![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: По окончании договора лизинга предприятие получило в собственность автомобиль. До этого автомобиль числился на балансе у лизингодателя, который с помощью ускоренной амортизации списал стоимость машины. Какие записи следует оформить в бухгалтерском учете и следует ли начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете? ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 8)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 8, 2004
Вопрос: По окончании договора лизинга предприятие получило в собственность автомобиль. До этого автомобиль числился на балансе у лизингодателя, который с помощью ускоренной амортизации списал стоимость машины. Какие записи следует оформить в бухгалтерском учете и следует ли начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ: Если автомобиль, как предмет договора лизинга, переход в собственность предприятия без внесения каких-либо дополнительных платежей в оплату его приобретения, то ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете амортизация по такому объекту начисляться не должна. Объясняется это следующим. В соответствии с положениями гл.25 НК РФ (ст.ст.256 - 259) и нормами ПБУ 6/01, базой для начисления амортизационных отчислений является первоначальная (восстановительная) стоимость соответствующего амортизируемого имущества, представляющая собой сумму фактических затрат организации на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В части лизингового имущества амортизация как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения начисляется в том случае, если указанное имущество по условиям заключенного договора учитывается на балансе лизингополучателя. Если вносимая предприятием-лизингополучателем сумма превышает сумму амортизации, то соответствующая разница в соответствии с пп.10 п.1 ст.264 НК РФ признается в налоговом учете в составе прочих расходов. Если по условиям заключенного сторонами договора имущество, являющееся предметом лизинга, числится на балансе лизингодателя, в бухгалтерском и налоговом учете предприятия-лизингополучателя отражаются расходы по уплате арендных (лизинговых) платежей (пп.10 п.1 ст.264 НК РФ). В любом случае по окончании договора лизинга все связанные с его реализацией расходы, включая выкупную цену имущества, должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете. Если же наряду с внесением лизинговых платежей согласно договору начислять еще и амортизацию, то налицо будет завышение расходов. В бухгалтерском учете стоимость выкупленного лизингового имущества оформляется в соответствии с п.11 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утв. Приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. N 15): кредит забалансового счета 001 "Арендованные основные средства" - списание стоимости имущества, по которой оно было учтено у предприятия-лизингополучателя на забалансовом учете;
дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 02 "Износ основных средств", субсчет "Износ собственных основных средств" - одновременно отражается балансовая стоимость перешедшего в собственность предприятия лизингового имущества, а также начисленной по нему амортизации. Именно данные записи и должны быть оформлены в учете организации-лизингополучателя, но при условии, что им внесены все суммы согласно заключенному договору лизинга. Если досрочных выкупных платежей предприятие-лизингополучатель не вносит, оно должно продолжать числиться на забалансовом счете 001, даже если в учете предприятия-лизингодателя по данному имуществу начислена полная сумма амортизации.
Подписано в печать 07.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |