![]() |
| ![]() |
|
Статья: Коллаж для "упрощенки" ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 24)
"Учет.Налоги.Право", N 24, 2004
КОЛЛАЖ ДЛЯ "УПРОЩЕНКИ"
(Комментарий к Письмам Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/2/34, от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52, от 12.05.2004 N 04-02-05/2/21 от 12.05.2004 N 04-04-04/57)
Недавно обнародованы сразу четыре Письма Минфина России, связанные с применением упрощенной системы налогообложения. Мы рассмотрим самые интересные вопросы, которые разъяснили специалисты Минфина.
Спецодежду в расход
В перечне расходов, которые можно учесть в упрощенной системе налогообложения, нет такого вида расхода, как затраты на приобретение специальной одежды. Однако это не означает, что на ее стоимость нельзя уменьшить полученный доход. Можно. И с этим согласны специалисты Минфина России. Свою позицию они изложили в Письме от 09.06.2004 N 03-02-05/2/34. Стоимость приобретенной спецодежды включается в составе материальных расходов по пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ. Дело в том, что материальные расходы в упрощенной системе налогообложения учитываются по правилам гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а именно по ст.254 (п.2 ст.346.16 НК РФ). Согласно пп.3 п.1 ст.254 Кодекса в состав материальных расходов входят и затраты на приобретение специальной одежды. Следовательно, ее стоимость можно учесть и в расходах в "упрощенке". Но, как считают специалисты Минфина, уменьшить доходы можно на стоимость не всякой спецодежды. По их мнению, к материальным расходам относятся затраты на приобретение специальной одежды работникам только тех профессий, которые перечислены в Постановлении Минтруда России от 18.12.1998 N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами специальной защиты". Кроме этого, списать на расходы можно только обмундирование в пределах типовых отраслевых норм выдачи специальной одежды. На наш взгляд, такое требование неправомерно. Подпункт 3 п.1 ст.254 НК РФ, которым нужно руководствоваться при учете спецодежды в "упрощенке", не содержит ограничений по видам профессий и нормам выдачи специальной одежды (подробнее об этом читайте на с. 8 "УНП" N 13, 2004, "Оденем всех, но с условиями").
Возврат аванса не доход
Еще один вопрос, который рассмотрели специалисты Минфина России, касается учета возвращенного аванса в упрощенной системе налогообложения (Письмо от 12.05.2004 N 04-02-05/2/21). Вывод, который сделан в комментируемом Письме, ставит в тупик. Оказывается, сумму возвращенного аванса необходимо включить в состав доходов в день поступления этих средств на счет в банке или в кассу организации. Аргумент Минфина - доходы в упрощенной системе налогообложения учитываются по правилам ст.ст.249 и 250 НК РФ с учетом положений ст.251 НК РФ, которая содержит виды доходов, не подлежащих налогообложению. Такой вид дохода, как сумма возвращенного аванса, не поименован в ст.251 НК РФ. Следовательно, он включается в состав доходов. Не можем согласиться с таким подходом в решении данного вопроса. Да, в "упрощенке" доходы учитываются по ст.ст.249 и 250 НК РФ, а доходы, перечисленные в ст.251 НК РФ, не подпадают под налогообложение. Справедливо и то, что такой вид дохода, как возвращенный аванс, не включен в ст.251 НК РФ. Но это не означает, что он автоматически должен признаваться доходом. Мы не можем его учесть по ст.249 НК РФ как доход от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав. Также он не подходит и под внереализационные доходы, которые учитываются по ст.250 НК РФ. Возвращенный аванс вообще не является доходом. Доходом признается экономическая выгода (ст.41 НК РФ). А в нашем случае организация не получает никакой экономической выгоды от получения собственных денег назад.
Больничные: сколько можно учесть?
Организации, перешедшие на "упрощенку", могут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования только в пределах минимального размера оплаты труда (на сегодня - 600 руб.), если они не выплачивают добровольные взносы. Остальную часть пособия работодатель должен доплатить за счет собственных средств (ст.2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"). Возникает вопрос: можно ли эту часть пособия учесть при расчете единого налога? На этот вопрос Минфин России дал положительный ответ (Письмо от 12.05.2004 N 04-04-04/57). Сумму пособия по временной нетрудоспособности, превышающую за полный календарный месяц один МРОТ, можно учесть в "упрощенке". Причем независимо от выбранного объекта налогообложения. Если объектом налогообложения выбраны доходы за минусом расходов, то сумма пособия, выплаченная за счет средств организации, учитывается как расходы на оплату труда (пп.6 п.1 ст.346.16 НК РФ). Данный вид расхода в "упрощенке" определяется по правилам ст.255 НК РФ. А в этой статье предусмотрены расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ (п.15 ст.255 НК РФ). Те же, кто выбрал объектом налогообложения доходы, на сумму больничных, выплаченных за счет средств работодателя, уменьшают размер единого налога за налоговый (отчетный) период <*>. ————————————————————————————————<*> Подробнее об этом читайте в "УНП" N 10, 2004, с. 5, "Упрощенные" больничные".
Смена учредителей
При смене участников (акционеров) организация, работающая на упрощенной системе налогообложения, должна быть особенно внимательна. Об этом предупреждает Минфин России в Письме от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52. Ведь вследствие изменения состава собственников может измениться процентное соотношение их долей. И если в составе участников (акционеров) организации есть юридические лица, то это может привести к негативным последствиям. Организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не могут применять упрощенную систему налогообложения (пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ). И если после смены собственников доля участия других организаций превысит 25 процентов, то организация должна перейти на обычный режим налогообложения. Причем сделать это она должна с начала того периода, в котором произошло изменение. Такой позиции придерживается Минфин России. Обратите внимание на то, что в комментируемом Письме речь идет именно о налоговом периоде, а не об отчетном. Как объясняют специалисты Минфина, ст.346.13 НК РФ, которая устанавливает условия прекращения применения "упрощенки", не содержит такого случая, как превышение установленного Кодексом размера доли участия других организаций в уставном капитале общества. Поэтому перейти на общий режим организация должна не с начала квартала, а с начала года, в котором произошли изменения. То есть получается, если изменение состава участников (акционеров) и превышение доли произошло в четвертом квартале 2003 г., то на обычный режим налогообложения организация должна была перейти с первого квартала 2003 г. Согласитесь, такое требование может привести к катастрофическим последствиям для организации. Но насколько оно верно? По нашему мнению, такая позиция в корне неверна. Ведь ст.346.13 НК РФ содержит только два случая, при возникновении которых организации должны вернуться к обычному режиму налогообложения. Первый случай - если доход за отчетный (налоговый) период превысит 15 млн руб. Второй - если остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн руб. (также за отчетный (налоговый) период). Наша ситуация в этот список не вошла. Поэтому нет никаких оснований возвращаться на обычный режим налогообложения, если при смене собственников доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации превысит 25 процентов. Данное ограничение действует только в момент принятия решения о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Л.В.Клименкова Эксперт "УНП" Подписано в печать 05.07.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |