящиеся на балансе данных организаций, подлежат льготированию (за исключением вышеназванных отдельно стоящих объектов). Если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной деятельностью иные виды деятельности (то есть не по основному направлению деятельности), например занимаются торговлей, сдачей имущества в аренду и т.д., то вышеуказанные основные средства, полностью используемые для других видов деятельности, подлежат налогообложению. В этом случае организация в целях обложения налогом на имущество организаций должна обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества.
8. Льгота, установленная до 2005 г. п.8 ст.381 НК РФ в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения. 1. При установлении возможности применения льготы по объектам основных средств мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве, читателям журнала следует иметь в виду, что перечень таких организаций и порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки утверждается Правительством РФ. До утверждения Правительством РФ соответствующего документа необходимо руководствоваться Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным 02.12.2002 Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564 и МНС России N БГ-18-01/3. Налогоплательщик в целях использования льготы по объектам мобилизационного назначения и (или) мобилизационным мощностям представляет в налоговые органы перечень законсервированного и (или) не используемого в производстве имущества, утвержденный соответствующим (федеральным или региональным) органом исполнительной власти, который уполномочен Правительством РФ устанавливать мобилизационные планы, и оформленный в установленном порядке. Данная налоговая льгота предоставляется на 2004 г. 2. При установлении возможности применения льготы в отношении испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. К объектам единой системы организации воздушного движения относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения устанавливается федеральными авиационными правилами (ст.42 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ). При этом имущество гражданской и экспериментальной авиации: воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - может находиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации (ст.7 Воздушного кодекса Российской Федерации). Кроме того, к органам единой системы организации воздушного движения Российской Федерации относятся, в частности: - Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны России; - Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России; - оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (пп.34 п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084). При этом Положение о единой системе организации воздушного движения Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации". При предоставлении льготы по налогу на имущество организаций в части аэродромов единой системы воздушного движения читателям журнала следует иметь в виду, что от налогообложения освобождаются основные средства, расположенные на участке земли или поверхности воды с находящимися на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, поскольку п.п.1 и 2 ст.40 Воздушного кодекса Российской Федерации данные объекты включены в состав аэродромов. 9. Льгота, установленная п.п.9 и 10 ст.381 НК РФ в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания. К ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов (ст.3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", далее - Закон N 170-ФЗ). Кроме того, под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов (ст.3 Закона N 170-ФЗ). Ядерные установки и пункты хранения находятся в федеральной собственности (ст.ст.5 и 11 Закона N 170-ФЗ). Организация, на балансе которой находятся ядерные установки, используемые для научных целей (научных исследований и изысканий), и пункты хранения, в соответствии со ст.34 Закона N 170-ФЗ должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования в области использования атомной энергии. При установлении возможности применения льготы в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, и пунктов хранения читателям журнала следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 238 утвержден Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий. 10. Льгота, установленная п.11 ст.381 НК РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов. Льготированию подлежит составляющее вышеуказанные объекты имущество, включенное в соответствующий Перечень имущества, утверждаемый Правительством РФ. 11. Льгота, установленная п.12 ст.381 НК РФ в отношении космических объектов (спутников связи и др.). При применении данной льготы следует руководствоваться Законом РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" и ОКОФ. 12. Льгота, установленная п.13 ст.381 НК РФ в отношении имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий. Вышеуказанная льгота предоставляется специализированным протезно-ортопедическим организациям любой организационно-правовой формы и формы собственности, специализирующимся на производстве протезно-ортопедической продукции, перечень работ и услуг которых приведен в п.3 Положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 N 309. 13. Льгота, установленная п.14 ст.381 НК РФ в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. При применении данной льготы следует руководствоваться ст.20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". 14. Льгота, установленная п.15 ст.381 НК РФ в отношении имущества государственных научных центров. Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации". Отнесение организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством РФ по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике (п.2 Порядка). Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Советом Министров - Правительством РФ одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра (п.4 Порядка). Руководители организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике отчеты о деятельности руководимых ими центров (п.5 Порядка). 15. Льгота, установленная до 1 января 2006 г. п.16 ст.381 НК РФ для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств. Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). При этом к научной (научно-исследовательской) деятельности относятся: - фундаментальные научные исследования, которые определяются как экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; - прикладные научные исследования, которые определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Научно-техническая деятельность, то есть деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы, к научной (научно-исследовательской) деятельности не относится. Поэтому вышеуказанная налоговая льгота применяется только в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научной организацией, имеющей свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав вышеназванных российских академий наук.
2. Права законодательных (представительных) органов власти по установлению налоговых льгот
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и основания для их использования. При этом льготы, определенные ст.381 НК РФ, применяются вне зависимости от их упоминания в законах субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе установить налоговые льготы, аналогичные предусмотренным ст.381 НК РФ, в отношении которых определено ограничение их действия во времени, - без указанного ограничения. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть, например, следующие налоговые льготы: - религиозным организациям - в отношении любого принадлежащего им имущества, в том числе используемого в хозяйственной деятельности; - региональным общественным организациям инвалидов или другим организациям инвалидов - в отношении имущества, не указанного в ст.381 НК РФ; - фармацевтическим организациям по производству медицинских препаратов - в отношении имущества для производства не только ветеринарных препаратов; - в отношении памятников истории и культуры регионального и (или) местного значения; - в отношении любых объектов с ядерными установками; - сельскохозяйственным товаропроизводителям.
3. Освобождение от налогообложения земельных участков и иных объектов природопользования
Согласно пп.1 п.4 ст.374 НК РФ не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы). К природным ресурсам относятся компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут использоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под природной средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, а природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности человека, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон N 7-ФЗ). К таким объектам, в частности, относятся объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания (п.3 ст.4 Закона N 7-ФЗ). К вышеуказанным объектам не относятся здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.
4. Освобождение от налогообложения имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти
При применении пп.2 п.4 ст.374 НК РФ, в соответствии с которым не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее - Закон N 53-ФЗ). Согласно законодательству Российской Федерации к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе в миграционной службе), Государственной противопожарной службе МЧС России, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст.8 Закона N 53-ФЗ). К военной службе приравнивается фельдъегерская служба согласно Федеральному закону от 17.12.1994 N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи". Таможенные органы (в том числе региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253 и Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации и отнесены к государственным военизированным организациям. При рассмотрении возможности предоставления льгот в отношении других федеральных органов власти следует руководствоваться действующим законодательством и Положениями об этих органах. Входящие в состав вышеуказанных органов учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие организации и унитарные предприятия) уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке. При этом не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Если вышеуказанное имущество используется не по назначению или сдается в аренду, то оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. При определении состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка необходимо руководствоваться Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", а также ОКОФ. Иное имущество вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны обеспечить обособленный учет основных средств, подлежащих обложению налогом на имущество организаций.
Н.А.Гаврилова Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Подписано в печать 07.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |