![]() |
| ![]() |
|
Статья: Дегустация товаров - рекламная акция предприятия торговли ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 8)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 8, 2004
ДЕГУСТАЦИЯ ТОВАРОВ - РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
В целях рекламы и обеспечения роста продаж торговые предприятия нередко прибегают к предоставлению своим покупателям возможности продегустировать реализуемые товары (продукцию). При этом дегустация может организовываться самостоятельно или по договорам (соглашениям) с поставщиками, на своих торговых площадях (в магазинах) или на выставках (специальных рекламных акциях). Отражение хозяйственных операций, связанных с дегустацией товаров, зависит от того, в каком порядке оформлены отношения между торговым предприятием, с одной стороны, и поставщиком и (или) организатором выставки, с другой стороны. В части отношений с поставщиком товаров следует учитывать, что на дегустацию торговым предприятием могут передаваться как товары, принадлежащие предприятию (то есть оплачиваемые им в составе поставок), так и товары, специально выделяемые поставщиком для их использования в ходе организуемых дегустаций и (или) иных мероприятий. Если торговое предприятие использует при дегустации оплаченные из собственных средств товары поставщиков, то соответствующие расходы (как минимум стоимость самих товаров), возникают именно у торгового предприятия. При этом это не зависит от того, самостоятельно предприятие приняло решение проводить дегустацию или же таковы были условия (соглашения), достигнутые с поставщиком. Стоимость продовольственных и (или) иных товаров, использованных в ходе проводимых дегустаций, могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль на основании пп.28 п.1 ст.264 НК РФ, как расходы на рекламу реализуемых товаров, но с учетом положений п.4 ст.264 НК РФ. Так как расходы на дегустацию напрямую не предусмотрены в п.4 ст.264 НК РФ, то они могут приниматься в целях налогообложения в составе иных рекламных расходов, в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Возможность признания расходов, связанных с дегустацией товаров, в целях налогообложения по налогу на прибыль в составе рекламных подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. N А56-23095/01. При этом расходы на дегустацию товаров могут быть признаны в составе рекламных расходов только в том случае, если выполняются положения Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. изменений и дополнений).
Согласно ст.2 указанного Закона под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Если закрепленные в Законе N 108-ФЗ условия не выполняются, расходы на дегустацию товаров не могут быть отнесены к рекламным, что будет означать безвозмездный характер передачи товаров со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе и непринятия расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль, а также начисление НДС). В частности, к рекламным не могут быть отнесены расходы по дегустации в случае, когда к ней привлечено ограниченное число участников, например, действующие или потенциальные покупатели, с которыми ведутся переговоры (см., в частности, Письмо Управления МНС по г. Москве от 12 мая 2003 г. N 26-12/25950). Определять, относятся расходы по организации и проведению дегустации к рекламным или нет, следует на основании имеющихся у торгового предприятия документов. Наличие приказа (распоряжения) администрации об организации и проведении мероприятий, направленных на повышение интереса покупателей к той или иной продукции, обеспечение объемов продаж и т.п., автоматически ведет к признанию рекламных расходов. В связи с этим организациям рекомендуется документально оформлять свои устремления провести раздачу товаров путем их дегустирования. В бухгалтерском учете торгового предприятия расходы, связанные с дегустацией товаров, оформляются следующими записями по счетам учета: дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 41 "Товары" - стоимость товаров, использованных при дегустации товаров; дебет счета 44 кредит счетов 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - расходы на оплату труда сотрудников, занятых организацией и проведением дегустации товаров. Если поставщик согласно заключенным с торговым предприятием соглашениям выделяет определенное количество товаров без их оплаты, а проведение мероприятий возлагается на предприятие, стоимость полученных товаров должна быть оприходована по забалансовому счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Подтверждением того обстоятельства, что товары получены без их оплаты, могут являться положения заключенных сторонами договоров (соглашений), соответствующие первичные учетные документы. При передаче товаров на дегустацию и их фактическом использовании уже сама торговая организация обязана составить соответствующие оправдательные документы, в которых также должны иметься ссылки на то, что товары не принадлежат организации. Само торговое предприятие при организации дегустации товаров поставщиков без оплаты их стоимости должно учитывать, что оно в последующем понесет определенные затраты (в частности, оплата труда сотрудников и др.), связанные с организацией и проведением дегустации, которые должны иметь свой источник покрытия. Представляется возможным также отнести такие расходы к рекламным с признанием в установленном порядке в целях налогообложения по налогу на прибыль. Ведь в конечном итоге организуемое мероприятие также направлено на увеличение объема продаж. Однако учитывая четкую регламентацию данного вопроса, торговое предприятие вправе настаивать на возмещении расходов поставщиком - владельцем товаров. В отдельных случаях торговое предприятие может выделить поставщику товаров собственные торговые площади для организации и проведения дегустации, и тем самым обезопасить себя от каких-либо расходов и соответственно решения вопроса с определением источника их покрытия. При этом сдача торговых площадей в аренду может производиться как с взиманием определенной платы, так и безвозмездно. Во втором случае следует учитывать необходимость покрытия затрат, связанных с содержанием торговых площадей (оплата коммунальных услуг, услуг связи и т.п.). В части отношений со сторонними организациями, организующими выставки и иные мероприятия, на которых дегустируется продукция торгового предприятия, необходимо учитывать следующее. Такие расходы, как правило, включают в себя аренду выставочных площадей, организационные, разрешительные взносы, плату на размещение информации в выставочных каталогах, затраты на командировки. Все указанные расходы на основании п.4 ст.264 НК РФ могут быть отнесены к рекламным, за исключением расходов на служебные командировки, которые принимаются в целях налогообложения по соответствующим статьям расходов (см., в частности, Письмо Управления МНС по г. Москве от 17 апреля 2003 г. N 23-10/4/21317). При этом сами расходы на дегустацию, то есть раздача товаров для их опробования, не могут быть отнесены к расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, указанных в п.4 ст.264 НК РФ, а потому приниматься в целях налогообложения по налогу на прибыль они должны совместно с прочими расходами на рекламу и в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. В бухгалтерском учете расходы на участие в организуемых сторонними организациями выставках и иных мероприятиях, на которых в том числе проводится дегустация товаров, оформляются следующими записями: дебет счета 44 кредит счета 41 - стоимость товаров, использованных при организации и проведении выставок сторонними организациями; дебет счета 44 кредит счетов 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. - стоимость услуг сторонних организаций по организации и проведению дегустации товаров. Кроме решения вопросов в части налогообложения по налогу на прибыль, торговые предприятия при проведении дегустации должны учитывать также вопросы, связанные с начислением и других налогов. В части налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ облагается стоимость реализуемых товаров, а также товаров, переданных на безвозмездной основе и (или) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Если дегустация товаров организуется в рамках рекламы в соответствии с учетом положений Федерального закона N 108-ФЗ, то начислять НДС со стоимости использованных товаров необходимости нет. Если же подтвердить рекламный характер невозможно, то НДС должен быть начислен в связи с безвозмездной передачей товаров. Как отмечалось выше, расходы на дегустацию товаров принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в пределах установленной нормы, а именно в размере не свыше 1 процента выручки от реализации. Если по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода какие-либо расходы в данную норму "не вписываются", то вычет сумм НДС со стоимости использованных товаров и иных рекламных расходов в соответствии с п.7 ст.171 НК РФ произведен быть не может. В случае необходимости в части непринятых для целей налогообложения стоимости товаров и иных рекламных расходов суммы "входного" НДС должны быть восстановлены. В соответствии с пп.9 п.1 ст.182 НК РФ передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд облагается в установленном порядке акцизами. Поэтому если организация решит передать на дегустацию подакцизную продукцию (в частности, алкогольные напитки, вино и др.), то в установленном порядке организация обязана произвести уплату акцизов. При этом причитающаяся к уплате сумма акциза отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 44 и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по акцизам". В соответствии с положениями пп."з" п.1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. изменений и дополнений) юридические лица, рекламирующие свою продукцию, согласно принятым местными органами власти решениям, могут привлекаться к уплате налога на рекламу по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе. Если в соответствующем субъекте Российской Федерации введен налог на рекламу, а стоимость товаров и иных расходов по их дегустации включены в рекламные расходы, они могут быть включены в объект налогообложения по налогу. В каждом конкретном случае вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога на рекламу, решаются согласно соответствующему закону субъекта Российской Федерации. При использовании торговым предприятием упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в размере доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, расходы на дегустацию товаров как рекламные расходы в соответствии с пп.20 п.1 ст.346.16 НК РФ признаются в целях налогообложения в том же порядке, что и применении общего режима налогообложения.
И.В.Самойлов Подписано в печать 07.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |